Социально-экономическая модель Вьетнама

Автор: М. Тригубенко

(с) 2002 г.

М. Тригубенко, кандидат экономических наук (Институт международных экономических и политических исследований РАН)

Формирующаяся экономическая модель СРВ - это модель переходного периода, предусматривающая трансформацию экономического базиса. Основным постулатом новой концепции экономического развития стало признание необходимости многоукладной рыночной экономики. В решениях VI съезда Компартии Вьетнама, на котором была утверждена программа развития страны на 1986-1995 гг., содержались следующие основополагающие установки на проведение экономической политики "Дой Мой" - политики обновления:

* необходим плавный переход к рыночной экономике с применением законов товарного производства и денежного обращения;

* допускается развитие и диверсификация многоукладной экономики, включая поощрение частного сектора;

* поощряется политика открытых дверей, расширение внешней торговли и экономического сотрудничества со всеми странами, привлечение иностранных инвестиций для модернизации народного хозяйства;

* реформы должны сопровождаться перестройкой механизма и форм управления государственными и хозяйствующими субъектами, иными словами, должен меняться механизм макрорегулирования.

Реформирование экономики во Вьетнаме проводилось при сохранении политической стабильности и консолидации усилий всего общества для решения главной экономической задачи: ускоренного экономического роста и одновременно повышения жизненного уровня народа, поскольку только в условиях борьбы с нищетой, бедностью, культурной отсталостью можно было достигнуть экономического прогресса.

Итак, с 1986 года Вьетнам резко изменил вектор экономической политики, отказавшись от командно-административной системы и внешне-

стр. 156

экономической изоляции и сумел существенно продвинуться вперед по пути рыночных преобразований и привлечь иностранный капитал в крупных размерах. Реализованы десятилетняя программа экономического строительства на 1986- 1995 гг. и принятый в ее развитие пятилетний народнохозяйственный план на 1996-2000 гг. За годы политики обновления Социалистическая Республика Вьетнам смогла преодолеть разрушительное влияние азиатского финансового кризиса и сохранить высокую динамику роста ВВП. Рост ВВП за 90-е годы был равен 7,4% в год, промышленного производства - 10%. Возрос экспортный потенциал страны за счет увеличивающихся из года в год поставок на мировой рынок риса и сырой нефти. Среднегодовой рост экспорта составлял до азиатского кризиса 1997 г. 20%, в 1999 г. - 14%. В 2000 году валютные поступления от экспорта достигли 6,43 млрд дол., увеличившись за год на 26,7%. Вьетнам демонстрирует высокую динамику привлечения в экономику иностранного ссудного капитала и прямых иностранных инвестиций. По состоянию на конец 1999 г. освоено 17,2 млрд. дол., из них доля прямых инвестиций составила 25%. Значительны также объемы предоставленной Вьетнаму официальной помощи на развитие (ОДА) от стран-доноров и международных финансовых организаций (13 млрд. дол.).

Провозглашение курса на открытость и высокая динамика экономического роста, достигнутая в результате рыночных преобразований, укрепили международные позиции страны. Важную роль в укреплении доверия западных спонсоров к Вьетнаму играет политическая стабильность в стране. Сейчас координатором помощи Вьетнаму выступают США: в 1995 году были установлены между странами дипломатические отношения, а в июне 2000 г. они заключили торговое соглашение. Усиливается влияние Вьетнама в АТР: в 1998 г. Вьетнам стал членом АТЭС, в 1995 г. был принят в АСЕАН. В 1991 г. были восстановлены добрососедские отношения с Китаем и преодолены территориальные споры (в декабре 1999 г. СРВ и КНР подписали соглашения по сухопутной границе). Начиная со второй половины 90-х годов интенсифицировались вьетнамо-российские отношения по всем направлениям. Россия - крупнейший партнер СРВ в развитии нефтегазового комплекса - самой перспективной отрасли вьетнамской экономики.

Среди всех экономических моделей развивающихся стран Вьетнам в силу особенностей исторического и демографического развития и сло-

стр. 157

жившихся за тридцатилетний период социалистических традиций выбрал симбиоз китайской модели и модели новоиндустриальных стран Азии.

Для Вьетнама применимы следующие составляющие экономической политики передовых азиатских стран: активное включение в мировое и региональное хозяйство, осуществление индустриализации на качественно более высокой технологической основе, одновременное решение основных экономических и социальных задач на базе высоких темпов роста ВВП, достижение самообеспеченности продовольствием и энергоресурсами, сбалансированность отраслей и рациональное размещение производства, по достижении определенной степени экономической зрелости - трансформация индустриальной модели в информационную (технологическую).

Вьетнам учитывает такие положительные черты экономической политики и экономического развития Китая, как:

* высокая динамика экономического роста;

* чередование фаз роста и урегулирования;

* целостный структурный набор отраслей народного хозяйства при большой доле трудоемких и инфраструктурных отраслей;

* необходимость перехода к интенсивному типу экономического роста в силу все более чувствительных ресурсных, экологических, спросовых ограничений, повышение доли наукоемкой, ресурсосберегающей продукции, гибкой и маневренной структурной политики;

* поддержание сильной макрорегулирующей роли государства при заметной трансформации его экономических функций, падении роли в перераспределительных процессах и переходе от прямых административных к косвенным экономическим методам регулирования народного хозяйства.

Вьетнамская модель, как и модель Китая является моделью догоняющего развития, когда целевым ориентиром экономического роста и социального прогресса выступает достижение в исторически сжатые сроки того уровня развития техники и технологии, общего и среднедушевого производства валового национального продукта, объема доходов и структуры потребления населения, которые уже достигнуты более развитыми странами. Наиболее сильные стороны модели - ее ориентация на стратегические, долгосрочные цели, способность решать крупномасштабные

стр. 158

проблемы, достаточно высокая степень учета объективных условий страны, умелое использование ее сравнительных преимуществ в факторах роста.

Серьезным испытанием для политики обновления в СРВ явился вопрос о выбор модели индустриализации. Вьетнам в 70-х годах выбрал модель "двойной индустриализации" - индустриализации сельского хозяйства и промышленности одновременно, разработанную лауреатом Нобелевской премии В.А. Левисом. Но этот курс индустриализации, проводимый без достаточных ресурсов, потерпел поражение и привел экономику страны к кризису. Вьетнам встал перед выбором: или традиционная капиталоемкая и трудоемкая индустриализация, модели которой придерживалось большинство развивающихся стран, или иная модель развития, нацеленная на новые источники роста (например, в Гонконге и Сингапуре - туризм, услуги, банковский сектор). По концепции индустриализации, утвержденной 7-м съездом КПВ в 1991 г., основные усилия и ресурсы концентрируются на развитии сельского хозяйства и отраслей, обслуживающих эту отрасль, на обновлении деревни и сельской инфраструктуры, за счет которых экономика должна была выйти из кризиса. На этой основе должны были создаваться предпосылки для накоплений с целью последующего обновления национальной промышленности. По мнению большинства вьетнамских экономистов, такая модель индустриализации является более подходящей для аграрных стран, которые вступают на путь индустриализации и модернизации своей экономики.

В стратегии экономического развития Вьетнама на период до 2010 года заложена основная цель - сохранить высокие темпы роста ВВП, но реальная ситуация не совсем благоприятствует этому стремлению. Ограниченность внутренних накоплений и большая кредитная зависимость от Запада могут породить угрозу ухудшения финансового положения страны и трудности в реструктуризации международной задолженности. Очевидно, что Вьетнам должен направлять свои усилия на увеличение нормы внутренних накоплений.

Существует опасность, что увлечение слишком высокими показателями роста на основе чрезмерного повышения капитальных вложений может вызвать рост цен и отрицательный баланс международных расчетов.

Под влиянием финансового кризиса 1997 г. азиатские иностранные инвесторы затормозили темпы вложения своих капиталов в экономику

стр. 159

Вьетнама и под теми или иными предлогами не выполняли взятые на себя обязательства. Вьетнамские власти старались улучшить инвестиционный климат, применяя новые льготы и формы поощрения с тем, чтобы устранять риски для иностранных партнеров.

Территориальное размещение ключевых экономических объектов во Вьетнаме еще не отвечает требованиям равномерного развития производительных сил по всей стране. Проблема гармоничного развития территориальных районов в программе среднесрочного развития на 2001-2010 гг. будет решаться на основе теории "полей роста". Однако поля роста будут концентрироваться преимущественно в свободных экономических зонах, которые нацелены на экспорт большей части производимой продукции и, видимо, будут слабо участвовать в развитии национального вьетнамского рынка.

Стратегическими целями и критериями принимаемых решений в среднесрочной перспективе до 2020 года были обозначены следующие:

* обеспечение экономической независимости и безопасности государства;

* удовлетворение внутреннего спроса на промышленную продукцию, обеспеченную отечественным сырьем;

* выход на мировой и региональный рынки продукции обрабатывающей промышленности, пользующейся спросом.

Основные условия, необходимые для достижения этих целей, предполагают изменение структуры промышленного производства в пользу отраслей, выпускающих инвестиционные и потребительские товары, повышение технического уровня производственного аппарата и продукции, усиление восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса, развитие принципов конкуренции на внутреннем рынке.

Структурные преобразования в промышленности проводятся по нескольким направлениям:

* создание развитого потребительского сектора экономики;

* преодоление структурно-технологической несбалансированности как основного фактора избыточных затрат ресурсов на всех стадиях воспроизводства;

стр. 160

* сохранение и оздоровление производств, которые могут стать основой устойчивого экономического роста;

* свертывание и перепрофилирование экономически обременительных и социально бесперспективных производств;

* развитие инвестиционного потенциала;

* создание материальной базы для новых форм организации производства.

Для выполнения крупных структурных преобразований, как показал опыт Вьетнама, необходимо сохранять сильное государственное регулирование инвестиционной сферы. Ограничение государственного вмешательства в инвестиционный процесс при современном уровне централизованных капитальных вложений может привести к негативным последствиям.

Инвестиционная политика на всем протяжении переходного периода должна быть ориентирована на стратегические, долгосрочные цели. Вместе с тем на отдельных этапах развития на первый план могут выступать текущие задачи, решение которых является необходимым условием достижения стратегических целей. На современном этапе такой задачей является предотвращение последствий спада инвестиционной деятельности в экономике, возникшего в результате острой нехватки отечественных инвестиций.

Для регулирования процессов структурной перестройки и преодоления технологического отставания промышленности СРВ обозначен комплекс мер по реорганизации научно- технической сферы:

* инвентаризация сети научных учреждений по отраслям промышленности и стадиям инновационного цикла;

* формирование ограниченного числа перспективных национальных научно-технических центров на базе имеющихся научных организаций;

* создание центров контрактных исследований, научно- исследовательских консорциумов и иных новых организационных структур в промышленности для выполнения заказов на НИОКР средних и мелких промышленных предприятий и предприятий, не имеющих собственной научно- технической и опытно-экспериментальной базы.

стр. 161

Создание современной инфраструктуры в сфере научных исследований, разработок и инноваций включает формирование технопарков, малых научных и инновационных фирм, а также развитие сети организаций по информационному обслуживанию промышленных предприятий. Поставлена задача обеспечить равные возможности доступа как государственных, так и частных экономических субъектов к информации об имеющихся научно- технических результатах и заделах, включая достижения мировой науки.

Реализация экономической стратегии ускоренного догоняющего развития СРВ натолкнулась на объективные трудности: низкие сбережения, вялый потребительский спрос, нехватка отечественных инвестиций. Несмотря на все еще низкий уровень развития промышленного производства, во Вьетнаме сложилась тревожная ситуация затоваривания отечественных товаров на внутреннем рынке. Из-за низкой покупательной способности и сбережений населения внутренний рынок развивается слабо, от инфляции Вьетнам перешел к дефляции.

Промышленность Вьетнама достигла высоких темпов роста, но отраслевая структура незначительно изменилась к лучшему: больше половины выпускаемой продукции является сырьем или продукцией неглубокой переработки. В отраслевой структуре продукции промышленности нефть, каменный уголь и другие сырьевые товары составляют до 16%, продукты питания - 34%. Традиционная экспортная продукция: текстильные, швейные и кожевенные товары составляет около 10%, а электронная бытовая техника всего 2,1%. Это говорит о том, что во Вьетнаме сохраняется прежняя сырьевая экспортная ориентация в развитии промышленности.

Опыт новых индустриальных стран Азии показывает, что в развитии экспортоориентируемых отраслей приоритет был отдан машиностроению, отраслям наукоемких технологий. Но учитывая современные условия Вьетнама, нельзя упускать из виду так называемые традиционные отрасли промышленности, использующие дешевый труд. Современная промышленная политика направлена на поддержку капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, добывающих нефть и производящих нефтехимические продукты, сталь и стальной прокат, азотные удобрения и цемент, а также на техническое перевооружение отраслей перерабаты-

стр. 162

вающей промышленности, в том числе работающих на экспорт (текстильная, швейная, кожевенно-обувная, пищевая промышленность).

Успех реструктуризации вьетнамской промышленности должны обеспечить иностранные инвестиции. Как и в большинстве других развивающихся странах, иностранный капитал первоначально устремился во Вьетнам на основе межгосударственных соглашений или помощи (кредиты, гранты), предоставленные по линии официальной помощи развитию (ОДА). В структуре ссудного капитала происходят известные смещения с промышленного сектора и транспортной инфраструктуры в сторону поддержки правительственных социальных программ, например, программ ликвидации безработицы и нищеты, обустройства бедных отдаленных районов, где проживают многочисленные нацменьшинства и народности Вьетнама. Таким образом, динамика объемов помощи на техническое обновление в промышленности несколько замедлилась, однако эта статья остается на 2-м месте среди других промышленных проектов ОДА.

Для СРВ важное значение имеют три финансовых спонсора: Всемирный банк. Азиатский банк развития, Япония. Не снижают объемы помощи традиционные партнеры из Северной Европы, а также Франция и Германия.

Наряду с использованием помощи по межгосударственной линии Вьетнам развивает инвестиционное сотрудничество, привлекая прямые иностранные инвестиции. Здесь используются различные формы прямых иностранных инвестиций, в том числе контракты о деловом сотрудничестве, совместные предприятия, предприятия со стопроцентным иностранным капиталом, контракты "билд-оперэйт-трансферт", промышленные и экспортноперерабатывающие зоны, зоны высокой технологии. 65% прямых иностранных инвестиций приходится на СП.

Иностранные инвестиции помогают изменить промышленную структуру. Проекты, связанные с прямыми иностранными инвестициями, составили значительную часть капиталовложений в таких производствах, как сборка автомобилей и мотоциклов (100%), сталелитейная (60%), текстильная (65%) кожаная, обувная и электронная промышленности (40%). Иностранные инвестиционные проекты привлекли большое количество рабочих, способствовали улучшению профессиональной подготовки, повышению эффективности работы местного персонала управляющих.

стр. 163

Что предопределило успех реформирования экономики во Вьетнаме? Во-первых, было найдено основное звено - поддержка традиционных производств, в первую очередь сельского хозяйства. Произошли крупные изменения в замене кооперативной формы собственности частноиндивидуальной. Государство стимулировало повсеместное развитие семейного подряда, открыло рынки, продовольственный рынок быстро наполнился товарами первой необходимости. В результате была решена продовольственная проблема: прекратился импорт зерна, цены на продовольствие постоянно снижались.

Во-вторых, успешно завершилась борьба с инфляцией, которая проводилась по нескольким направлениям:

* жесткая бюджетная политика: сокращение непроизводственных расходов госбюджета, капитального строительства, финансирования государственного сектора из бюджета;

* прекращение денежной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;

* гибкая политика учетных ставок: были сильно повышены процентные ставки для привлечения вкладов и на предоставление банковских кредитов;

* введена двухуровневая банковская система. Специализированные госбанки переведены на коммерческие принципы деятельности. Госбанк СРВ начал применять рычаги регулирования денежной массы, кредитов и процентных ставок;

* разрешены свободные операции с золотом для привлечения средств сбережения;

* осуществлен отказ от нормированного снабжения занятых в госсекторе и переход к свободной торговле всеми товарами по рыночным ценам;

* повышен курс национальной валюты к доллару, активно привлекались иностранные инвестиции для наращивания производственных мощностей и развития высокотехнологических отраслей.

Успех реформы был предопределен ее социальной направленностью. Эффект в конечном итоге определяется тем, насколько выигрывают в материальном положении трудящиеся от проводимых преобразований. В

стр. 164

концепции рыночной экономики было подчеркнуто, что она имеет социальную ориентацию. Это означает, что во главу угла должны быть поставлены интересы трудового народа, удовлетворения их первоочередных потребностей. В переходной экономике, особенно при низком уровне развития, какой является экономика СРВ, задача удовлетворения потребностей формулировалась реалистически: речь шла об удовлетворении первоочередных, жизненно важных потребностей и стимулировании внутреннего спроса. Население СРВ в условиях стабильных цен на продовольственные товары и их наличия в разнообразном ассортименте на рынке в основном могло уже к середине 90-х годов удовлетворять свои потребности в продуктах питания. Социологический опрос, проведенный Комитетом общественных и гуманитарных наук СРВ в 1996 г. показал, что свыше половины жителей страны считали, что они улучшили свое материальное положение в ходе реализации политики обновления. Согласно выводам ПРООН, вьетнамскому правительству удалось добиться успехов в преодолении бедности быстрее, чем этого можно было ожидать в столь короткие сроки с учетом низкого уровня доходов.

Вьетнам относится к числу наиболее населенных стран мира (на 13-м месте). Население в трудоспособном возрасте занимает высокий удельный вес и растет быстрыми темпами. Поэтому предпринимались усилия по совершенствованию трудового законодательства, чтобы полнее использовать трудовой потенциал страны, разработать правила поощрения работы на частных и совместных предприятиях, которые привлекают незанятую рабочую силу.

За 15 лет реформ Вьетнам достиг впечатляющих результатов в экономическом развитии и решении социальных проблем: высокий темп роста ВВП и объема экспорта, низкая инфляция и т.д.

Тем не менее, Вьетнам столкнулся с новыми трудностями и проблемами, решение которых требует углубления экономической реформы.

К таким трудностям относятся следующие:

* замедление темпа роста ВВП в конце 90-х годов;

* замедление роста иностранных инвестиций;

* выявившееся снижение покупательной способности населения и затоваривание рынка продукцией отечественного производства;

* сохранение бюджетного дефицита;

стр. 165

* крупная задолженность по внешним займам.

Таким образом, хотя успехи реформирования во Вьетнаме налицо, вместе с тем накапливаются противоречия и трудности.

Новые вызовы мировой экономики в XXI веке поставили страну перед объективной необходимостью развития в условиях глобализации. Проблемы глобализации активно и довольно обстоятельно изучаются во Вьетнаме, особенно в связи с подготовкой к вступлению СРВ во Всемирную торговую организацию. Вьетнамские экономисты видят в глобализации шанс быстрого вхождения в мировую экономику на весьма выгодных для страны условиях, но не отрицают, что глобализация таит в себе как плюсы, так и минусы.

К положительному воздействию глобализации на Вьетнам ученые относят возможность расширения рынка товаров, услуг, капитала. Неразвитость экономики и рыночных отношений, слабая межрайонная интеграция внутри страны мешают формированию полнокровного рынка. Глобализация расширяет рамки национального производства через активное взаимодействие с мировой экономикой. Эта возможность не отделима от участия Вьетнама в ВТО, региональной свободной торговой зоне АСЕАН АФТА, в АТЭС. К 2006 г. Вьетнам полностью присоединится к торговой и таможенной политике СЕРТ стран-участниц свободной зоны АСЕАН и, получив статус наибольшего благоприятствования, сможет осуществить широкий сбыт своих товаров на емкий его рынок.

Второй плюс воздействия глобализации состоит в снятии ограничений, которые накладывает ВТО на привлечение иностранных инвестиций в широком масштабе в страну в связи с плохим инвестиционным климатом, большими рисками для иностранных инвесторов и бюрократизацией управления внешнеэкономическими связями. В силу указанных причин передовые страны (США, ЕС, Япония) сдерживают передачу стране ноу-хау и экспорт товаров высоких технологий. Сложилась практика предоставления по линии трансферта устаревшей технологии "Second Hand" из указанных и других стран.

Глобализация позволяет Вьетнаму быстрее приобщиться к прогрессу в сфере компьютерной техники, телекоммуникаций, информатики и электроники, подготовить квалифицированные кадры, повысить качество трудовых ресурсов.

стр. 166

Плюсы от глобализации Вьетнам сможет получить, если будет продолжать экономические реформы, избавляясь от громоздкого административного аппарата, открыв широкий путь рыночным отношениям, основанным на конкуренции.

К возможным потерям, минусам от глобализации, можно отнести вынужденную политику отмены таможенных пошлин и снятия всех ограничений на свободный доступ в страну иностранных товаров более высокого качества, что создаст угрозу национальному производству. Будущее Вьетнама будет в большей мере зависеть от конъюнктуры, складывающейся в мировой торговле и в мировых потоках капитала.

Глобализация оказывает влияние на международные экономические и торговые организации. Если говорить о Вьетнаме, то для него принципиально важное значение имеет участие в АТЭС и будущее членство в ВТО.

С 1996 года ведется процедура принятия СРВ во Всемирную торговую организацию. Для страны эта проблема имеет первостепенное значение, поскольку позволяет непосредственно ощущать импульсы мировой экономики и торговли, опираться на относительно устойчивую структуру мирохозяйственных связей и определенную стабильность, создающие лучшие предпосылки для развития экономики страны и деятельности вьетнамских предприятий за рубежом. Более того, участие в ВТО поможет Вьетнаму улучшать свои позиции на торговых переговорах, так как он получит доступ к более справедливым и эффективным юридическим правилам при разрешении торговых конфликтов. Проблемы, решающиеся в рамках двусторонних отношений без общих и стабильных правил, в дальнейшем могут быть решены в рамках многосторонней системы. Став членом ВТО, Вьетнам будет иметь возможности расширять рынки для экспорта, получив статус наибольшего благоприятствования, национального режима в международной торговле, значительно снизить таможенные тарифы и нетарифные барьеры для вьетнамских товаров, что создает лучшие условия для сбыта ключевых товаров (текстильные изделия, продовольствие и др.) на мировом рынке, особенно в США, Японии, Евросоюзе. Статус наибольшего благоприятствования реализуется в уровнях пошлин и правилах для экспорта и других экспортных условиях. Эти условия более жесткие, когда государство не имеет такого статуса. А без

стр. 167

него любая страна с огромным трудом конкурирует с другими странами за доступ к рынку.

Вьетнам сможет опираться на тесные связи ВТО с международными финансовыми организациями, такими, как Всемирный банк, АзБР, МВФ. Вьетнам, начиная с 1993 г., ведет переговоры с этими международными организациями с целью получения льготных кредитов, но они, как правило, связывают предоставление кредитов с соблюдением стандартных правил ВТО в отношении торговых механизмов и торговой политики. Если Вьетнам не принимает на себя обязательство проводить экономическую политику, отвечающую стандартам ВТО, ему трудно получить льготные кредиты от этих финансовых организаций. Кроме того, не будучи членом ВТО, Вьетнаму труднее иметь доступ к международной экономической помощи ОДА и двусторонним формам кредитного содействия. Став членом ВТО, Вьетнам будет иметь более тесные связи с международными финансовыми организациями и получать более сильную поддержку с их стороны. Установление связей с МВФ, Всемирным банком является также важным фактором, создающим доверие у иностранных инвесторов.

В 90-х годах Вьетнам активно подключился к региональным экономическим процессам, которые набирают силу в Юго- Восточной Азии. Для страны, находящейся в переходном периоде, это крайне сложный и болезненный процесс, поскольку она вынуждена следовать жестким общепринятым в регионе правилам либерализации внешней торговли. В 1995 г. СРВ стала членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и акценты во внешнеторговой политике переместились в сторону ее согласования с членами этой субрегиональной организации. Объем торговли между Вьетнамом и странами АСЕАН составляет примерно одну пятую общего объема по экспорту и около 30% по импорту.

В последние годы у Вьетнама пассивный баланс внешней торговли со странами АСЕАН. Тем не менее, за период 1990- 1998 гг. торговля СРВ с развитыми странами АСЕАН (Сингапуром, Таиландом, Малайзией, Индонезией, Филиппинами) возросла в 5,5 раза.

В условиях государственного воссоединения Вьетнама после 1976 года в теории и государственной политике противоборствовали две концепции: импортозамещения, подразумевающая создание целостного народнохозяйственного комплекса без достаточного ресурсного обеспече-

стр. 168

ния, и концепция экспортоориентируемой экономики. Сторонники второй концепции выиграли, поскольку в ходе дискуссий изменились внешнеполитические и внешнеэкономические условия. Во-первых, была по существу прекращена огромная безвозмездная помощь СССР, Россия резко свернула все формы экономического сотрудничества с Вьетнамом. Во-вторых, создались благоприятные условия для интеграции Вьетнама в мирохозяйственные связи после вступления в региональные экономические группировки, получения огромной (по размерам ВВП) экономической помощи и льготных кредитов от МВФ, Всемирного банка. Азиатского банка развития и Парижского клуба. География поступивших в страну прямых иностранных инвестиций была сильно дифференцирована, что позволило СРВ избежать тяжелых последствий временного сокращения притока инвестиций из стран, пострадавших от азиатского кризиса.

Все же есть основание утверждать, что Вьетнам, где уровень экономического развития ниже, чем в большинстве стран-членах АСЕАН, и где конкурентоспособность товаров еще слабая, стоит и будет стоять перед очень суровыми испытаниями. Внутренний рынок наводнен импортными товарами, что поставило производителей в трудное положение, особенно в текстильной, обувной промышленности, производстве электроприборов, фарфоровых и стеклянных изделий, проката стали и т.д. Эта ситуация существует в условиях, когда таможенные барьеры остаются довольно высокими. Особую озабоченность вызывают быстро развивающиеся отрасли национального производства, располагающие крупным объемом капиталовложений и высокими технологиями. Когда барьер импортного протекционизма будет устранен, внутренние производственные отрасли подвергнутся более значительному давлению со стороны стран АСЕАН и других стран мира.

Но такое положение может дать и мобилизующий эффект, так как будет содействовать усовершенствованию технологий, повышению эффективности управления, прекращению выпуска неконкурентоспособных товаров.

Период обновления всей экономической политики Вьетнама сопровождался изменениями в управлении внешней торговли. Важным шагом в либерализации внешнеторговой деятельности явилась ликвидация государственной монополии и предоставление всем экономическим секторам

стр. 169

права устанавливать торговые отношения с зарубежными партнерами. В настоящее время общезначимые черты либерализации внешней торговли корректируются с учетом перспективы вступления Вьетнама в ВТО и усиления участия в субрегиональной торговой зоне АФТА стран АСЕАН.

Вьетнам, вступив в АСЕАН, вынужден проводить сложную региональную политику, сочетая перспективный курс на открытость своей экономики с протекционизмом, даже более жестким, чем в других странах АСЕАН, чтобы защитить национальное производство. Внешнеторговый режим СРВ остается в основном запретительным. Система государственного регулирования включает экспортно-импортные тарифы, списки минимальных цен, налоги, в том числе акциз, квотирование и лицензирование внешнеторговых операций, валютный контроль, а также использование других ограничений.

До постепенной отмены протекционизма государство прежде всего применяет ряд мер, направленных на защиту внутреннего производства. К этим мерам относятся льготы, предоставляемые в областях кредита, налогообложения, экспорта, поставки информации о технологиях и их передачи и т.д., с целью создать внутренним производителям условия для накопления и вложения капиталов в производство конкурентоспособных товаров. Разумеется, государство не может оказывать покровительство производству всех видов товаров. По мнению вьетнамских специалистов, прежде всего необходимо принимать меры по финансовой поддержке производства товаров, обладающих двумя важнейшими качествами: высокой добавленной стоимостью и гарантированным объемом сбыта на внутреннем рынке. С учетом этих показателей число товаров, нуждающихся в протекции, оказалось небольшим, но для их производства привлекается немалое количество трудовых ресурсов, что способствует увеличению валового внутреннего продукта и наполнению внутреннего рынка собственными товарами, вполне доступными по цене вьетнамским покупателям.

Экономическая модель Вьетнама, несмотря на возникшие трудности при ее практической реализации, позволила устоять экономике страны в период азиатского финансового кризиса, при котором жестоко пострадали пять развитых стран Восточной Азии: Республика Корея, Таиланд,

стр. 170

Малайзия, Индонезия и Филиппины, чьи модели нового индустриализма брались на вооружение многими развивающимися странами мира.

У Вьетнама имелись преимущества по сравнению со странами Азии, пострадавшими от кризиса. Это прежде всего сильное макрорегулирование банковско-финансовой системы. Частный спекулятивный сектор в банковской сфере почти не развивался, в последние годы был также усилен контроль за экспортными операциями.

Среди других относительных причин можно назвать:

* неконвертируемость национальной валюты, ее слабую привязанность к доллару США;

* отсутствие в стране фондового рынка, через который обычно проходит большая часть валюты;

* то, что прямые иностранные инвестиции имеют адресный и долговременный характер и это не позволяет иностранным инвесторам в случае перемен на валютно-финансовом рынке осуществить бегство капитала из страны;

* отсутствие во Вьетнаме портфельных инвестиций;

* жесткое госрегулирование валютных операций. В стране сохраняются запрет на приобретение предпринимателями валюты в крупных размерах и ограничения на перевод валюты за рубеж.

Однако азиатский кризис преподнес уроки и для Вьетнама. Во- первых, нельзя гнаться за высокими темпами в ущерб эффективности. Во-вторых, как и в странах, пострадавших от кризиса, Вьетнаму необходима реформа финансово-банковской системы, реформирование монопольного положения Государственного банка. Главными целями реформы в банковской сфере являются улучшение инвестиционного климата в стране, создание более благоприятных условий для привлечения как местного, так и иностранного капитала.

Обновление должно затронуть инвестиционную политику. При государственном финансировании приоритетными должны стать проекты общенациональной значимости, либо те, которые находятся в стадии реализации и временно приостановлены из- за нехватки средств.

Большие усилия потребуется приложить для реструктуризации деятельности ряда государственных коммерческих банков страны, где еще

стр. 171

часто приходится иметь дело с нерациональным использованием кредитов и коррупцией.

Таким образом, обобщая черты экономической модели Вьетнама и проблемы, с которыми он столкнется в XXI веке, можно сказать, что в своей специфической ситуации Вьетнам применил модель так называемого "рыночного социализма", иными словами, совмещал переход к рыночной экономике с сильным государственным макроконтролем, предоставлением преференций неэффективному госсектору и урезанием льгот и прав частному сектору, включая иностранных инвесторов (в первую очередь путем ограничения участия в финансово- банковской сфере).

Однако развитие вьетнамской экономики базировалось не столько на этой модели, сколько на спонсировании СРВ в больших масштабах западными странами. Правда, оно имело место и может продолжаться не только исходя из альтруистских соображений или получения отдаленной экономической выгоды, но и под влиянием стремления США вернуться во Вьетнам в новом качестве - главнейшего экономического и внешнеполитического партнера и союзника.

Новые сложные проблемы для Вьетнама могут возникнуть, если Вьетнам будет в скором времени принят в ВТО. Новый статус, хотя и станет знаком признания роли Вьетнама в мировой экономике, но сможет принести стране ощутимые выгоды лишь в отдаленной перспективе. В ближайшее же время Вьетнам будет обязан открыть свой рынок для иностранных товаропроизводителей. В промышленности создастся угроза таким передовым, но еще слабым отечественным отраслям, как телекоммуникации и информатика, к тому же являющимися государственной монополией. В течение ближайших нескольких лет большинству неэффективным государственным предприятиям придется либо резко улучшать свою работу, либо закрыться, что чревато серьезными социальными потрясениями. Открытие внутреннего рынка потребительских товаров (в первую очередь производимых отечественными предприятиями в легкой и пищевой промышленности) также может вызвать большие осложнения.

Но главная опасность видится в банковской сфере, так как Вьетнам должен разрешить присутствие иностранных банков и страховых компаний, для которых вьетнамский рынок пока почти полностью закрыт.

стр. 172

Таблица 1

Годовой прирост производства по отраслям народного хозяйства в 1995-1999 гг., (в текущих ценах, в %)

    1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
ВВП 9,54 9,34 8,15 5,83 4,80
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 4,8 4,4 4,3 2,7 5,2
Промышленность и строительство 13,6 13,5 12,6 10,3 7,7
Сфера услуг 9,8 8,9 7,1 4,2 2,3

Источник: ГСУ СРВ за соответствующие годы.

Таблица 2

Структура ВВП по отраслям (в текущих ценах, в %)

    1990 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г.
ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 40,8 27,2 26,0 25,6
Промышленность и строительство 22,8 28,8 32,7 33,7
Сфера услуг 36,4 44,1 41,3 40,7

Источник: Данные ГСУ СРВ за соответствующие годы.

Таблица 3

Структура ВВП по формам собственности (в %)

    1991 г. 1994 г. 1998 г. 1999 г.
ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0
Госсектор 29,2 40,1 40,2 40,2
Частный, кооперативный и смешанный сектор 70,8 53,5 50,0 49,4
Иностранные компании 0,0 6,4 9,8 10,4

Источник: ГСУ СРВ за соответствующие годы.

стр. 173

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: