Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга. Для преодоления такого непонимания и, соответственно, предотвращения конфликтов и противоречий необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу. Можно привести множество примеров, рисующих подобную ситуацию, — лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент. По сути здесь речь идет о современной интерпретации золотого правила нравственности, уходящего своими корнями в глубокую древность и евангельскую заповедь: “[не] поступай по отношению к другим так, как ты [не] хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе” (См.: Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1982). Это правило требует соединения своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, — один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.
|
|
Социальная роль как механизм социализации по Л.И. Божович
В отечественной научной литературе второй половины XX в. теория социальной роли представлена рядом работ. Некоторые ее положения используются в психологии, особенно детской. Л.И. Божович, исследующая формирование личности в детском возрасте, рассматривает “роль” как механизм социализации. Ссылаясь на исследования зарубежных психологов, изучающих процесс социализации, она раскрывает содержание основных понятий теории ролей (“роль”, “познание”, “Я”, “ожидание” и др.), используя следующий пример: человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей или позиций, а позицию — как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности).
Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение. “ Роль — это организованные действия по выполнению позиции, а позиция есть по существу система ожиданий” (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 115). Следовательно, и понятие “Я” представляет собой структурную единицу личности, концептуализацию опыта, который получает человек, выполняя определенные роли.
|
|
Важнейшее значение в этой теории имеет вопрос о механизме усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с социальной действительностью, т.е. о том, как роль формулирует “Я”. Скажем, молодой специалист, не обладающий опытом, часто начинает свою деятельность с подражания, начинающий преподаватель копирует своего учителя и т.д. Естественно, что со временем человек сам становится специалистом и уже не играет роль по принципу подражания, а выполняет ее творчески. Таким образом возникает обратное влияние человека на выполняемую им роль.
Много внимания разработке концепции социальной роли и определению этого понятия уделено в работах И.С. Кона. “ Социальная роль — это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе” (Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965. С. 61).
И.С. Кон о процессе формирования личности как вживании в различные социальные роли
Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И. С. Кон выделяет: обыденное сознание, где “быть в роли” — “значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения”; социальную психологию, которая использует это понятие для “описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения”; социологию, в которой “понятие социальной роли обозначает... безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию” (Кон И.С. Люди и роли//Новый мир. 1970. № 12. С. 168-169).
Действительно, в человеческом поведении всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя “в роли”, становится не только актером, но и зрителем собственных поступков, вносит в свое поведение элементы отчужденности и рефлексивности. И.С. Кон отмечает, что прежде, чем реагировать на внешний стимул, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собою, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие этого не видят). И.С. Кон вполне логично приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли.
Конформизм как абсолютизация значения социальной роли
Однакоабсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности и нередко порождает конформизм. Актер, бесспорно, может по-разному играть свою роль — хорошо или плохо, талантливо или бездарно, но он не в праве изменить того, что написано автором пьесы. Он обязан научиться правилам игры и логике роли, которая может быть и часто бывает для него и его жизни совершенно чуждой.