Расходы (издержки обращения) торговых организаций

На основе расходов по обычным видам деятельности формируется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Расходы отраслей потребительской кооперации, осуществляющих товарное обращение, представляют собой расходы на продажу (издержки обращения).

Расходы на продажу (издержки обращения) в народном хозяйстве - выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товаров от производства до потребителей и характеризуют величину потребленных ресурсов. Отношение розничного (заготовительного) оборота или прибыли к потребленным ресурсам (издержкам обращения) или отдельно к их составляющим позволяет оценить эффективность торговой или заготовительной деятельности. К основным статьям издержек (расходам на продажу) в торговых организациях потребительской кооперации относятся: расходы на перевозку товаров; оплату труда; аренду; содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; представительские расходы; амортизацию основных средств; ремонт основных средств, износ санитарной и специальной одежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; на уплату процентов за пользование займом; на тару и др. расходы.

Для целей учета, анализа, планирования и оценки состояния издержек обращения их классифицируют по различным признакам. В потребительской кооперации по отраслям деятельности, связанными с процессами товарного обращения, различают издержки торговли, заготовок и общественного питания.

В зависимости от размещения кооперативных предприятий на территории потребсоюзов, средних объемов их деятельности, доли крупных организаций и предприятий в общей их совокупности, условий торговой деятельности, уровня коммерческой деятельности под влиянием других факторов наблюдаются существенные различия в уровнях издержек обращения по потребсоюзам и потребительским обществам.

Многолетняя практика деятельности потребительской кооперации свидетельствует, что уровень издержек обращения кооперативной розничной торговли намного превышает его величину в оптовой торговле. Это обусловлено следующими причинами: розничная торговля по сравнению с оптовой характеризуется более высоким уровнем расходов, связанных с содержанием материально-технической базы, оплатой труда; значительными материальными потерями (расходами по таре, потерями товаров и технологическими отходами); наличием большого числа мелких хозяйственных структур (магазинов, палаток и т.п.) по сравнению с оптовой (складов); продажей товаров оптовыми базами крупными партиями, медленной оборачиваемостью товаров в розничном звене, относительно высоким уровнем механизации труда работников оптовой торговли и влиянием других факторов.

Более высоким уровнем издержек обращения по сравнению с розничной торговлей характеризуется и отрасль общественного питания, в связи с тем, что в ней одновременно осуществляется три вида расходов – производство, продажа и потребление.

По признаку зависимости расходов от объема продаж они делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся статьи затрат, которые не зависят непосредственно от величины и структуры объема продаж (расходы на продажу, аренду, амортизация, оплата труда по окладам и тарифным ставкам, ремонт основных средств, содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря). Переменными называются издержки обращения, величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов продаж (расходы на перевозку товаров, их упаковку и подработку, рекламу, представительские расходы, оплата процентов по кредитам, оплата труда по сдельным расценкам и др.)

Основными факторами, снижающими уровень расходов на продажу, являются:

• рост объема продаж;

• повышение производительности труда работников торговли, заготовок и общественного питания за счет экстенсивных и интенсивных факторов;

•ускорение оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы;

•эффективное использование торговых площадей, внедрение новых технологий;

• повышение качества и формирование ассортимен­та товаров, обеспечивающего конкурентные преимущества;

• сокращение потерь товаров при транспортировке и хранении.

В современных условиях в целях обеспечения бесперебойной торговли с минимальными затратами необходимо:

· управлять затратами, связанными с формированием товарных запасов, что позволяет избежать потерь от сбыта (см. гл. 4);

· анализировать (рассчитывать) издержкоемкость по отдельным товарам и товарным группам в целях выявления факторов, определяющих основные виды расходов, оказывающих влияние на обоснование цен, торговых надбавок, выявления резервов экономии расходов на торговую деятельность и оценке прибыли и рентабельности по товарам и товарным группам;

· производить прогнозирование и планирование издержек обращения по отдельным статьям и общему объему с разделением их составляющих на постоянные и переменные;

· применять методы управления расходами на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе организациями своей учетной политики;

· осуществлять разработку и реализацию целевых программ по экономии издержек обращения и сокращению затрат торговых организаций с учетом результатов их хозяйственной деятельности.

2.5. Прогнозирование и планирование издержек обращения

Прогнозы издержек обращения областными, краевыми и республиканскими союзами потребительских обществ, крупными и некоторыми другими торговыми организациями могут разрабатываться на 2—3 предстоящих года. Целью разработки таких прогнозов является определение ожидаемой прибыли на предстоящие годы. Без знания своих возможностей по получению определенной прибыли предприятия не могут принять решения по прогнозу хозяйственной деятельности на предстоящий период и не могут выявить источники финансирования развития материально-технической базы [52].

Процесс прогнозирования издержек обращения состоит из следующих этапов:

♦ анализ показателей издержек обращения в увязке с конечными результатами за 3—5 предшествующих лет и их критическая оценка;

♦ определение тенденций изменения издержек обращения по статьям и общему объему;

♦ изучение доли общей величины издержек обращения в доходах от торговой деятельности за предшествующие годы (3—5 лет), выявление причин изменения и прогнозирование этой доли;

♦ расчеты влияния факторов на изменения издержек обращения по отдельным статьям и общему объему в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование выступает неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, который тесно взаимосвязан с другими элементами этого механизма — рынком и планом. Прогноз позволяет принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успехов в хозяйственной деятельности.

Обычно прогнозы разрабатывают по основным статьям издержек обращения (занимающим боле 70% в их совокупной величине). Остальную часть расходов оценивают по их доле в издержках обращения за прошлые 3—5 лет. Затем суммируют основные статьи расходов и их остальную часть, и на этой основе устанавливают общую величину издержек обращения.

Основными методами прогнозирования и планирования издержек обращения по отдельным статьям являются: опытно-статистический метод; технико-экономические расчеты, основанные на использовании норм, нормативов и лимитов; прямые расчеты издержек обращения по статьям исходя из базисной величины с учетом особенностей формирования и тенденций изменения отдельных элементов затрат; экономико-математическое моделирование путем учета влияния основных факторов на уровень расходов по статьям и в целом по предприятию.

Одним из принципов разработки планов является оптимизация их показателей. Соответственно этому плановые уровни и сумма издержек обращения должны представлять собой величину рациональных расходов. Уменьшение этих расходов является одним из условий снижения розничных цен и укрепления своих позиций на рынке в условиях конкуренции. Поэтому при наличии нерациональных расходов и потерь их размер по уровню и соответственно сумме должен быть выше плановых показателей. На практике завышенные плановые уровень и сумма расходов на продажу не позволяют при сопоставлении с ними фактических показателей дать правильную оценку процессу расходования средств.

Организации потребительской кооперации должны выполнять расчеты ожидаемых изменений издержек обращения в предстоящем периоде. Такие расчеты позволяют увязать перспективы развития материально-технической базы, подготовки кадров и достижение высоких конечных результатов с финансовыми ресурсами и служат основой совершенствования планирования издержек обращения.

Каждый из факторов оказывает определенное влияние на расходы в торговле. Такие процессы, как непрерывный рост объемов хозяйственной деятельности, концентрация и специализация, рост производительности труда, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, соблюдение режима экономии, повышение уровня работы коммерческого аппарата на основе использования маркетинговых исследований и т. п. создают предпосылки для снижения уровня расходов на продажу.

При прогнозировании расходов на оплату труда следует исходить из оптимизации соотношений темпов роста объемов деятельности с темпами роста фонда оплаты труда и темпов прироста производительности труда с темпами прироста заработной платы.

Величину транспортных расходов возможно прогнозировать на основе экономико-математической модели, функции которой отражают изменения объема и структуры продаж, тарифов на перевозки грузов, среднего расстояния перевозок.

Затраты по оплате процентов за пользование займами возможно прогнозировать на основе экономико-математической модели, в которой отражены оборачиваемость товаров в днях, доля собственных в оплате за товары и процентные ставки за предлагаемые займы.

Расходы по эксплуатации и содержанию материально-технической базы определяют на перспективу в соответствии с темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов и объемов хозяйственной деятельности и с учетом темпов роста расходов на амортизацию в связи с повышением доли активной части основных фондов.

На основе обобщения вышеуказанных расчетов торговые организации в системе потребительской кооперации обосновывают планы капитальных вложений и другие показатели и учитывают все эти расходы при планировании расходов на предстоящий год.

Расчет величины издержек обращения при прогнозировании и планировании может быть выполнен на основе выделения условно-постоянных и переменных расходов а также методом обоснования плановых расчетов по статьям затрат.


3. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ,
ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

3.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

На уровне организации в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров организации выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Реализация продукции потребителю и получение денежной выручки не приводит к получению прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сравнить выручку с затратами, которые принимают форму себестоимости продаж

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат.

Прибыль как важнейшая финансовая категория выполняет определенные функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.

При выполнении воспроизводственной функции прибыль выступает одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства и финансового обеспечения инвестиционной деятельности организации. Реализация стимулирующей функции заключается в направлении доли чистой прибыли на социальное развитие предприятия и материальное поощрение работающих. Контрольная функция выражается в том, что прибыль является важнейшим показателем, характеризующим финансовый результат хозяйственной деятельности организации.

Рост прибыли способствует выявлению потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль является основой расчета рентабельности собственных и заемных средств, активов, всего авансированного капитала и каждой акции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов.

Система потребительской кооперации, относясь к некоммерческим организациям, не ставят своей целью получение максимальной прибыли. Вместе с тем получение оптимальных финансовых результатов от многоотраслевой коммерческой деятельности является основой расширенного воспроизводства, увеличивает возможности в реализации социальной миссии. В связи с этим в Концепции развития потребительской кооперации до 2010 г. отмечается, что ближайшей тактической задачей в области управления финансами является достижение безубыточной деятельности организаций потребительской кооперации ее ведущих отраслей, укрепление финансового состояния, обеспечение собственными оборотными средствами, повышение платежеспособности и финансовой устойчивости [40].

Повышение прибыльности организаций потребительской кооперации возможно лишь при значительном росте объемов хозяйственной деятельности розничного торговли и заготовительного оборота, выручки от продажи промышленной продукции, оптимизации организационной структуры, эффективном управлении доходами и расходами, оптимизации налоговых платежей.

Как свидетельствует практика работы организаций потребительской кооперации, основную долю прибыли им обеспечивает розничная торговля.

Торговые предприятия в системе потребительской кооперации, функционируя в рыночных условиях, используют различные тактические подходы для достижения более высоких конечных результатов. Организация деятельности одних основывается на минимизации затрат, других, имеющих высокие расходы, на сокращении объемов деятельности.

Работа в условиях конкуренции заставляет их принимать решения по минимизации затрат и продавать товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях.

Конечный финансовый результат деятельности - прибыль до налогообложения в организациях потребительской кооперации представляет собой алгебраическую сумму прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от прочих поступлений (операционных и внереализационных доходов и расходов).

Основными показателями прибыли организации являются:

· валовая прибыль;

· прибыль от продаж;

· прибыль (убыток) до налогообложения;

· чистая прибыль.

Валовая прибыль в производственных организациях потребительской кооперации определяется как разность между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов, аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг). В торговых организациях валовая прибыль /доход/ рассчитывается как разница между выручкой нетто и стоимостью покупных товаров.

Финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж определяется как разница между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью товаров, коммерческими и управленческими расходами. В торговых организациях прибыль от продаж рассчитывается как разница между валовой прибылью /доходом/ и издержками обращения.

К коммерческим расходам относятся расходы по сбыту продукции, включающие:

- расходы на транспортировку продукции и ее хранение;

- расходы на погрузочно-разгрузочные работы;

- комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям;

- расходы на рекламу продукции (работ, услуг);

- представительские расходы;

- другие расходы, связанные со сбытом продукции.

К управленческим расходам относятся общехозяйственные расходы предприятия. Например, амортизационные отчисления, и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, заработная плата управленческого персонала, оплата информационных, консультационных аудиторских услуг и т. п.

Прибыль (убыток) до налогообложения характеризует финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации за отчетный период. Он определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж, процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов, внереализационных доходов, уменьшенная на величину процентов к уплате, прочих операционных расходов, внереализационных расходов.

Проценты к получению и проценты к уплате включают:

- проценты, причитающиеся к получению (уплате) по депозитам, облигациям и т. п.;

- проценты, получаемые от банков (уплачиваемые банкам).

К доходам от участия в других организациях относятся:

- поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- доходы, полученные организацией от участия в совместной деятельности.

В составе прочих операционных доходов (расходов) отражаются:

- поступления (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- поступления (расходы) по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления (расходы) от продажи, выбытия и прочего списания основных средств, материалов, дебиторской задолженности и т. д.

-доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- прочие операционные доходы (расходы).

Внереализационными доходами (расходами) организации являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления (возмещение) убытков; причиненных организации (организацией);

- прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки (уценки) активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие внереализационные доходы (расходы).

Сумма чистой прибыли (убытка), полученной предприятием за отчетный период, рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и текущим налогом на прибыль. Текущий налог на прибыль определяется исходя из условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, исчисленного на основе бухгалтерской прибыли скорректированного на сумму постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Постоянное налоговое обязательство возникает, когда организация несет расходы или получает доходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не включаются в расчет налога на прибыль. Отложенные налоговые активы и обязательства появляются, если доходы или расходы органиации в налоговом и бухгатерском учете признаются в разных периодах. В этом случае возникают временные разницы с которых исчисляется налог на прибыль.

В соответствии с ПБУ 18/ 02 постоянные налоговые обязательства определяются.как произведение постоянных разниц на ставку налога на прибыль, Отложенные налоговые активы (отложенные налоговые обязательства) - умножением вычитаемых временных разниц (налогооблагаемых временных разниц), возникающих в отчетном периоде, на ставку неалога на прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: