Пояснительная записка

Учебный план образовательного процесса на курсах «Повар» включает в себя обязательное проведение лабораторных работ.

Учебное пособие разработано в помощь педагогам Учебно-производственного отдела при проведении лабораторных работ на курсах по специальности «Повар» и применяется в качестве раздаточного материала-инструкции для учащихся.

Учебное пособие разработано с целью:

- закрепления у учащихся ЗУН по изученным на теории темам;

- развития у учащихся практических навыков приготовления блюд и работы с документацией;

- воспитания самостоятельности и чувства ответственности за качество работы.

Выполнение задач обучения, развития, воспитания в процессе лабораторных работ достигается в результате самостоятельного планирования учащимися коллективной работы, приготовления и оформления блюд, организации рабочих мест, использования оборудования, инвентаря, посуды, соблюдения санитарных норм и правил при работе, выработки учащимися способов и методов выхода из трудных ситуаций, рационального и бережного использования продуктов.

Лабораторные работы проводятся по кулинарии по каждому разделу предмета с целью практического закрепления ранее изученного теоретического материала. Проводятся в условиях специально оборудованных лабораторий с применением оборудования, инвентаря, посуды, продуктов. Блюда готовятся в небольшом количестве на 1-3 порции с использованием технологических карт. Занятие оснащается планами выполнения лабораторной работы, руководствуясь которыми учащиеся строят свою работу по приготовлению и оформлению блюд. Учащиеся делятся на подгруппы по 2-3 человека, выполняющие коллективное задание. Задание состоит из приготовления нескольких блюд по разделу предмета. Технологические карты на блюда составляются учащимися предварительно. Допустима подготовка технологических карт педагогом.

Структура занятия включает в себя:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели занятия.

3.Повторение предварительно изученного материала по теме.

4.Закрепление материала.

5.Итог занятия.

Организационный момент направлен на организацию начала занятия, проверку явки, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания. Повторение предварительно изученного материала по теме проводится, как правило, в форме фронтального опроса. Закрепление материала осуществляется в процессе приготовления и оформления блюд. При этом деятельность учащихся направляется и корректируется педагогом. Итог занятия сопровождается анализом успешности овладения знаниями, умениями и навыками в приготовлении и оформлении блюд, оценкой их качества, выставлением оценок.

В процессе приготовления обязательным для учащихся является строгое соблюдение закладки продуктов, предусмотренных рецептурой, и технологического процесса, проверка веса готовых блюд, оценка их качества, правильное оформление и подача в требуемой посуде. Замена продуктов допустима в соответствии с таблицей взаимозаменяемости сборника рецептур. С учетом сезона в приведенных рецептурах необходимо проводить перерасчет закладки овощей весом брутто.

 

Далее приведены примерные планы выполнения лабораторных работ, которыми должны руководствоваться подгруппы учащихся при выполнении заданий.

Лабораторная работа № 1

Тема «Супы»

Задание № 1: Приготовить борщ со свежей капустой и картофелем.

 

Выход 1 порции: 250г

 Рецептура

Наименование продуктов Б Н
Свекла 200 160
Капуста свежая 100 80
Картофель 107 80
Морковь 50 40
Петрушка (корень) (можно заменить морковью) 13 10
Лук репчатый 48 40
Томатное пюре / паста 30 / 9 30 / 9
Кулинарный жир 20 20
Сахар 10 10
Уксус 3% 16 16
Бульон или вода 800 800
Соль 6-10 6-10
Перец горошком 0,1 0,1
Лавровый лист 0, 04 0, 04
Выход   1000

 

Подбор цехов, оборудования, инвентаря, посуды для приготовления борща со свежей капустой и картофелем

Технологический процесс Цех Оборудова-ние Инвентарь Посуда
1 Расчет продуктов на 1-3 порции супа, взвешивание продуктов по рецептуре. Уборка рабочего места   весы настольные   тарелки чашки
2 Мойка и очистка овощей. Уборка рабочего места. овощной моечная ванная ножи бак для отходов чаша
3 Нарезка: картофеля брусочками свеклы соломкой капусты соломкой моркови соломкой корня петрушки соломкой лука репчатого соломкой. Уборка рабочего места.     овощной     стол     доски       чаша – 6шт
4 Пассерование овощей с томатом на разогретом жире (сначала пассеруют коренья, затем добавляют лук, в конце вводят томат) горячий плита   лопатка сковорода
5 Тушение свеклы при закрытой крышке с добавлением бульона или воды, в конце добавляют уксус горячий плита   ложка кастрюля крышка
6 Закладка капусты в кипящий бульон или воду, доведение до кипения горячий плита     кастрюля
7 Добавление картофеля, варка 10-15 минут горячий плита      
8 Закладка пассерованных овощей с томатом, затем тушеной свеклы горячий плита      
9 Закладка за 5-10 минут до окончания варки соли, сахара, специй. горячий плита      
10 Уборка рабочего места горячий      

 

Оценка качества готового блюда

Внешний вид: бульон с овощами, сохранившими форму нарезки; на поверхности жир красного цвета

Цвет: свойственный свекле, не мутный

Запах: аромата овощей и специй

Консистенция: овощей мягкая

Вкус: в меру соленый, слегка кисло-сладкий

 

Определение выхода блюда

Взвешивание готового супа на весах (взвесить суп вместе с посудой, отнять вес посуды, определить выход).

 

Оформление блюда к подаче

Суп, предварительно размешав, наливают в глубокую столовую тарелку (250г), ставят на мелкую столовую тарелку того же диаметра, можно подать со сметаной и рубленой зеленью. Температура подачи 75-80 градусов.

 

 

 

Задание № 2: Приготовить рассольник Ленинградский.

Рецептура                        Выход 1 порции: 250г

Наименование продуктов Б Н
Картофель 400 300
Крупа перловая 20 20
Морковь 50 40
Лук репчатый 24 20
Огурцы соленые 67 60
Томатное пюре / паста 30 / 9 30 / 9
Маргарин 20 20
Бульон или вода 750 750
Соль 6 6
Перец горошком 0,1 0,1
Лавровый лист 0, 04 0, 04
Выход   1000

Подбор цехов, оборудования, инвентаря, посуды для приготовления рассольника Ленинградского

Технологический процесс Цех Оборудование Инвен-тарь Посуда
1 Расчет продуктов на 1-3 порции супа, взвешивание продуктов по рецептуре. Уборка рабочего места.   весы настольные   тарелки чашки
2 Мойка и очистка овощей. Уборка рабочего места. овощной моечная ванная ножи бак отходов чаша
3 Нарезка: картофеля брусочками моркови соломкой лука репчатого соломкой огурцов соленых соломкой. Уборка рабочего места.     овощной     стол     доски       чаша – 4шт
4 Переборка и промывание перловой крупы. Уборка рабочего места. горячий стол ванная   чаша
5 Варка перловой крупы до полуготовности, повторное промывание крупы горячий плита ванная   ложка дуршлаг кастрюля тарелка
6 Пассерование овощей с томатом на разогретом жире (сначала пассеруют морковь, затем добавляют лук, в конце вводят томат) горячий плита лопатка сковорода
7 Припускание соленых огурцов в небольшом количестве бульона или воды 15 минут при закрытой крышке горячий плита     кастрюля крышка
8 Закладка крупы в кипящий бульон или воду, доведение до кипения горячий плита      
9 Закладка картофеля, варка 10-15 мин горячий плита    
10 Добавление пассерованных овощей с томатом горячий плита    
11 Добавление припущенных огурцов горячий плита    
12 Закладка за 5-10 минут до окончания варки соли, специй горячий плита      
13 Уборка рабочего места горячий      

Оценка качества готового блюда

Внешний вид: бульон с овощами, сохранившими форму нарезки

Цвет: на поверхности жир оранжевого цвета

Запах: аромата овощей и специй

Консистенция: овощей и крупы мягкая

Вкус: в меру соленый, слегка кисловатый

 

Определение выхода блюда

Взвешивание готового супа на весах (взвесить суп вместе с посудой, отнять вес посуды, определить выход).

 

 

Оформление блюда к подаче

Суп, предварительно размешав, наливают в глубокую столовую тарелку (250г), ставят на мелкую столовую тарелку того же диаметра, можно подать со сметаной и рубленой зеленью. Температура подачи 75-80 градусов.

 

Задание № 3: Приготовить суп картофельный с крупой рисовой.

Рецептура                       Выход 1 порции: 250г

Наименование продуктов Б Н
Картофель 400 300
Крупа рисовая 40 40
Морковь 50 40
Лук репчатый 48 40
Кулинарный жир 10 10
Бульон или вода 750 750
Соль 6-10 6-10
Перец горошком 0,1 0,1
Лавровый лист 0, 04 0, 04
Выход   1000

Подбор цехов, оборудования, инвентаря, посуды для приготовления супа картофельного с крупой рисовой

Технологический процесс Цех Оборудование Инвентарь Посуда
1 Расчет продуктов на 1-3 порции супа, взвешивание продуктов по рецептуре. Уборка рабочего места.   весы настольные   тарелки чашки
2 Мойка и очистка овощей. Уборка рабочего места. овощной моечная ванная ножи бак отходов чаша
3 Нарезка: картофеля крупными кубиками моркови мелкими кубиками лука репчатого мелкими кубиками. Уборка рабочего места.     овощной     стол     доски       чаша – 3шт
4 Переборка и промывание рисовой крупы. Уборка рабочего места. горячий стол ванная   чаша
5 Пассерование овощей на разогретом жире (сначала пассеруют морковь, позже вводят лук) горячий плита лопатка сковорода
6 Закладка картофеля в кипящий бульон или воду, варка 10 минут горячий плита     кастрюля крышка
7 Добавление пассерованных овощей, варка 5 минут горячий плита ложка  
8 Закладка риса, варка 5 минут горячий плита    
9 Закладка соли, специй, варка 5 мин горячий плита    
10 Уборка рабочего места горячий      

Оценка качества готового блюда

Внешний вид: бульон с овощами, сохранившими форму нарезки

Цвет: на поверхности жир оранжевого цвета

Запах: аромата овощей и специй

Консистенция: овощей и крупы мягкая

Вкус: в меру соленый

Определение выхода блюда

Взвешивание готового супа на весах (взвесить суп вместе с посудой, отнять вес посуды, определить выход).

Оформление блюда к подаче

Суп, предварительно размешав, наливают в глубокую столовую тарелку (250г), ставят на мелкую столовую тарелку того же диаметра, можно подать с рубленой зеленью. Температура подачи 75-80 градусов.

Задание № 4: Приготовить суп молочный с крупой пшенной.

 

Выход 1 порции: 250г

Рецептура

Наименование продуктов Б Н
Молоко 500 500
Вода 550 550
Пшено 80 80
Масло сливочное 8 8
Сахар 10 10
Соль 6 6
Выход   1000

 

Подбор цехов, оборудования, инвентаря, посуды для приготовления супа молочного с крупой пшенной

Технологический процесс Цех Оборудование Инвентарь Посуда
1 Расчет продуктов на 1-3 порции супа, взвешивание продуктов по рецептуре. Уборка рабочего места.   весы настольные   тарелки чашки
2 Переборка и промывание пшена. Уборка рабочего места. горячий стол ванная   чаша
3 Варка пшена в подсоленной воде до полуготовности 10-15 минут горячий плита ложка кастрюля крышка
4 Кипячение молока горячий плита   кастрюля
5 Добавление в воду с пшеном горячего молока, соли, сахара, масла сливочного горячий плита    
6 Уборка рабочего места горячий      

 

Оценка качества готового блюда

Внешний вид: молочная жидкость с крупой

Цвет: на поверхности жир золотистого цвета

Запах: свойственный молоку, без подгорелого

Консистенция: крупы мягкая, не разваренная

Вкус: в меру соленый, слегка сладковатый

Определение выхода блюда

Взвешивание готового супа на весах (взвесить суп вместе с посудой, отнять вес посуды, определить выход).

Оформление блюда к подаче

Суп, предварительно размешав, наливают в глубокую столовую тарелку (250г), ставят на мелкую столовую тарелку того же диаметра. Температура подачи 75-80 градусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: