Тема 1 – Роль информации и информационный обмен в товарообращении

 

1. Роль, перспективы и эффективность применения информационных технологий в логистике и УЦП.

2. Информационные потоки в логистических системах.

 

1.  Под информационными системами и информационными технологиями в логистике понимается  комплекс программно-технических средств и методом производства, передачи, обработки и потребления информации в логистической системе. Доминирующим направлением в развитии информационных систем и информационных технологий является информационная интеграция на основе современных методов обработки и передачи даны, определяемая таким новым понятием, как телематика. Понятийный аппарат в этом новом направлении в большой степени заимствован из современной программотехники и теории коммуникационных сетей.

Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в логистической системе. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий и автоматизации типовых технологических операций логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.

В настоящее время основными приоритетными направлениями в развитии и совершенствовании глобальных транспортных технологий и бизнеса являются: мобильность, Internet, мультимодальность. Характерно, что многие из современных направлений в развитие бизнеса ориентированы на активное использование электронных форм обеспечение деловых операций. Это проявляется и в названиях перспективных и эффективных электронных технологий: e-mobility, e-business, e-logistics, m-commerce и др. Перспективы дальнейшего внедрения информационных технологий и систем на транспорте и в логистике впечатляющи. Среди них:

- информационная интеграция на транспорте на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального трансъевропейского мониторинга движения товаров;

- развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчетов[1];

- совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в компаниях;

- формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и посреднических фирм в Internet для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками товаров и услуг;

- решение проблем простоя транспорта на границах активного внедрения технологий «Green Custom – Зеленая таможня»[2], основанных на электронном документообороте (EDI);

- электронные формы контрактов и платежей за товары и услуги в открытых коммерческих системах[3];

- глобальная мобильная связь «трубка-трубка», обеспечиваемая низкоорбитальными спутниковыми системами типа Globastar;

- информационная интеграция товаропроизводящих и транспортно-обслуживающих компаний с потребителями на платформе технологий Internet-Intranet;

- мобильное управление на основе WAP-технологий и многое другое.

Следует отметить, что совокупность важнейших экономических выгод от введения логистических информационных систем можно изложить в семи пунктах:

- сокращение времени прохождения процесса;

- снижение запасов в результате снижения рисков;

Рациональное использование ресурсов;

- повышение качества логистического процесса;

- сокращение потребления бумаги;

- сокращение ошибок;

- сокращение затрат на актуализацию данных.

Остановимся подробнее на характеристике отдельных слагаемых эффекта. Благодаря опережающему информационному потоку можно заранее оптимизировать ход последующих транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных и производственных процессов и сократить время их прохождения.

Своевременная и надежная информация снижает риски, связанные с созданием запасов. Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий можно частично заменить информацией о запасах, находящихся на складе или на пути к нему. Своевременная информация о ходе реализации процессов в логистических каналах и о состоянии логистических инфраструктур позволяет осуществлять более разумное использование таких производственных факторов, как транспортные пути, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные мощности или персонал. Аналогично этому можно удовлетворить спрос более экономичным использованием этих факторов, что соответствует идее «стройного производства» (экономного производства).

Информационная прозрачность хода реализации процессов в звеньях логистической цепи является важнейшим фактором обеспечения качества в логистическом канале. Таким образом, можно обеспечить и лучше организовать соблюдение согласованных сроков и лучше реагировать на обнаруженные сбои.

Благодаря сквозному прохождению данных от одной информационной системы к другой отпадает необходимость многократной регистрации данных. Таким образом, можно снизить потребление бумаги и избежать источником ошибок, как это бывает при многократной регистрации данных. Если созданы предпосылки для электронного обмена данными между информационными системами партнеров, то затраты на актуализацию данных можно ограничить только одним местом ввода данных. Однажды зарегистрированные в системе данные можно использовать как для расчета, та и для создания документов. При ретроспективном рассмотрении для дальнейшей рационализации. [ Гаджинский, 243-244 ]

 Разберем, какие существуют параметры для оценки эффективности применения информационных технологий в логистике. Даже относительно несложные формы частичной информатизации логистической деятельности, доступные сегодня российским компаниям (например, автоматизация документооборота), в состоянии обеспечить существенное повышение эффективности работы, что представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Количественные характеристики, отражающие роль коммуникационных систем

Характеристики Значения
1 2
Расходы на документы и документооборот в общем объеме работ До 7 % соответствующих расходов
Дополнительные ручные операции в традиционных системах автоматизации документооборота До 50 % вводимых вручную данных
Затраты времени на работу с документами в управлении логистическими операциями До 25 % времени
Сравнительная стоимость подготовки и рассылки информации Вариант EDI на и25 % дешевле традиционного
Число коммерческих документов с ошибками, выявленными на До 30-50 % при традиционных

Продолжение таблицы 1

1 2
стадии отправки технологиях
Увеличение продолжительности логистического цикла из-за ошибок в документа На 2-7 дней
Критическая задержка нужной информации из-за ошибок в оформлении документов До 35 % случаев
Число неправильно оформленных платежных документов До 5 % при традиционных технологиях

 

Что касается направления развития информационных технологий в логистике, то здесь нужно отметить следующее. Информационная проблематика в логистике сегодня определяется следующими направлениями:

- исследование динамично меняющихся информационных потоков в логистической системе в связи с изменением форм собственности, диверсификации предприятий, усложнением рыночных связей;

- разработка информационных и программных сиcтем для автоматизации управления компаниями (в части интегрированной логистики);

- совершенствование систем мобильной связи;

- Internet-технологии в организации и обеспечении мобильного управления в логистических системах.

Благодаря развитию Internet и активизации деятельности многочисленных виртуальных служб жизненный цикл по доставке товаров конечным потребителям начинает приобретать вполне конкретные, основанные на типизации логистических, информационных и финансовых операций формы. В силу этого логистика становится все теснее связанной с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров и ресурсов. Создаются центры для разработки и продажи таких проектов. Причем предметная область проектов может быть различной – от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией (например, www.shercargo.ru, www.integprog.ru) до организации выставки в другой стране (www.twiglobal.com). Иными словами, публикуемые сегодня в Internet предложения крупных проектно-логистических, информационных и программно-технических центров и свидетельствует о начале нового этапа вы развитии логистики. Этот этап характеризуется применением Internet-технологий в классических схемах управления логистическими компаниями (www.sap.com) и активизации исследований в области логистического проектирования (www.elitelog.com, www.miebach.com). Новые направления в логистике связаны с методологиями распределенного мобильного управления (m-logistics) и непрерывной поддержки (информационной и ресурсной) жизненного цикла товаров и услуг CALS (www.cals.ru, www.cals.nato.be).[ корпоративная логистика,676-679 ]

 

2. Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей). Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

— неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.);

— множественность подразделений – поставщиков информации;

— множественность подразделений – потребителей информации;

— сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

— множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;

— многовариантность оптимизации информационных потоков.

Логистический информационный поток сам по себе является достаточно сложной системой и делиться на ряд составляющих: реквизит, показатель, документ и массив.

Реквизит – элементарная единица сообщения. Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности. Так, например, реквизиты – наименование организации, наименование товара, цена товара, и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых, буквенных, специальных.

Документы, используемые в процессе управления, могут включать один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию. Поскольку получение исходных данных является сферой деятельности человека, то большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя немалая доля документов поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) организаций. Например, в бухгалтерском учете показатель, его основание является результатом счета, взвешивания и т. п. Он служит основой получения сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе организации, отрасли, региона и т.д.

Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи. Записи, это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются информационные поля.

Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (в соответствии с технологией накопления, хранения и обработки данных, принятой в организации). Тип массива определяется его содержанием (например, массив материальных нормативов, массив поставщиков материалов), функциями в процессе обработки данных (входной, выходной, промежуточный массивы). Информационный массив, снабженный символическим именем, однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом. Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации – упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или по функциям) информационные потоки.

Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации – упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или функциям) информационные потоки.

Укрупненная любая логистическая система состоит из трех основных (закупка, управление производственными запасами, сбыт готовой продукции) и обеспечивающих (финансы, сервисы, информация) функций. В соответствии с эти первым классификационным признаком является «Общность Функционального назначения»ч, что представлено в таблице 2.

 


Таблица 2 – Классификация логистических информационных потоков

 

Классификационные признаки

Группировка логистических информационных потоков по признакам

Общность функционального назначения закупочные транспортные складские производственные сбытовые сервисные финансовые
Вид документационного сопровождения организационные распорядительные справочные аналитические экономические научные технические
Направление по отношению к звеньям логистической информационной системы

входные

выходные

внутренние

Вид носителя информации

бумажные

электронные

смешанные

Индикация цифровые

алфавитные

символические

предметно-визуальные

Структура

однородные

неоднородные

Периодичность регулярные

оперативные

случайные

On-line Off-line
Степень взаимосвязи

взаимосвязанные

невзаимосвязанные

Объем

малообъемные (до 3 Кб)

среднеобъемные (до 500 Кб)

высокообъемные (свыше 500 Кб)

Плотность

малоинтенсивные (до 1 Мбит/с)

среднеинтенсивные (1-2 Мбит/с)

высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с)

Метод образования

первичные

производные

Степень использования однократно используемые

многократно

используемые

мало

используемые

неиспользуемые


Известно, что информационные поток, как правило, выражается в определенном виде документации. Особенно актуален данные тезис применительно к логистическим информационным потокам, так как движение последних сопровождается в реальных условиях соответствующим набором строго регламентированной документации (накладные, счет-фактуры, приказы и др.). В этой связи большое значение в области полноты классификации логистических информационных потоков имеет «вид документационного сопровождения». В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности логистические информационные потоки могут быть классифицированы на распорядительные (приказы, распоряжения), организационные (инструкции, протоколы, положения), аналитические (обзоры, сводки, докладные записки), справочные (справки), научные (статьи, рефераты), технические (документация по технике безопасности).

Приведенные разработки в области классифицирования логистических информационных потоков позволяют наиболее полно отразить и учесть в классификации конкретные задачи их анализа и проектирования, что является по сути залогом успешного управления логистической системой. [ Аникин, Родкина, 294-297 ]

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: