Георгий Петрович Федотов (1886-1951) о культуре и Церкви

Родился в семье дворянина-чиновника в г. Саратове. С 11 лет остался без отца, с 1908 г. студент историко-филологического факультета Петербургского университета, С 1919 г. он сотрудник Публичной библиотеки, где познакомился с А. В. Карташевым и философом А. А. Мейером. Благодаря Мейеру он открыл Христа и Евангелие, приобщился к молитве и вошел в небольшое неполитическое братство «Христос и Свобода», имевшее околоцерковный полуэкуменический характер и занимавшееся религиозной философией и культурой.

 «Всякая подлинная культура имеет религиозный смысл» все лучшие плоды культуры, где бы они ни были созданы, — дар Христу. «У кого есть дар различения духов, тот не посмеет отрицать, что в лучших созданиях нашей культуры есть вдохновение Св. Духа»

 «культ — зерно, из которого развиваются культуры», но творцы культуры раскрывают христианские истины вне самого культа. Культуру можно и нужно «оцерковить», но не следует «воцерковлять».

 «Дело вселенского, а не катакомбного только, строительства Церкви не безнадежно. Европейская культура в своих духовных вершинах опять готова, как спелый плод, упасть к ногам Христа. Мир, по-видимому, вступает в новую эру христианской культуры. Снова Церковь призвана выйти из подземелий (или семинарий) на улицы городов, в аудитории университетов и во дворцы парламентов.»

Он приводит притчу: один старый иезуит спрашивает молодого (а тот играет в мяч): «Скажи, что ты стал бы делать, если бы узнал, что через два часа настанет страшный суд?» Тот подумал и ответил: «Пожалуй, я еще немного поиграю в мяч». Федотов трактует это так: конечно, мы все живем под знаком последних дней и суд Божий не за горами, но, допустим, мы занимаемся культурной работой. В чем-то это игра творческих сил. Когда она имеет смысл? За 300 лет до судного дня она имеет смысл, а за 100 лет все еще имеет? Может быть, она имеет смысл также за 50 лет, и за 10, а может быть, и за несколько дней до судного дня? Если она имеет какой-то смысл, то она имеет его всегда.

Созидание культуры Федотов считал важной частью христианской работы — но не просто культуры вообще, а культуры новой России. Культуры православной, но с чувством вселенскости самого Православия, которое не ограничивается только национальными рамками, велик соблазн считать культуру чем-то диавольским, и его нужно отвергнуть.

Культура развивается где-то спонтанно, в ней есть дыхание Духа и воздействие Слова. Дух вдохновляет, Слово придает форму, оба же создают многообразие результатов. Он говорил о многослойности, многоликости и полифоничности культуры. Культура должна создаваться как большое разнообразие, чтобы быть способной давать ответы на вызовы жизни в самых разных областях.

Будущая культура, видимо, будет существовать в разных формах: культура внутри Церкви и культура вне Церкви, с разной степенью христианского качества. Там, где будет понимание между деятелями культуры вне Церкви и святыми в самой Церкви, возможно творческое воздействие святости на культуру. Возникает образ как бы двух элит: святые в Церкви и творчески активные люди в культуре. Если есть правильно поставленная связь между святыми в Церкви и творцами культуры вне Церкви, то эта связь будет служить облагораживанию общества. пример Оптина пустынь

 

Г.П. Федотов о России: национальное дело против национализма

В цикле статей 1931 г. «Проблемы будущей России» Федотов писал о национальном деле созидания Великой России, о том, что нужно готовить себя и молодое поколение для его осуществления.

Русский народ, трезв и мудр, способен к тому, чтобы принять такую задачу и отдать ей свой труд. Безумие не является национальной традицией России. Федотов трезво оценивал, что в национальных стремлениях переплелось и высокое, и низкое. В ХХ в. больше низкого, чем в XIX, когда высокого было больше и когда это работало на культурный подъем. В ХХ в. национальные стремления оторвались от христианского корня и превратились в национальные интересы, разъединяющие народы. Но Россия, еще не исчерпала своих возможностей быть многонациональной страной и, более того, быть независимой экономически от окружающих стран.

Нужна разумная и честная власть, чтобы не загубить Россию. «Нельзя быть уверенным, но позволительно надеяться», что такая власть будет. Эта власть, скорее всего будет диктатурой. «Демократия сейчас в России возможна лишь с методами диктатуры» Во имя единства нации придется отказаться от свободной политической борьбы, иначе велик риск междоусобия. Диктатура не будет считаться с народной волей, она не будет избрана. Она будет единоличной, партия может иметь лишь вспомогательную роль. Едва ли она будет фашистской — для фашизма нужно огромное народное волнение, разжигание страстей, раздувание нового пожара, но все устали от демагогий, хотят покоя.

Федотов предпочел бы диктатуру как переход к демократии: «Благо России — как мы его понимаем — в том, чтобы грядущая диктатура имела демократическое содержание. Это значит, поставила бы своей целью привести народ к демократии» Короче — сделать себя ненужной.

 «Есть сердце России, и пока оно не перестало биться, нельзя говорить о смерти нации». В Церкви нужно искать те духовные силы, которые воскресят Россию. «Православие оказывается и здесь центральным материком христианского мира».

Православие — это «абсолютная ценность личности и абсолютная ценность соборного соединения личностей». Католичество от этого далеко, но и Протестантству Православие, не уступит.

В национальной культуре Федотов обращает особое внимание на творческую аскезу, учительство, предание и иерархию. Культуру в России надо в чем-то воссоздать, а в чем-то создавать заново. Нужен новый культурный слой. Путь — сначала элитарная культура, академии, затем — учителя для учителей школ, а затем — сами школы среди народа..

 «Государство есть форма народной воли, русской воли». Государство подлежит оцерковлению, но в последнюю очередь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: