Христианство и культура в трудах С.Н. Булгакова

Это тема ряда статей Булгакова 1900-1910-х годов и ей посвящена более поздняя работа «Тихие думы». Он обращается к вопросу о значении Просвещения XVIII века и наследников этой деятельности в XIX веке. В целом он охарактеризовал это как всемирно-историческое удаление от Бога, уход из отчего дома — из Церкви. В России люди культуры пошли по пути Просвещения гуманизма как раз тогда, когда на Западе многие осознавали, что им уже нечем духовно питаться в той культуре, где они надеялись обрести полноту жизни.

Блудный сын — это культурная элита в «постхристианской» Европе и подражающая ей часть российской интеллигенции. Задача, пишет Булгаков, состоит в том, чтобы оба нашли общий язык: каждый должен признать свою вину — и тот, кто ушел из отчего дома, и тот, кто, оставшись, мнил себя единственным его истинным хранителем. На основе взаимного покаяния следует прийти к взаимопониманию, чтобы созидать подлинно церковную христианскую культуру.

Он призывал к воцерковлению деятелей культуры, чтобы через культуру, науку, философию церковная духовность могла проникать в окружающий мир. Он не требовал воцерковления самой культуры — он призывал скорее к взаимодействию со светскими людьми за пределами Церкви, к свидетельству в мире веры Церкви.

Христианство дает поддержку культуре следующим образом:

— оно возводит космичность человека на новую ступень, чтобы он творчески соучаствовал в становлении мира;

— оно научает любить землю, где ходил Христос, трудиться на земле так, как трудился сам Господь, и любить человека;

— оно научает любить мир творчески, в труде и ответственности за мир;

— «все истинное, что есть в культуре, в творческом отношении к миру, принадлежит Христу и будет явлено в своей принадлежности Церкви» (с. 380);

— нередко творческое служение включается в дело спасения (так, некоторые святые — это культурно-исторические деятели, например, равноапостольные князья и цари, великие учители Церкви, иконописцы, духовные писатели, врачи);

— любому культурному творчеству присуща антиномия дерзновения и послушания; послушание Церкви рождается из полноты душевных сил, из духовной зрелости человека; подлинное творчество и церковность поэтому нераздельны;

— тот, кто отвергает творчество во имя аскетизма, в действительности делает это во имя нигилизма; подлинный аскетизм следует рассматривать как величайшую творческую силу в мире;

— высшие достижения культуры теургичны; художнику нужно духовно родиться, чтобы увидеть высшую божественную Красоту и явить ее в своем творчестве; культ — колыбель культуры, но это — потерянный рай; однако призвание культуры служить религии никто не отменял, поэтому нужно ждать и молиться, чтобы его осуществление действительно стало реальным;

— творчество человека не может иметь абсолютного значения, не заменяет собой эсхатологию, а принадлежит этому веку;

— а главное, мы должны помнить слова Христовы: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

 

Религиозный опыт и его оценка согласно С.Н. Булгакову

В «Свете Невечернем» религиозному опыту уделено много места. Здесь религия понимается как связь с Высшим, переживаемая как встреча с Богом, когда верой мы опознаем Бога именно как Бога. Религиозная встреча уничтожает скептицизм и пробуждает жажду подняться из плена мира сего к Богу, из рабства к свободе.

Первым критерием для оценки подлинности религиозного опыта является принцип: Бог трансцендентен и имманентен одновременно. Трансцендентность означает запредельность нашему миру и возможностям нашего мышления. Имманентность же — принадлежность «миру» и «я». Если этот критерий применить к любому виду оккультизма, в том числе и к такому утонченному его варианту, как «познание высших миров» в «духовной науке» Р. Штайнера, мы увидим, что здесь все духовное трактуется как тонко-материальное, т. е., в конечном счете, как имманентное. Следовательно, здесь нет подлинного религиозного опыта, нет встречи с Богом.

Другим критерием является верность Преданию. Булгаков настаивал, что содержание веры, рождающегося из личного духовного опыта, — не чисто индивидуально, оно сверхиндивидуально и требует усилия человека для его расширения и углубления, для приведения в согласие с церковной традицией. В вере совершается «двусторонний богочеловеческий процесс»

Индивидуализм в религии — это всегда упадок или болезнь, но в наше время он популярен и широко пропагандируется.

Философия хозяйства» С.Н. Булгакова

В философии Булгакова было нечто экологичное: он считал, что отношения человека с природой должны стать одухотворенными, нравственно ответственными, а не утилитарными. Хозяйство — не просто работа, это исполнение заповеди Божией, данной еще в Эдеме: возделывать и хранить райский сад.

Труд космически важен — для содействия силам жизни в их непрестанной борьбе с силами хаоса и смерти.

В книге «Свет Невечерний» Булгаков позднее писал, что природа после грехопадения человека стала ему мало послушна потому, что он принял соблазн магизма — овладения миром недуховными средствами.

Софийны наука, техника, труд, хозяйство, теократическая власть в обществе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: