Понятие розничной торговой сети

        

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ (РТС) представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц.

1.Важнейшими признаками классификации предприятий розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака, розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную и посылочную.

        

Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуется до 80-85% товаров народного потребления. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий.

    Преимущества стационарной торговой сети:

- обеспечение более широкого ассортимента товаров;

- применение прогрессивных форм продажи и дополнительного обслуживания покупателей;

- обеспечение условий для хранения и сохранность товарно-материальных ценностей;

- создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;

- расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово – технических прогрессов;

- обеспечение более высокой культуры обслуживания и создания условий труда для работников торговли.

    Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.

    Полустационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную (палатки, ларьки, киоски, павильоны, автоматы).

    Преимущества полустационарной торговой сети:

- большая подвижность;

- min затрат на строительство;

- возможность быстро развертываться и перемещаться.

    К недостаткам следует отнести:

- узость ассортимента;

- трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли;

- неудобство в работе продавцов;

- высокую трудоемкость торгово-технического прогресса.

    Павильон – это постройка облегченного вида на два-три рабочего места, имеется небольшой торговый зал и подсобное помещение для хранения товаров.

    Палатка – это легко собираемая конструкция на одно рабочее место с небольшой площадью для хранения товаров текущего ассортимента.

    Киоск (ларек) – облегченная постройка на 1-2 рабочих мест с небольшим местом для хранения товаров и оборудования для хранения товаров, в которых товары выложены на полках-ветринах.

    Автоматы – это механизмы, предназначенные для торговли.

    Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, палаток, ларьков, автоматов; и подразделяется на разовую и разносную.

    Средствами развозной торговли являются автомашины, автофургоны, судомагазины.

    Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на ж/д платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации. Распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженного и некоторых других товаров.

    Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами (Белкоопсоюз), так и отдельными предприятиями розничной торговли (универмаги, книжные магазины). Через посылочную торговлю, как правило, осуществляется продажа достаточного ассортимента.

    Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передаче электронных данных (текст, звук, изображение) с помощью сети Internet. Через эту сеть можно продавать все, поэтому сеть таких магазинов в мире растет бурными темпами.

 

ТИПИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

       Типы торгового предприятия определяют следующие основные признаки:

- ассортиментный профиль магазина;

- мощность предприятия, выраженная в размерах торговых подсобных площадей;

- формы и методы торгового обслуживания;

- район деятельности магазина.

       Типизация торгового профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине.

       Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт.

       Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

       Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства новых районов жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

       Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам властям выбрать оптимальный вариант с учетом многих факторов.

 

Типы магазинов

Основные:

С универсальным ассортиментом товаров:

Универсам *                 400(120), 650(200), 1000(320), 1500(480), 2000(640) м2

Гастроном                        400, 650, 1000, 1500, 2000 м2

Магазин складов              2, 4, 6, 8, 12, 16, 20 тыс.заказов в день.

 

Специализированные:

Диетические продукты                250, 400, 650 м2

Овощи и фрукты                          250, 400 м2

Хлебокондитерские         250, 400 м2

Кондитерские товары                  250, 400 м2

Рыба                                              250, 400 м2

Виноводочные изделия               250 м2

* - в скобках указана площадь для непродовольственных товаров.

Дополнительные:

Продовольственные магазины:

«Продукты»                     150 – 400 м2

«Овощи-фрукты»                         150 – 200 м2

«Хлебокондитерские»                 50 - 200 м2

«Молоко»                                     50 – 200 м2

«Виноводочные изделия» 75 – 200 м2

«Кондитерские товары»  100 – 200 м2

«Мясо»                                         100 – 200 м2

«Рыба»                                          150 – 200 м2

«Соки – воды»                             50 – 150 м2

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

       Одним из важнейших условий качества торгового обслуживания населения явления специализация торговой сети.

       Специализация –это форма разделения труда в торговле, в результате которой торговая деятельность магазинов ограничивается отдельными видами или группами товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торговли. Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов.

       Прежде всего специализация способствует значительному расширению ассортимента или иной группы товара, улучшению работы с поставщиками, обеспечения более высокого уровня культуры продажи товара, расширения дополнительных услуг и в конечном итоге повышения как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

       Специализация РТС может осуществляться по двум признакам:

- товарно-отраслевому

- комплексность спроса      

       При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенной группы или отрасли.

       По степени специализации магазины подразделяются на:

- узкоспециализированный - реализуютотдельные товары той или иной товарной группы (хлеб, молоко);

- специализированный – осуществляет продажу одной товарной группы (рыба, кондитерские товары);

- комбинированный – имеет в ассортименте несколько товарных групп, объединенных комплексным спросом (мясо, рыба, овощи);

- универсальный – торгует несколькими товарными группами (дом торговли, универмаг);

- смешанный – реализует различные группы продовольственных и непродовольственных товаров, не образующих специальных секций (ОРС);

- неспециальные – реализуют различные группы продовольственных товаров, также не образующих специальных секций (магазин «Продукты»).

       При специализации магазинов по спросу реализуемых товаров и потребительским комплексом преимущественно этой формы специализации заключается в том, что покупатели лучше ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск товара, более полно удовлетворяется спрос.

       Перспективным направлением специализации РТС в нашей стране и за рубежом является продовольственная торговля; значительная роль универсамов, расширенные сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.

       На уровень специализации влияет ряд факторов:

- характер покупательского спроса (твердо ориентированный или импульсивный спрос);

- степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация, возможно и целесообразно);

- размеры торговых предприятий (меньше размеры требуют более узкой специализации);

- местные условия развития товарооборота;

- размеры помещений магазинов;

- численность населения городов.

       В РБ уровень специализации РТС один из высоких в СНГ. В продовольственной государственной торговле он составил на 01.01.94г. 22%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: