Объективация и трагедия культуры по Н.А. Бердяеву

В поздних сочинениях Бердяев стал говорить также и о трагедии творчества, о том, что в падшем мире цель его не достигается. Религия Духа в истории не реализуется, эпоха свободного христианского творчества будет не скоро. Прежде, чем наступит такая эпоха, будет сумрачное «новое средневековье». Творчество трагично; культура — священная неудача, над которой не следует смеяться.

«Объективация» для него хуже грехопадения. Объективация – это превращение всего личностного в безликое, низведение личности до объекта.

«О рабстве и свободе человека» (10: прельщения царством, войной, национализмом, аристократизмом, буржуазностью, революцией, индивидуализмом, коллективизмом, социализмом, эстетизмом, историзмом, космическое прельщение, социальное прельщение, рабство человека у цивилизации и прельщение культурными ценностями.

Объективацией Бердяев справедливо признал абстрактное понимание Бога как Абсолюта, характерное для многих представителей западной философии: «Абсолютному нельзя молиться, с ним невозможна драматическая встреча. Абсолютным мы называем то, что не имеет отношения к другому и не нуждается в другом. Абсолютное не есть существо, не есть личность, всегда предполагающая выход из себя и встречу с другим. Бог откровения, Бог Библии не есть Абсолютное».

Сама Церковь предстает, с его точки зрения, какой-то огромной и пугающей объективацией.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: