РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ (РТС) представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц.
1.Важнейшими признаками классификации предприятий розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака, розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную и посылочную.
Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуется до 80-85% товаров народного потребления. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий.
Преимущества стационарной торговой сети:
- обеспечение более широкого ассортимента товаров;
- применение прогрессивных форм продажи и дополнительного обслуживания покупателей;
- обеспечение условий для хранения и сохранность товарно-материальных ценностей;
- создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;
- расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово – технических прогрессов;
|
|
- обеспечение более высокой культуры обслуживания и создания условий труда для работников торговли.
Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.
Полустационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную (палатки, ларьки, киоски, павильоны, автоматы).
Преимущества полустационарной торговой сети:
- большая подвижность;
- min затрат на строительство;
- возможность быстро развертываться и перемещаться.
К недостаткам следует отнести:
- узость ассортимента;
- трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли;
- неудобство в работе продавцов;
- высокую трудоемкость торгово-технического прогресса.
Павильон – это постройка облегченного вида на два-три рабочего места, имеется небольшой торговый зал и подсобное помещение для хранения товаров.
Палатка – это легко собираемая конструкция на одно рабочее место с небольшой площадью для хранения товаров текущего ассортимента.
Киоск (ларек) – облегченная постройка на 1-2 рабочих мест с небольшим местом для хранения товаров и оборудования для хранения товаров, в которых товары выложены на полках-ветринах.
Автоматы – это механизмы, предназначенные для торговли.
Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, палаток, ларьков, автоматов; и подразделяется на разовую и разносную.
Средствами развозной торговли являются автомашины, автофургоны, судомагазины.
|
|
Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на ж/д платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации. Распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженного и некоторых других товаров.
Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами (Белкоопсоюз), так и отдельными предприятиями розничной торговли (универмаги, книжные магазины). Через посылочную торговлю, как правило, осуществляется продажа достаточного ассортимента.
Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передаче электронных данных (текст, звук, изображение) с помощью сети Internet. Через эту сеть можно продавать все, поэтому сеть таких магазинов в мире растет бурными темпами.
ТИПИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Типы торгового предприятия определяют следующие основные признаки:
- ассортиментный профиль магазина;
- мощность предприятия, выраженная в размерах торговых подсобных площадей;
- формы и методы торгового обслуживания;
- район деятельности магазина.
Типизация торгового профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине.
Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт.
Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.
Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства новых районов жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.
Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам властям выбрать оптимальный вариант с учетом многих факторов.
Типы магазинов
Основные:
С универсальным ассортиментом товаров:
Универсам * 400(120), 650(200), 1000(320), 1500(480), 2000(640) м2
Гастроном 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2
Магазин складов 2, 4, 6, 8, 12, 16, 20 тыс.заказов в день.
Специализированные:
Диетические продукты 250, 400, 650 м2
Овощи и фрукты 250, 400 м2
Хлебокондитерские 250, 400 м2
Кондитерские товары 250, 400 м2
Рыба 250, 400 м2
Виноводочные изделия 250 м2
* - в скобках указана площадь для непродовольственных товаров.
Дополнительные:
Продовольственные магазины:
«Продукты» 150 – 400 м2
«Овощи-фрукты» 150 – 200 м2
«Хлебокондитерские» 50 - 200 м2
«Молоко» 50 – 200 м2
«Виноводочные изделия» 75 – 200 м2
«Кондитерские товары» 100 – 200 м2
«Мясо» 100 – 200 м2
«Рыба» 150 – 200 м2
«Соки – воды» 50 – 150 м2
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Одним из важнейших условий качества торгового обслуживания населения явления специализация торговой сети.
Специализация –это форма разделения труда в торговле, в результате которой торговая деятельность магазинов ограничивается отдельными видами или группами товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торговли. Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов.
|
|
Прежде всего специализация способствует значительному расширению ассортимента или иной группы товара, улучшению работы с поставщиками, обеспечения более высокого уровня культуры продажи товара, расширения дополнительных услуг и в конечном итоге повышения как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.
Специализация РТС может осуществляться по двум признакам:
- товарно-отраслевому
- комплексность спроса
При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенной группы или отрасли.
По степени специализации магазины подразделяются на:
- узкоспециализированный - реализуютотдельные товары той или иной товарной группы (хлеб, молоко);
- специализированный – осуществляет продажу одной товарной группы (рыба, кондитерские товары);
- комбинированный – имеет в ассортименте несколько товарных групп, объединенных комплексным спросом (мясо, рыба, овощи);
- универсальный – торгует несколькими товарными группами (дом торговли, универмаг);
- смешанный – реализует различные группы продовольственных и непродовольственных товаров, не образующих специальных секций (ОРС);
- неспециальные – реализуют различные группы продовольственных товаров, также не образующих специальных секций (магазин «Продукты»).
При специализации магазинов по спросу реализуемых товаров и потребительским комплексом преимущественно этой формы специализации заключается в том, что покупатели лучше ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск товара, более полно удовлетворяется спрос.
Перспективным направлением специализации РТС в нашей стране и за рубежом является продовольственная торговля; значительная роль универсамов, расширенные сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.
|
|
На уровень специализации влияет ряд факторов:
- характер покупательского спроса (твердо ориентированный или импульсивный спрос);
- степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация, возможно и целесообразно);
- размеры торговых предприятий (меньше размеры требуют более узкой специализации);
- местные условия развития товарооборота;
- размеры помещений магазинов;
- численность населения городов.
В РБ уровень специализации РТС один из высоких в СНГ. В продовольственной государственной торговле он составил на 01.01.94г. 22%.