Статьи и структура издержек обращения

Издержки обращения (ИО) – это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.Уровень издержек обращения — это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации. Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот.

Группировка издержек обращения по элементам, показывающая экономическое содержание затрат, не дает возможности выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. В связи с этим имеет место потребность в планировании, учете и анализе издержек обращения по отдельным статьям.

УИО = ИО/Q * 100%,

где УИО – уровень издержек обращения;

ИО = сумма издержек обращения за период;

Q - размер товарооборота.

УИО 2008 г. = 197519 /332527*100%= 59,4%

УИО 2009 г. =211816/338543*100%= 62,6%

УИО 2010 г. = 258721/372799*100%= 69,4%

УИО 2011 г. = 397465/593593*100%= 67%

УИО 2012 г. =429732/621660*100%= 69,1%

Таблица 2.7.

Уровень издержек обращения ООО «Гранд Байкал» за период 2008-2012 гг.

  2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
УИО, % 59,4 62,6 69,4 67 69,1

Из этого следует, издержки предприятия за пять лет примерно составляю 60-70% от всей суммы товарооборота, а остальные проценты, примерно 30-40%  являются прибылью предприятия.

Таблица 2.8.

Структура затрат ООО «Гранд Байкал»

Наименование затрат Удельный вес, %
Издержки обращения, в том числе: 100
1. Материальные затраты, из них: –на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; – Транспортные расходы; –износ спецодежды, белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов; – расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта; – Расходы на ремонт основных средств - Прочие 42,24
2. Затраты на оплату труда 36,18
3. Амортизация основных средств 2,35
4. Прочие затраты, из них: – отчисления во внебюджетные средства; – обязательные страховые платежи; 11,56  
5. Арендная плата 5,86
6. Отчисления на социальные нужды 1,81

Как видно из таблицы, большую часть затрат составляют материальные затраты и заработная плата. В коммерческо-посреднических предприятиях эти две статьи расходов чаще всего имеют самый большой удельный вес. Затем идут прочие затраты, куда входят отчисления во внебюджетные фонды и обязательные страховые платежи. Самую малую часть издержек составляют отчисления на социальные нужды.

Анализ объемов реализации услуг

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Задачами анализа товарооборота являются:

- Определение отклонений количественных и качественных показателей товарооборота за анализируемый период от плана или достигнутого уровня прошлого периода;

- Расчет влияния факторов на эти отклонения;

- Выявление резервов роста оборота.

Таблица 2.9.

Товарооборот ООО «Гранд Байкал» за последние 5 лет.

 

2008

2009

2010

2011

2012

Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Январь 22755 35,4 25800 39,4 28937 39,1 56261 34 74500 37
Февраль 19587 30,5 18057 27,6 19596 26,5 45930 28 89000 44
Март 21902 34,1 21586 33 25454 34,4 62058 38 37400 19
1 квартал 64244 100 65443 100 73987 100 164249 100 200900 100
Апрель 18428 28 17008 21,5 22663 29 39352 31,5 21000 14,3
Май 15441 23,5 16991 21,5 18967 24,3 29705 23,8 92000 62,6
Июнь 31838 48,5 45032 57 36446 46,7 55876 44,7 34000 23,1
2 квартал 65707 100 79031 100 78076 100 124933 100 147000 100
Июль 42661 30,9 42769 34,2 46574 33,1 64476 34,8 35600 23
Август 50536 36,7 50376 40,3 56033 39,8 71334 38,5 66100 42,7
Сентябрь 44675 32,4 31941 25,5 38013 27,1 49405 26,7 53000 34,3
3 квартал 137872 100 125086 100 140620 100 185215 100 154700 100
Октябрь 20090 31 22267 32,2 30103 37,6 39432 33,1 38000 32
Ноябрь 21454 33,2 22207 32,2 24404 30,4 40805 34,2 37900 32
Декабрь 23160 35,8 24509 35,6 25609 32 38959 32,7 43160 36
4 квартал 64704 100 68983 100 80116 100 119196 100 119060 100
Итого: 332527   338543   372799   593593   621660  

Если сравнивать товарооборот по годам, то можно заметить, что товарооборот компании достаточно устойчив. С каждым годом размер товарооборота увеличивается. Как видно из таблицы, на протяжении пяти лет, самый большой размер товарооборота приходиться на третий квартал, это обуславливается пиком сезонности. Начиная с 2010 года, размер товарооборота значительно увеличивается, этому поспособствовало покупка 100-процентной доли ООО БГК «Гора Соболиная»


 


Раздел 3. Финансовые показатели работы КПП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: