Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.
| Критерии оценки | Характеристики критериев |
| На уроке используются традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь) | Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность |
| На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники) | Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой |
| На уроке используются электронные учебные материалы и ресурсы Интернет | Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации |
| Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент | Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов |
| На уроке используются материалы разных форматов (текст, графика, видео, аудио) | Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям |
| На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку | Ориентация на решение метапредметных задач обучения |
| Целесообразность использования ИКТ | Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности |
Организация деятельности обучающихся
Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
| Критерии оценки | Характеристики критериев |
| Учитель дает подробные инструкции по выполнению заданий или алгоритмы деятельности, ученики не имеют возможности действовать иначе | Жесткая регламентация деятельности учеников на уроке снижает возможности для развития познавательной самостоятельности |
| Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность | Выбор и анализ результативности способов решения познавательных задач способствует формированию различных стратегий познавательной деятельности, а не только действий по образцу |
| Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора по уровню сложности или способам деятельности | Вариативность заданий позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику ученика, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности) |
| Есть технологическая карта урока | В отличие от жестких алгоритмов выполнения конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе, фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая карта позволяет более четко и результативно организовать самостоятельную работу учеников |






