Пересмотр Вл. Соловьевым ряда философских идей его молодости в «Трех разговорах» и «Теоретической философии»

Соловьев, будучи представителем культуры XIX в., считал, что христианство принесет вечный мир, пока не написал «Три разговора».

В «Трех разговорах» участвуют князь (выражающий позицию Л. Н. Толстого), либерал-политик (эпикуреец без веры и святынь — характерны его слова: «Только религии поменьше, ради Бога, религии поменьше!», генерал (участник карательных экспедиций против тех, кто устраивал резню армян на Кавказе), дама, украшающая всю компанию, и г‑н Z, выразитель позиции Соловьева. В диалоге разбираются вопросы политики, войны и судеб мира. Завершается все «Повестью об антихристе».

Первый разговор — это полемика с толстовским «непротивлением злу силою».

Второй разговор посвящен проблеме прогресса, культуры, улучшения нравов и социально-экономических условий жизни, европеизации России.

«Краткая повесть об антихристе» предваряется словами о «панмонголизме» — грядущем нашествии восточных народов на Европу и Россию с привлечением сил Ислама.

Возненавидев Христа, он принимает искушение сатаны: действовать только во имя свое. Получив от него мощную творческую силу, он пишет трактат «Открытый путь к вселенскому миру и благоденствию», который делает его знаменитым на весь мир. В книге он мастерски решает социальные, экономические, политические, религиозные и многие другие вопросы. «И чудный писатель не только увлечет всех, но он будет всякому приятен, так что исполнится слово Христово: “Я пришел во имя Отца, и не принимаете Меня; придет другой во имя свое — того примете”. Ведь для того чтобы быть принятым, надо быть приятным»

Став мировым императором, он проводит ряд победоносных войн. Так и должно быть, например, по Маймониду, с той, однако, поправкой, что у Соловьева император — еврей, чуждый иудаизму.

Император ставит ключевой вопрос: «Что для вас дороже всего в христианстве?» (6, т. Х, с. 209-210). Члены собора медлят, и тогда он иронически предлагает каждой группе свое искушение. Католикам, которым «всего дороже духовный авторитет», объявляет о восстановлении папской кафедры в Риме, и огромная часть их устремляется на трибуну, кроме Петра с небольшой группой верных. Православных он соблазняет фондом для всемирного музея христианской археологии в Константинополе с целью собирания, изучения и хранения памятников церковной древности, преимущественно восточной. Многие направились к нему, кроме старца Иоанна с «малым стадом» верных. Протестантам он предложил мощное финансирование библейских исследований, и большая часть их ринулась к нему, но не профессор Паули и его круг. Пока еще не разоблаченный антихрист снова ставит тот же вопрос оставшимся.

В «Трех разговорах» нет теократии, нет союза русского царя с папой, нет исторической миссии России созидать мировое Всеединство, нет глобального объединения религий. Нет и Софии, но есть верность Богочеловеку, и это главное.

Соловьев, отказавшись от Всеединства, признал невозможность объединить мирскую социально-политическую деятельность с правдой Божией. В «Трех разговорах» главный политик антихрист создает «универсальную религию», о которой думал ранний Соловьев, — это «супер-экуменизм».

В своей поздней работе «Теоретическая философия» (1897-99) Соловьев отказался от монад и субстанций. Личность, став на путь спасения, «не ищет своего», в том числе и того, чтобы быть самостоятельной субстанцией перед Богом (и вне Бога), не присваивает себе собственного постоянного содержания, она не пытается увековечить себя в виде субстанции, а надеется обрести субстанциальность в жизни вечной. Личность идет от изначального ничто к полноте бытия в качестве «новой твари», вверяя себя спасающей любви Божией. Нашей сущностью должен стать замысел Божий о нас, который состоится, когда Он Своей любовью примет нас в Свое Царство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: