Метод основан на способности I2 в щелочной среде окислять только альдегидоспирты, не влияя на кетоноспирты.
Реакция идет согласно суммарному уравнению:
Если внести излишек I2, то непрореагировавший остаток можно определить в кислой среде титрованием Na2S2O3.
Это уравнение состоит из двух реакций:
.
Ход определения
В две колбы а и б вносят по 20 мл 0,1 н раствора I2; в колбу а (проба) добавляют 10 мл вытяжки (около 100 мг); в колбу б (контроль) прибавляют 10 мл дистиллированной воды; в обе колбы по каплям прибавляют по 10 мл 0,5 н раствора КОН, все время помешивая; оставляют на 15 мин.
Через 15 мин в обе колбочки добавляют по 10 мл 10%-ного раствора H2SO4 и титруют 0,1 н раствором Na2S2O3 до слабо-желтой окраски, добавляют 2-3 капли раствора крахмала и титруют до обесцвечивания фиолетовой окраски.
1 мл 0,1 н раствора I2(Na2S2O3) соответствует 9,0 мг глюкозы.
Количество глюкозы во взятой смеси равняется
С = (В – А) К × 9,0,
где В – количество 0,1 н раствора Na2S2O3, затраченное на титрование контроля;
А – количество 0,1 н раствора Na2S2O3, затраченное на титрование пробы;
К – коэффициент поправки на 0,1 н раствор Na2S2O3.
Чтобы найти фруктозу, нужно из данных, определенных по Бертрану до гидролиза (глюкоза + фруктоза), вычесть данные поглюкозе (данные по Вильштетеру)
Для определения общей кислотности вытяжки берут 25 мл (до гидролиза) и оттитровывают при индикаторе фенолфталеин 0,1 н раствором NaOH до слабо-розовой окраски. Обычно кислотность выражается в миллилитрах 0,1 н раствора NaOH, пошедшего на титрование кислот, содержащихся в навеске.
5. Витамин «С» определяется с 2,6-дихлорфенолиндофенолом. Для определения в коническую колбу отмеривают пипеткой 10 мл вытяжки (до гидролиза) и оттитровывают 0,001 н раствором натриевой соли 2,6-дихлорфенолиндофенола до слабо-розового окрашивания, удерживающегося в течение полминуты. Количество витамина С вычисляют, учитавая, что 1 мл 0,001 н раствора натриевой соли 2,6-дихлорфенолиндофенола соответствует 0,088 мг аскорбиновой кислоты (М экв. к-ты = 176, грамм- эквивалент = 88 г), а разведение и количество исходного вещества
С – количество витамина С;
Х – количество мл 0,001 н раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия;
250 – общее количество водной вытяжки; 10 – аликвота;
25.000 – навеска яблока, (мг).
Т А Б Л И Ц А (для определения глюкозы)
Глюкоза, мг | Медь, мг | Глюкоза, мг | Медь, мг | Глюкоза, мг | Медь, мг |
10 | 20,4 | 41 | 79,3 | 71 | 131,4 |
11 | 22,4 | 42 | 81,1 | 72 | 133,1 |
12 | 24,3 | 43 | 82,9 | 73 | 134,7 |
13 | 26,3 | 44 | 84,7 | 74 | 136,3 |
14 | 28,3 | 45 | 86,4 | 75 | 137,9 |
15 | 30,2 | 46 | 88,2 | 76 | 139,6 |
16 | 32,2 | 47 | 90,0 | 77 | 141,2 |
17 | 34,2 | 48 | 91,8 | 78 | 142,8 |
18 | 36,2 | 49 | 93,6 | 79 | 144,5 |
19 | 38,1 | 50 | 95,4 | 80 | 146,1 |
20 | 40,1 | 51 | 97,1 | 81 | 147,7 |
21 | 42,0 | 52 | 98,9 | 82 | 149,3 |
22 | 43,9 | 53 | 100,6 | 83 | 150,9 |
23 | 45,8 | 54 | 102,3 | 84 | 152,5 |
24 | 47,7 | 55 | 104,1 | 85 | 154,0 |
25 | 49,6 | 56 | 105,8 | 86 | 155,6 |
26 | 51,6 | 57 | 107,6 | 87 | 157,2 |
27 | 53,4 | 58 | 109,3 | 88 | 158,8 |
28 | 55,3 | 59 | 111,1 | 89 | 160,4 |
29 | 57,2 | 60 | 112,8 | 90 | 162,0 |
30 | 59,1 | 61 | 114,5 | 91 | 163,6 |
31 | 60,9 | 62 | 116,2 | 92 | 165,2 |
32 | 62,8 | 63 | 117,9 | 93 | 166,7 |
33 | 64,4 | 64 | 119,6 | 94 | 168,3 |
34 | 66,5 | 65 | 121,3 | 95 | 169,9 |
35 | 68,3 | 66 | 123,0 | 96 | 171,5 |
36 | 70,1 | 67 | 124,7 | 97 | 173,1 |
37 | 72,0 | 68 | 126,4 | 98 | 174,6 |
38 | 73,8 | 69 | 128,1 | 99 | 176,2 |
39 | 75,7 | 70 | 129,8 | 100 | 177,8 |
40 | 77,5 |
Т А Б Л И Ц А
Сахар, мг | Медь, мг | Сахар, мг | Медь, мг | Сахар, мг | Медь, мг | Сахар, мг | Медь, мг |
10 | 20,6 | 33 | 64,8 | 56 | 105,7 | 79 | 143,7 |
11 | 22,6 | 34 | 66,7 | 57 | 107,4 | 80 | 145,3 |
12 | 24,6 | 35 | 68,5 | 58 | 109,2 | 81 | 146,9 |
13 | 26,5 | 36 | 70,3 | 59 | 110,9 | 82 | 148,5 |
14 | 28,5 | 37 | 72,2 | 60 | 112,6 | 83 | 160,0 |
15 | 30,5 | 38 | 74,0 | 61 | 114,3 | 84 | 151,6 |
16 | 32,5 | 39 | 75,9 | 62 | 115,9 | 85 | 153,2 |
17 | 34,5 | 40 | 77,7 | 63 | 117,6 | 86 | 154,8 |
18 | 36,4 | 41 | 79,5 | 64 | 119,2 | 87 | 156,4 |
19 | 38,4 | 42 | 81,2 | 65 | 120,9 | 88 | 157,9 |
20 | 40,4 | 43 | 83,0 | 66 | 122,6 | 89 | 159,5 |
21 | 42,3 | 44 | 84,8 | 67 | 124,2 | 90 | 161,1 |
22 | 44,2 | 45 | 86,5 | 68 | 125,9 | 91 | 162,6 |
23 | 46,1 | 46 | 88,3 | 69 | 127,5 | 92 | 164,2 |
24 | 48,0 | 47 | 90,1 | 70 | 120,2 | 93 | 165,7 |
25 | 49,8 | 48 | 91,9 | 71 | 130,8 | 94 | 167,3 |
26 | 51,7 | 49 | 93,6 | 72 | 132,4 | 95 | 168,8 |
27 | 53,6 | 50 | 95,4 | 73 | 134,0 | 96 | 170,3 |
28 | 55,5 | 51 | 97,1 | 74 | 135,6 | 97 | 171,9 |
29 | 57,4 | 52 | 98,8 | 75 | 137,2 | 98 | 173,4 |
30 | 59,3 | 53 | 100,6 | 76 | 138,9 | 99 | 175,0 |
31 | 61,1 | 54 | 102,3 | 77 | 140,5 | 100 | 176,5 |
32 | 63,0 | 55 | 104,0 | 78 | 142,0 | - | - |
Контрольные воросы к отчету по теме “Углеводы”
1. Напишите проекционные формулы Хеуорса для a- и b-форм галактозы. В чем состоит основное различие между этими формами?
2. Напишите формулу дисахарида лактозы в двух аномерных формах a и b.
3. Почему не обнаружены аномерные формы сахарозы? Напишите формулу сахарозы.
4. В чем различие в строении гликогена и целлюлозы?
5. Какова формула нейраминовой кислоты?
6. Что такое глюкозиды? Каковы формулы амигдалина, гликованилина, синигрина?
7. К какому классу соединений относятся хитин, пектиновые вещества, гемицеллюлоза? Какие структурные единицы и связи содержат эти соединения?
8. Укажите нахождение, состав, рассмотрите строение гиалуроновой кислоты, гепарина.
9. Напишите формулы хондриотинсульфата А, хондриотинсульфата В.
10. Каким путем происходит превращение углеводов в органах пищеварения? Как расщепляются олиго- и полисахариды? Опишите действие ферментов.
11. Каким путем всасываются моносахариды?
12. Как происходит взаимопревращение моносахаридов?
13. Рассмотрите биосинтез гликогена, укажите, какова роль уридиндифосфата (УДФ) в биосинтезе гликогена.
14. Какова роль полипренилфосфатов в биосинтезе полисахарида?
15. Как происходит регуляция постоянства содержания глюкозы в крови? Какова роль печени в регуляции сахара?
16. Гормональный механизм регуляции глюкозы в крови. Какова роль центральной нервной системы?
17. Анаэробное превращение углеводов.
18. Гликолиз и гликогенолиз. Механизм. Энергетическое значение.
19. Гликонеогенез – общий путь биосинтеза моносахаридов и полисахаридов у человека и животных. Запишите уравнения реакций глюконеогенеза.
20. Спиртовое брожение. Механизм. Его отличие от процессов гликолиза.
21. Пентозный цикл и его роль.
22. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты (аэробное превращение).
23. Цикл Кребса – центральный путь метаболизма. Химизм.
24. Энергетическая роль цикла Кребса.
Занятие 6. Липиды
Липиды наряду с углеводами и белками являются основными компонентами клетки. Функции, выполняемые липидами в организме, разнообразны: они являются структурными компонентами биологических мембран. Липиды – это также энергетический материал для организма: они служат формой, в которой депонируются запасы метаболического топлива, выполняют защитную функцию.
Липиды представляют собой нерастворимые в воде маслянистые или жирные вещества, которые могут быть экстрагированы из клеток неполярными органическими растворителями (эфиром, хлороформом, бензолом, четыреххлористым углеродом).
При изучении липидов следует обратить внимание на то, что в отличие от других классов биомолекул – белков и углеводов, липиды неоднородны в химическом отношении.
Липиды классифицируют в соответствии с их химическим строением (см. схему).
Студент должен знать химические и биологические свойства важнейших представителей всех классов липидов.Обмен липидов включает следующие основные процессы: переваривание и всасывание липидов, окисление глицерина и жирных кислот, образование ацетоновых (кетоновых) тел, биосинтез липидов. При рассмотрении вопроса о пищеварении и всасывании липидов следует помнить, что основная их масса в пище представлена жирами (триацилглицеринами), меньше – фосфолипидами и стеридами. В переваривании и всасывании липидов очень важную роль играют гидролитические ферменты (липазы, эстеразы, холестеразы) и желчные кислоты. Нужно знать, какие продукты получаются при гидролизе липидов, какие ферменты действуют на определенных стадиях гидролиза, какова роль желчных кислот.