Рассмотрите розничное построение розничной торговли в республике

Построение государственной розничной торговли:

1. МАРТ: Белорусский оптово-розничной торг     

↓                                       «Белювелирторг»;

                                          ↓

1.Управление экономики торговли и развития рыночных отношений;

2. Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;

3. Управление организация потребительского рынка продовольственных товаров;

4. Управление организация потребительского рынка товаров легкой промышленности;

5. Управление организация потребительского рынка товаров культурно – бытового и хозяйственного назначения;

6. Управление организации торговли и защиты прав потребителей;

7. Управление новых технологий, инвестиций и материально – технического снабжения;

8. Управление кадров, правового обеспеченья, социальной защиты и общих вопросов;

9. Управление внешних экономических связей;

10.Управление общественного питания.

 

Управление потребительского рынка и сферы услуг

                          ↓                                                        ↓

Обласные управления                      Минское (районное) управление

потребительского рынка           потребительского рынка (торговые

                                                                  отделы исполкома)

                                                                                         ↓

                                                                  Торговые предприятия

 

II. Организация рабочего снабжения отраслей промышленности и транспорта:

1.УРС (Управление рабочего снабжения Министерство транспорта)

2. ОРС (Отдел рабочего снабжения «Белэнергострой»)

3. Дорорс Белорусской железной дороги.

 

III. Торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств:

1. Минздрав (лекарства, оптика);

2. Министерство связи, информатики и культуры (печатная и книжная продукция);

3. Министерство жилищно-коммунального хозяйства (цветы, ритуальные принадлежности).

 

IV.Фирменная торговля:

Торговые предприятия министерства и ведомств.

 

V.Прочие государственные структуры:

1.Управление делами Президента;

2. Совет Министров РБ;

3. Министерство внутренних дел;

4. Министерство финансов;

5. Министерство экономики;

6. Министерство налогов и сборов и др.

 

    Организационно-хозяйственными звеньями механизма розничной торговли являются: торговые предприятия и торговые системы.

    Торговое предприятие – основное звено розничной торговли, для которого характерны три признака: экономический, организационный и правовой.

    Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

    Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.

    Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

    Основным типом торгового предприятия до недавнего времени на территории республики был торг. В настоящее время по решению правительства идет процесс демонополизации торгов. Количество их уменьшилось в 5 раз и на 1 января 1995г. составило 36 единиц.

    Торги подразделяются на республиканские (Белювелирторг) и местные (пищеторги, промторги, коопторги, пищепромторги).

    Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговых предприятий: торговые фирмы, ассоциации, арендные предприятия, концерны, акционерные общества, малые и совместные предприятия.

    Торговые и торгово-производственные фирмы создаются как на базе местных торгов («Живинка» - на базе магазинов Октябрьского, «Азарэнне» - Фрунзенского, «Фобия» - Московского, «Падзея» - Советского райпищеторгов и т.д.), так и самостоятельными коммерческими структурами.

    1.Арендное предприятие образуется путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Оно создается по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляется соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду. В Республике Беларусь на 1 января 1995г. насчитывалось 684 арендных предприятия торговли.

 

    2.Акционерные общества – это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) нам всю величину уставного фонда. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Бывают открытые и закрытые акционерные общества. Право владения акциями подтверждает сертификат. Акции бывают: обычные, привилигированные и именные. Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).

    Преобразование государственных предприятий в акционерное общество заключается в следующем.

    1.Коллектив государственного предприятия принимает согласованное с органами власти решение о преобразовании в акционерное общество.

    2.Разрабатывается устав акционерного общества и его внутренние документы.

    3.Распространяются акции среди работников и населения.

    4.Проводится учредительная конференция или общее собрание акционеров.

    На 1 января 1995г. в розничной торговле Беларуси имелось 67 акционерных торговых предприятий. В Минске, например, акционерное общество «Постторг» создано на базе магазинов Партизанского райпищеторга. В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и оптовой торговли.

    3.Совместное предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.

    Так, в Беларуси создано девять СП, в том числе такие известные, как «Торговый Дом на Немиге», «Вентра» и др.

    4. Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предприятия – предельная численность работающих, которая в розничной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприятия могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.

    Учредители наделяют создаваемые ими малые предприятия основными и оборотными средствами, образующими их уставной фонд.

    Основными учредительными документами малого предприятия являются уста и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем.

    В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).

    На основании этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Советов народных депутатов города или района, после чего оно приобретает права юридического лица.

    На 1 января 1995г. на территории Беларуси действует 622 малых предприятия.

    5.Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.

    Основными функциями ассоциации являются:

- координация деятельности входящих предприятий;

- защита и представление интересов в суде, арбитраже и т.п.;

- исследование рынка;

- анализ и обобщение передового опыта;

- подготовка кадров;

- социальное развитие предприятий и т.п.

    Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:

- региональному (районные, областные и республиканские);

- товарному (по товарным группам);

- межотраслевому (оптовая и розничная торговля);

- в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов)

- в зависимости от форм собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий);

- в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий);

    В Республике Беларусь насчитывается 58 ассоциаций, среди которых выделяются Жлобинская торгово-производственная ассоциация, включающая сеть магазинов розничной торговли, Гомельская ассоциация общественного питания.

    6. Концерн – это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.

    Предприятия-участники связаны между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.

    Концерн характеризуется единством управления и контроля. По сравнению с ассоциацией здесь более широко централизованы функции управления и в большей степени утрачена экономическая самостоятельность.

    Основными функциями концерна являются:

- финансовый контроль за деятельностью входящих предприятий;

- координация коммерческой и хозяйственной деятельности предприятий;

- проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;

- маневрирование товарными ресурсами;

- создание фондов и резервов.

    К чисто торговым концернам в Республике Беларусь можно отнести Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще предприятия розничной торговли относятся к концернам производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть (продажа тканей, обуви, одежды) имеет концерн «Беллегпром».

    Характерным признаком торговой системы является однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.

    К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Министерства торговли, система потребительской кооперации, система ОРСов промышленных предприятий транспорта, системы прочих министерств и ведомств (Минздрава, Минобороны, Минсвязи и др.).

ХОЛДИНГИ

       Холдинг – это финансовый фонд объединения капиталов, а не самих предприятий. Его отличительная черта - владение долями капиталов других фирм, достаточными для осуществления финансового контроля за их деятельностью. Холдинговые компании в системе оптовой торговли создаются путем объединения имущества хозяйственных обществ и товариществ, а также долей в имуществе предприятий, что дает право принятия решения или его отклонения.

Оптхолдинги могут быть:

1. Областными

2. Однопродуктовыми(в них предприятия различных регионов и разного товарного профиля).

3. Смешенные (включают предприятия различных регионов и разного товарного профиля).

       Органами управления оптхолдинга являются: Наблюдательный совет (президент, представители органов приватизации, антимонопольные органы, экономические ведомства, акционеры холдинга) и правление (исполнительное правление), члены которого работают на контрактной основе.

Основные функции оптхолдинга:

1.Контроль за соблюдением интересов, входящих в него предприятий

2. Проведение реконструкций предприятий, повышение их производительно-экономической эффективности.

3. Создание условий для устойчивой доходности от деятельности его участников.

4. Концентрация финансовых ресурсов участников для увеличения уставного капитала, определение стратегии и оптимальных условий их эффективного использования.

5. Учреждение А.О. различных видов, выпуск акций и других ценных бумаг и их реализацию на внутренних и внешних рынках.

6. Инвестирование производственной, коммерческой и научно-производственной деятельности.

7. Изучение и анализ сбалансированности производственных программ предприятий оптхолдинга, рыночной конъюктуры, осуществление маркетинговой деятельности.

8. Осуществление внешне - экономической деятельности.

9. Представление гарантий по техническому развитию предприятий, выбору направления деятельности участников оптхолдинга и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: