Оправдание добра» Вл. Соловьева: этика и право, личность и общество, патриотизм, отношение к войне, экономический вопрос

Нравственную философию Соловьев понимал как путеводитель для избравших правый путь. Она бесполезна тем, кто его не избрал. Но правильный выбор вовсе не гарантирует немедленного достижения праведности — путь долог и требует от человека больших и систематических усилий. Соловьев решительно настаивал на выборе пути добра и на том, что пренебрежение им уводит к духовной смерти.

Многие деятели культуры

придерживаются кто нравственного релятивизма, кто пессимизма, кто эстетизации жизни, а иные, претендуя на роль «властителей современных дум», насаждают культ силы, власти, богатства и пр. Соловьев ассоциирует это с разными видами идолопоклонства и критикует другие позиции, приверженцы которых чужды названным идолам, но уклонились с пути истинного Добра (сюда можно отнести Ф. Ницше, толстовство и др.) Испытующая мысль и совесть человека показывают, в чем их упущения: в человеке есть то, что «уважено самим Богом», — «внутреннее неоценимое и незаменимое достоинство человека в его разуме и совести».

Этика, писал он, связана с верой в добро и бескорыстным служением добру. Верить в добро — значит верить в существование невидимого нравственного миропорядка, духовно-нравственных основ жизни. На основе безусловной правды добра определяются критерии всего справедливого для построения человеческого общества. Обычаи и нравы народа или каких-то общественных объединений заслуживают принятия и поддержки, если они соответствуют духовно-нравственным основам жизни.

Личность и общество. Быть личностью очень важно и для нравственного самосознания человека, и для следования по пути добра. Соловьев настаивал, что личность безусловно ценна. Личность — особая форма бесконечного содержания.

Человек должен быть одновременно и в обществе, и перед Богом.

Патриотизм. «От отвлеченного общечеловека философов и юристов сознание переходит в христианстве к действительному всечеловеку и этим совершенно упраздняет старую вражду и отчуждение между различными разрядами людей» (6, т. VIII, c. 316). Народ, считал он, является «особою формой всемирного содержания, живущего в нем», или чем-то вроде «органа» во вселенском «организме» Всеединства. А что у нас сверхнародное? Это, конечно, Церковь.

Соловьев отвергал двойную мораль. Он был убежден, что правовые требования являются частью этики и прилагают определенные (пусть и не все) нравственные принципы к социальным вопросам и политике. Право есть низший предел, или определенный минимум нравственности.

Война — зло, она приносит бедствия, гибель людей. Но это зло нередко бывает вынужденным, на него идут, чтобы предотвратить еще большее зло. Война может оказаться вынужденно необходимой, если она сдерживает разгул большего зла. Поэтому христианин не должен уклоняться от воинской повинности, ссылаясь на заповедь «не убий». Соловьев, будучи представителем культуры XIX в., считал, что христианство принесет вечный мир, пока не написал «Три разговора».

Экономические вопросы. Соловьев критиковал социализм и капитализм за то, что они оставляют труд, хозяйство, экономику вне нравственности, свидетельством чего являются соответствующие политэкономические учения. Социализм превратил труд в работу на систему, как это можно видеть в истории. Капитализм рассматривает экономику с точки зрения прибыли, расширения производства, контроля капитала, и здесь труд человека является предметом купли-продажи. Соловьев возражал, что труд человека имеет нравственное значение.

Труд человека входит в сферу ответственности перед Богом. Труд не должен закрывать перед человеком пути духовного возрастания. Частная собственность не должна рассматриваться как зло, как это делает социализм. Частная собственность — благо относительное, и она должна соотноситься с общим благом. Природа с точки зрения Соловьев, — не вещь, она не бездушна; земля — нечто живое, и к ней надо иметь жалость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: