Построение государственной розничной торговли:
1. МАРТ: Белорусский оптово-розничной торг
↓ «Белювелирторг»;
↓
1.Управление экономики торговли и развития рыночных отношений;
2. Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;
3. Управление организация потребительского рынка продовольственных товаров;
4. Управление организация потребительского рынка товаров легкой промышленности;
5. Управление организация потребительского рынка товаров культурно – бытового и хозяйственного назначения;
6. Управление организации торговли и защиты прав потребителей;
7. Управление новых технологий, инвестиций и материально – технического снабжения;
8. Управление кадров, правового обеспеченья, социальной защиты и общих вопросов;
9. Управление внешних экономических связей;
10.Управление общественного питания.
Управление потребительского рынка и сферы услуг
↓ ↓
|
|
Обласные управления Минское (районное) управление
потребительского рынка потребительского рынка (торговые
отделы исполкома)
↓
Торговые предприятия
II. Организация рабочего снабжения отраслей промышленности и транспорта:
1.УРС (Управление рабочего снабжения Министерство транспорта)
2. ОРС (Отдел рабочего снабжения «Белэнергострой»)
3. Дорорс Белорусской железной дороги.
III. Торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств:
1. Минздрав (лекарства, оптика);
2. Министерство связи, информатики и культуры (печатная и книжная продукция);
3. Министерство жилищно-коммунального хозяйства (цветы, ритуальные принадлежности).
IV.Фирменная торговля:
Торговые предприятия министерства и ведомств.
V.Прочие государственные структуры:
1.Управление делами Президента;
2. Совет Министров РБ;
3. Министерство внутренних дел;
4. Министерство финансов;
5. Министерство экономики;
6. Министерство налогов и сборов и др.
Организационно-хозяйственными звеньями механизма розничной торговли являются: торговые предприятия и торговые системы.
Торговое предприятие – основное звено розничной торговли, для которого характерны три признака: экономический, организационный и правовой.
|
|
Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.
Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.
Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.
Основным типом торгового предприятия до недавнего времени на территории республики был торг. В настоящее время по решению правительства идет процесс демонополизации торгов. Количество их уменьшилось в 5 раз и на 1 января 1995г. составило 36 единиц.
Торги подразделяются на республиканские (Белювелирторг) и местные (пищеторги, промторги, коопторги, пищепромторги).
Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговых предприятий: торговые фирмы, ассоциации, арендные предприятия, концерны, акционерные общества, малые и совместные предприятия.
Торговые и торгово-производственные фирмы создаются как на базе местных торгов («Живинка» - на базе магазинов Октябрьского, «Азарэнне» - Фрунзенского, «Фобия» - Московского, «Падзея» - Советского райпищеторгов и т.д.), так и самостоятельными коммерческими структурами.
1.Арендное предприятие образуется путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Оно создается по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляется соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду. В Республике Беларусь на 1 января 1995г. насчитывалось 684 арендных предприятия торговли.
2.Акционерные общества – это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) нам всю величину уставного фонда. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Бывают открытые и закрытые акционерные общества. Право владения акциями подтверждает сертификат. Акции бывают: обычные, привилигированные и именные. Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).
Преобразование государственных предприятий в акционерное общество заключается в следующем.
1.Коллектив государственного предприятия принимает согласованное с органами власти решение о преобразовании в акционерное общество.
2.Разрабатывается устав акционерного общества и его внутренние документы.
3.Распространяются акции среди работников и населения.
4.Проводится учредительная конференция или общее собрание акционеров.
На 1 января 1995г. в розничной торговле Беларуси имелось 67 акционерных торговых предприятий. В Минске, например, акционерное общество «Постторг» создано на базе магазинов Партизанского райпищеторга. В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и оптовой торговли.
3.Совместное предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.
Так, в Беларуси создано девять СП, в том числе такие известные, как «Торговый Дом на Немиге», «Вентра» и др.
|
|
4. Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предприятия – предельная численность работающих, которая в розничной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприятия могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.
Учредители наделяют создаваемые ими малые предприятия основными и оборотными средствами, образующими их уставной фонд.
Основными учредительными документами малого предприятия являются уста и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем.
В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).
На основании этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Советов народных депутатов города или района, после чего оно приобретает права юридического лица.
На 1 января 1995г. на территории Беларуси действует 622 малых предприятия.
5.Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.
Основными функциями ассоциации являются:
- координация деятельности входящих предприятий;
- защита и представление интересов в суде, арбитраже и т.п.;
- исследование рынка;
- анализ и обобщение передового опыта;
- подготовка кадров;
- социальное развитие предприятий и т.п.
Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:
|
|
- региональному (районные, областные и республиканские);
- товарному (по товарным группам);
- межотраслевому (оптовая и розничная торговля);
- в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов)
- в зависимости от форм собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий);
- в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий);
В Республике Беларусь насчитывается 58 ассоциаций, среди которых выделяются Жлобинская торгово-производственная ассоциация, включающая сеть магазинов розничной торговли, Гомельская ассоциация общественного питания.
6. Концерн – это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.
Предприятия-участники связаны между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.
Концерн характеризуется единством управления и контроля. По сравнению с ассоциацией здесь более широко централизованы функции управления и в большей степени утрачена экономическая самостоятельность.
Основными функциями концерна являются:
- финансовый контроль за деятельностью входящих предприятий;
- координация коммерческой и хозяйственной деятельности предприятий;
- проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;
- маневрирование товарными ресурсами;
- создание фондов и резервов.
К чисто торговым концернам в Республике Беларусь можно отнести Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще предприятия розничной торговли относятся к концернам производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть (продажа тканей, обуви, одежды) имеет концерн «Беллегпром».
Характерным признаком торговой системы является однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.
К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Министерства торговли, система потребительской кооперации, система ОРСов промышленных предприятий транспорта, системы прочих министерств и ведомств (Минздрава, Минобороны, Минсвязи и др.).
ХОЛДИНГИ
Холдинг – это финансовый фонд объединения капиталов, а не самих предприятий. Его отличительная черта - владение долями капиталов других фирм, достаточными для осуществления финансового контроля за их деятельностью. Холдинговые компании в системе оптовой торговли создаются путем объединения имущества хозяйственных обществ и товариществ, а также долей в имуществе предприятий, что дает право принятия решения или его отклонения.
Оптхолдинги могут быть:
1. Областными
2. Однопродуктовыми(в них предприятия различных регионов и разного товарного профиля).
3. Смешенные (включают предприятия различных регионов и разного товарного профиля).
Органами управления оптхолдинга являются: Наблюдательный совет (президент, представители органов приватизации, антимонопольные органы, экономические ведомства, акционеры холдинга) и правление (исполнительное правление), члены которого работают на контрактной основе.
Основные функции оптхолдинга:
1.Контроль за соблюдением интересов, входящих в него предприятий
2. Проведение реконструкций предприятий, повышение их производительно-экономической эффективности.
3. Создание условий для устойчивой доходности от деятельности его участников.
4. Концентрация финансовых ресурсов участников для увеличения уставного капитала, определение стратегии и оптимальных условий их эффективного использования.
5. Учреждение А.О. различных видов, выпуск акций и других ценных бумаг и их реализацию на внутренних и внешних рынках.
6. Инвестирование производственной, коммерческой и научно-производственной деятельности.
7. Изучение и анализ сбалансированности производственных программ предприятий оптхолдинга, рыночной конъюктуры, осуществление маркетинговой деятельности.
8. Осуществление внешне - экономической деятельности.
9. Представление гарантий по техническому развитию предприятий, выбору направления деятельности участников оптхолдинга и т.д.