Юльяну Фонтане в Париж

 

[Париж, 1836]

 

Жизнь моя, где живет Бжовский?.. (Юзеф Бжовский (ок. 1805—1888) — польский виолончелист, дирижер и композитор, варшавский знакомый Шопена, родственник и ученик К. Курпиньского, совершивший в 1836—1837 гг. поездку по Германии и Франции, во время которой встречался с крупнейшими современными музыкантами. Сохранившиеся фрагменты «Дневника» Бжовского содержат исключительно ценные сведения о жизни Шопена в Париже. «Дневник» приведен в работе Ф. Гёзика «Прелюдия Шопена» (см.: F. Hoesick. Preludia Chopina. «Echo Muzyczne, Teatralne i Artystyczne», 1900, №№ 8, 9, 13, 15, 16, 20, 21, 25, 26, 28).)

На визитной карточке: «Frederic Chopin [посередине], 38, rue de la Chaussee d’Antin [в правом нижнем углу]». Адрес: «Mr. Fontana, 3 Cite d’Antin».

 

ЮЛЬЯНУ ФОНТАНЕ В ПАРИЖ

 

[Париж]

 

Жизнь моя, пришли мне с моим старичком (Старичок — слуга Шопена.) — пачиниевского Листа; через несколько часов я Тебе его верну. (Антонио Франческо Пачини (1778—1866) — итальянский композитор, дирижер, преподаватель пения и парижский нотоиздатель (с 1806 г. жил в Париже), друг Н. Паганини; пользовались известностью издаваемые им музыкальные сборники, которые обычно называли «пачини». Шопен просит Ю. Фонтану прислать ему одно из произведений Ф. Листа, изданных А. Пачини.)

 

 

 

РОДНЫМ В ВАРШАВУ

 

[Париж, 1836]

 

[...] Я познакомился с большой знаменитостью — г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но ее лицо несимпатично и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее. [...]

 

На русском публикуется впервые. Оригинал погиб в 1863 г. в Варшаве. Приведенный отрывок из письма Шопена родным цитирует М. Карасовский (см.: М. Karasowski. Friedrich Chopin. Sein Leben und seine Briefe. Berlin, 1877).

 

Это первое упоминание в письмах Шопена о Жорж Санд, впоследствии сыгравшей большую роль в его жизни.

Жорж Санд (1804—1876) — псевдоним известной французской писательницы Авроры (Орор) Дюпен, баронессы Дюдеван, представительницы демократического течения во французском романтизме, автора ряда романов, пьес, статей, листовок и критических работ. В первый период своего творчества Жорж Санд была горячей поборницей эмансипации женщин, увлекалась утопическим социализмом и была тесно связана с прогрессивным движением.

Семнадцати лет выдана замуж за барона Казимира Дюдевана; этот брак был несчастлив и закончился в 1831 г. разрывом. С Жорж Санд остались ее дети — Морис и Соланж.

Точная дата знакомства Шопена с Жорж Санд неизвестна — оно, вероятно, состоялось осенью 1836 г.. Неблагоприятное впечатление Шопена при знакомстве с Жорж Санд подтверждается и письмом Ф. Гиллера к Ф. Листу, в котором он приводил слова, сказанные ему Шопеном: «...Однажды Ты собрал у себя цвет французской литературы. Очевидно, что Жорж Санд не могла не находиться в числе приглашенных. Провожая меня домой, Шопен сказал мне: «Какая антипатичная женщина — эта Санд! Да и женщина ли она в самом деле! Я склонен в этом усомниться!»...»

В ряде работ Жорж Санд («Un Hiver a Majorque» — «Зима на Майорке», «Impressions et souvenirs» — «Впечатления и воспоминания», «Histoire de mа vie» — «История моей жизни») много сведений о Шопене, к сожалению, крайне необъективных. Свою переписку с Шопеном Жорж Санд уничтожила (некоторые исследователи всё же полагают, что сохранилась копия этой переписки; см. Edouard G а n с h е. Dans le Souvenir de Frederic Chopin, стр. 131, примечание 1), известно лишь небольшое число писем, которые помещены ниже.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: