Издержки обращения (ИО) – это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.Уровень издержек обращения — это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации. Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот.
Группировка издержек обращения по элементам, показывающая экономическое содержание затрат, не дает возможности выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. В связи с этим имеет место потребность в планировании, учете и анализе издержек обращения по отдельным статьям.
УИО = ИО/Q * 100%,
где УИО – уровень издержек обращения;
ИО = сумма издержек обращения за период;
Q - размер товарооборота.
УИО 2008 г. = 197519 /332527*100%= 59,4%
УИО 2009 г. =211816/338543*100%= 62,6%
УИО 2010 г. = 258721/372799*100%= 69,4%
УИО 2011 г. = 397465/593593*100%= 67%
УИО 2012 г. =429732/621660*100%= 69,1%
Таблица 2.7.
|
|
Уровень издержек обращения ООО «Гранд Байкал» за период 2008-2012 гг.
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
УИО, % | 59,4 | 62,6 | 69,4 | 67 | 69,1 |
Из этого следует, издержки предприятия за пять лет примерно составляю 60-70% от всей суммы товарооборота, а остальные проценты, примерно 30-40% являются прибылью предприятия.
Таблица 2.8.
Структура затрат ООО «Гранд Байкал»
Наименование затрат | Удельный вес, % |
Издержки обращения, в том числе: | 100 |
1. Материальные затраты, из них: –на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; – Транспортные расходы; –износ спецодежды, белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов; – расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта; – Расходы на ремонт основных средств - Прочие | 42,24 |
2. Затраты на оплату труда | 36,18 |
3. Амортизация основных средств | 2,35 |
4. Прочие затраты, из них: – отчисления во внебюджетные средства; – обязательные страховые платежи; | 11,56 |
5. Арендная плата | 5,86 |
6. Отчисления на социальные нужды | 1,81 |
Как видно из таблицы, большую часть затрат составляют материальные затраты и заработная плата. В коммерческо-посреднических предприятиях эти две статьи расходов чаще всего имеют самый большой удельный вес. Затем идут прочие затраты, куда входят отчисления во внебюджетные фонды и обязательные страховые платежи. Самую малую часть издержек составляют отчисления на социальные нужды.
Анализ объемов реализации услуг
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
|
|
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Задачами анализа товарооборота являются:
- Определение отклонений количественных и качественных показателей товарооборота за анализируемый период от плана или достигнутого уровня прошлого периода;
- Расчет влияния факторов на эти отклонения;
- Выявление резервов роста оборота.
Таблица 2.9.
Товарооборот ООО «Гранд Байкал» за последние 5 лет.
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | |
Январь | 22755 | 35,4 | 25800 | 39,4 | 28937 | 39,1 | 56261 | 34 | 74500 | 37 |
Февраль | 19587 | 30,5 | 18057 | 27,6 | 19596 | 26,5 | 45930 | 28 | 89000 | 44 |
Март | 21902 | 34,1 | 21586 | 33 | 25454 | 34,4 | 62058 | 38 | 37400 | 19 |
1 квартал | 64244 | 100 | 65443 | 100 | 73987 | 100 | 164249 | 100 | 200900 | 100 |
Апрель | 18428 | 28 | 17008 | 21,5 | 22663 | 29 | 39352 | 31,5 | 21000 | 14,3 |
Май | 15441 | 23,5 | 16991 | 21,5 | 18967 | 24,3 | 29705 | 23,8 | 92000 | 62,6 |
Июнь | 31838 | 48,5 | 45032 | 57 | 36446 | 46,7 | 55876 | 44,7 | 34000 | 23,1 |
2 квартал | 65707 | 100 | 79031 | 100 | 78076 | 100 | 124933 | 100 | 147000 | 100 |
Июль | 42661 | 30,9 | 42769 | 34,2 | 46574 | 33,1 | 64476 | 34,8 | 35600 | 23 |
Август | 50536 | 36,7 | 50376 | 40,3 | 56033 | 39,8 | 71334 | 38,5 | 66100 | 42,7 |
Сентябрь | 44675 | 32,4 | 31941 | 25,5 | 38013 | 27,1 | 49405 | 26,7 | 53000 | 34,3 |
3 квартал | 137872 | 100 | 125086 | 100 | 140620 | 100 | 185215 | 100 | 154700 | 100 |
Октябрь | 20090 | 31 | 22267 | 32,2 | 30103 | 37,6 | 39432 | 33,1 | 38000 | 32 |
Ноябрь | 21454 | 33,2 | 22207 | 32,2 | 24404 | 30,4 | 40805 | 34,2 | 37900 | 32 |
Декабрь | 23160 | 35,8 | 24509 | 35,6 | 25609 | 32 | 38959 | 32,7 | 43160 | 36 |
4 квартал | 64704 | 100 | 68983 | 100 | 80116 | 100 | 119196 | 100 | 119060 | 100 |
Итого: | 332527 | 338543 | 372799 | 593593 | 621660 |
Если сравнивать товарооборот по годам, то можно заметить, что товарооборот компании достаточно устойчив. С каждым годом размер товарооборота увеличивается. Как видно из таблицы, на протяжении пяти лет, самый большой размер товарооборота приходиться на третий квартал, это обуславливается пиком сезонности. Начиная с 2010 года, размер товарооборота значительно увеличивается, этому поспособствовало покупка 100-процентной доли ООО БГК «Гора Соболиная»
Раздел 3. Финансовые показатели работы КПП