С.Л. Франк о Боге и человеке

Невозможно понять Бога, минуя человека, писал Франк, как невозможно понять человека, минуя Бога. «То, что делает человека человеком, — начало человечности в человеке — есть его Бого-человечность» (2, с. 206). Смысл этого своего основного тезиса Франк раскрывает так. Бог не только трансцендентен, но и имманентен, Он все пронизывает Своим присутствием. Поэтому Он присутствует в человеке как начало, «глубоко и исконно сродное» человеку. В самой глубине своей души человек встречает Его и может вступить с Ним в общение как с Личностью. Возникает «я‑Ты отношение» (тема введена в философию ХХ в. М. Шелером и М. Бубером), которое в его интерпретации становится сутью религиозного опыта. С любым человеческим «ты» человек встречается внешним образом, но с Богом — в самой своей глубине.

«Богочеловечность» человека, по Франку, следует понимать как «именно потенциальное присутствие в нем некоего божественного начала как его имманентного конститутивного начала»

«Человек как творец есть соучастник Божьего творчества»

Следовательно, идеал творчества должен быть подчинен идеалу святости.

 

Интуитивизм Николая Онуфриевича Лосского (гносеология) (1870-1965)

Выдающийся русский философ, занимавшийся главным образом теорией познания, метафизикой и этикой, получил в Санкт-Петербургском университете высшее естественнонаучное и гуманитарное образование. В 1907 г. стал доктором и профессором философии и преподавал в этом университете до 1921 г., пока не был изгнан из университета, а в 22 г. из России за неприятие марксизма и религиозность. Трудился в Праге и Братиславе до 1945 г., затем в Париже и США. С 1947 по 1950 гг. профессор философии в Свято-Владимирской Духовной Академии, затем в Лос-Анжелесе. Скончался во Франции 22 января 1965 г

Лосский исходит из того, что между сознанием (мышлением) человека и миром изначально нет разобщенности, а есть их взаимная сопринадлежность. Это означает, что сознание открыто к миру и активно по отношению к вещам, что оно способно познавать их в своих интуитивных прозрениях.

Этот опыт лег в основу философии, утверждающей, что благодаря интуиции, возможность которой коренится во взаимосвязанности нас с вещами в едином мире, мы способны выходить на видение сути вещей. Интуицию он понимал как непосредственное обладание предметом в прозрениях или, в другой формулировке, непосредственное созерцание предмета в его подлиннике.

«Свое гносеологическое направление Лосский называет интуитивизмом. Этим словом он обозначает учение о том, что познаваемый предмет, даже и в случае знания о внешнем мире, вступает в сознание познающего индивидуума в подлиннике, самолично и потому познается так, как он существует независимо от акта познавания. Такое созерцание чужого бытия в подлиннике возможно потому, что мир есть органическое целое, и познающий субъект, индивидуальное человеческое я есть сверхвременное и сверхпространственное существо, интимно связанное со всем миром. Отношение субъекта ко всем существам всего мира, благодаря которому возможна интуиция, Лосский называет гносеологическою координацией. Эта сочетанность я со всеми элементами мира еще не есть знание. Для того, чтобы предмет был не только связан с я, но еще и стал опознанным, субъект должен направить на предмет интенциональные психические акты — акт осознания, внимания, различения и т.п.» (1, с. 266).

Возможность интуиции объясняется через гносеологическую координацию, которая не нами создается, а есть в действительности. Она означает, что где-то «на уровне предсознания» мы получаем исходный материал наших знаний о вещах и о мире и дальше работаем. Этому соответствует координационное понимание чувственного восприятия вещей, согласно которому, с одной стороны, вещи не являются прямыми причинами своих образов в нашем сознании, а, с другой, наше сознание не занимается произвольным творчеством таковых. Воздействие вещи на наши органы чувств — это «только стимул, подстрекающий познающее я направить свое внимание и акты различения на сам предмет внешнего мира» (там же).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: