Ролевая концепция многое объясняет в социологии личности, но от нее нельзя требовать целостного представления о всей совокупности социальных функций индивида. “Вне драмы, — писал П.А. Сорокин, — не может быть роли; ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни делал изолированный индивид, никакое из его действий не представляет собой ни социального явления, ни его простейшего образования. Роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы” (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 191).
Структура социальной роли и ролевого взаимодействия
Сущность человека как синтез собственного «Я» и роли
Итак, люди взаимодействуют в социальном пространстве, разыгрывая различные роли. При этом синтез собственного “Я” и роли являет собой сущность человека и именно таковым он воспринимается окружающими в подавляющем числе ситуаций и контактов. Партнёры начинают отличать собственное “Я” и “роль” другого человека, когда им необходимо адаптироваться к сложной ситуации, не поддающейся контролю, или в случае, когда контакт перерастает в привязанность, потребность в этом человеке. И в том. и в другом случаях для разведения “Я” и “роли” другого человека необходимы эмпатия и анализ ролевой дистанции.
|
|
Элементы структуры социальной роли и ролевого взаимодействия
Анализ структуры социальной роли и ролевого взаимодействия позволяет выделить следующие элементы:
1. Роль как функция или образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего определённую позицию, статус, в обществе.
2. Экспектации (ожидания) определённого поведения индивида, занимающего определённую позицию.
3. Идеальные модели ролевого поведения, закреплённые в каждой конкретной культуре.
4. Ролевое поведение - взаимопроникновение идеальной модели и индивидуального исполнения роли.
5. “Я” и индивидуальный стиль исполнения роли конкретного индивида.
6. Общественная оценка проигрываемой роли.
Социальная роль как множество усвоенных и обязательных социальных действий
Следует признать, что оторванный от мира человек теряет всякое удовольствие и необходимость играть. Чем уже круг его общения, тем меньше он будет играть. В обществе же человек подключается к некой грандиозной всеобщей игре, где всё взаимосвязано, поэтому и роль обязательно имеет резонанс в любом своём проявлении. Собственно роль можно представить как некое множество усвоенных и обязательных социальных действий, которые являются следствием и причиной социодрамы.
Понятие «экспектации» как специфических социальных ожиданий
|
|
Если бы действия индивидов были непредсказуемы, наверное, взаимодействия между ними не только были бы затруднены, но и сам феномен общества стал невозможен. Зная, какую социальную роль проигрывает человек, мы предвидим его действия, психологически готовясь реагировать на них. Например, встречу с деканом студент вполне может проиграть для себя накануне. Такие специфические социальные ожидания, обращённые к человеку, занимающему определённый статус, обозначаются термином “экспектации”. Экспектации могут фиксироваться (письменно или устно) и тогда они становятся социальными нормами. Так социальные институты (религия, образование, семья и др.) функционируют через закрепление социальных ролей в нормах.
Экспектации могут быть “пассивными” - слабо выраженными, не предполагающими активного обратного действия; и “активными”, проявляющимися через категорические требования и проявление страстного нетерпения. Одни экспектации выражены в чётких правилах, инструкциях, сохраняющих субординацию; другие могут вообще не осознаваться, человек может действовать по привычке или по интуиции. Последняя может быть рассмотрена как жизненный опыт на основе знания социальных ролей. Если всё же ожидание не оправдывается, человек вынужден срочно менять свою стратегию и искать новые способы адаптации к ситуации. Так, молодой специалист в ожидании светлого будущего, поступая на работу, ждёт рекомендаций и соответствующей реакции от своего шефа. Некомпетентные действия или недостаток внимания могут ощутимо деформировать любые правильные установки, если же в обществе ожидания нарушаются очень часто, то происходит трансформация экспектаций, что служит верным признаком кризиса, стохастических процессов в обществе. Такое несоответствие экспектации реальности возможно в случае неудачной социализации.
Ролевые экспектации относительно безличны, любой человек в процессе социализации приобретает представления о целом наборе ролей, предлагаемом обществом (муж, жена, мать, преподаватель, студент и т. д.). Однако если человек ориентируется не просто на статусное лицо, если предполагаемый контакт важен в целях достижения какой-либо цели, лицо, проигрывающее роль, становится интересным как личность. Отметим, что чем меньше группа взаимодействующих лиц и чем ближе они знают друг друга, тем более личностный характер принимают взаимные ожидания.