И.А. Ильин о правопорядке, правосознании и монархии

 ««О сущности правосознания» полемизирует с секулярным пониманием права как, с одной стороны, общественной гарантии для индивидуалистической самореализации граждан, а с другой, как устойчивой привычки по долгу и совести соблюдать предписания законной власти, если ее требования не выходят за рамки ее полномочий.

Дух является корнем права, или: христианская духовность является подлинным источником правосознания. Без подлинной духовности мы получаем какое-то ущербное правосознание, которое пресекает корень и источник своей собственной жизни. Но в духовной жизни важна, прежде всего, воля человека, поэтому зрелое правосознание означает достижение активного волевого состояния души, стремящейся к достижению цели права — общего блага.

«Люди, прежде всего, существа духовные, это личности, они — субъекты права. Власть должна уважать духовное достоинство человека и доверять гражданам. Государство — не только политический союз, но и духовно-нравственное единство граждан, его роль в обществе — служебная, оно призвано ограждать духовную жизнь своих граждан. Соответственно, и граждане должны уважать друг друга, уважать власть и доверять ей. Если каждый человек является духовно достойным существом, он в какой-то мере является существом автономным, но эта автономность — не абсолютна.

Автономия (греч. «самозаконие») — выражение зрелости духовной, социальной, эмоциональной, интеллектуальной, нравственной. Автономный человек — ответственный, с чувством гражданственности, он в состоянии осмысливать свою личную и социально-государственную ситуацию, принимать решения и нести ответственность за все последствия решений, а также уважать автономию других граждан. Это духовная зрелость, не исключающая, а предполагающая «братское настроение душ».

Личность, внутренне придавленная, не способна самостоятельно мыслить, решать, действовать, самостоятельно устраивать свою жизнь. Духовно подавленный человек не будет хорошим семьянином, гражданином, воспитателем. Он внутренне не свободен. Но он должен утверждать свое достоинство, ради которого стоит жить и умирать.

Свобода — прежде всего духовная категория. Истинная свобода создается религиозным усилием человека, религиозной работой над собой и в Церкви. Когда чувство достоинства и свободы достигнуто, тогда мы можем иметь зрелые формы социальной жизни, тогда управление может переходить в самоуправление, централизованное монархическое правление будет сочетаться с разветвленным самоуправлением на местах, в котором будет высокая степень солидарности участников.

Армия тоже нуждается в личности, имеющей зрелое правосознание, развитое чувство долга, дисциплины, ответственности

 «О монархии и республике». посвящена Во-первых, обосновать, что вопрос о монархии Во-вторых, определить пути соединения правового сознания с монархией.

Не может быть монархии без «монархического сознания», которое формируется духовной традицией и которое никакими юридическими мерами создать невозможно, писал о воспитании определенного склада души, который предрасполагает к принятию монархии. Писал, однако, не без эстетизации:

. Монархия означает духовное единство власти и народа. Это такой склад души, где сильны доверие и верность, где понимают ценность послушания и дисциплины. Монарху повинуются без унижения, в сознании «активной ответственности перед Государем» Это формирует традиционная семья, где есть авторитет отца и матери, когда отец глава семьи, мать — ее душа, хранительница очага, а дети почитают родителей и по старшинству исполняют те роли, которые они должны выполнять. В школе тоже нужен авторитет преподавателя, который должен быть прежде всего духовным, нравственным, а не только формальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: