Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ)

В-1. Общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности.

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ.

Родовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере экономики, так как гл. 22 входит в раздел «Преступления в сфере экономики».

По поводу содержания видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности в теории уголовного права нет единства мнений, но наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой под видовым объектом рассматриваемых преступлений следует понимать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления нормальной экономической деятельности.

По содержанию непосредственного объекта преступления в сфере экономической деятельности подразделяются на пять групп:

1) преступления в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности;

2) преступления в сфере кредитных отношений;

3) преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободную и добросовестную конкуренцию;

4) преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней;

5) преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

Объективная сторона большинства преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется действиями, но часть преступлений может совершаться только путем бездействия, например, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей или налогов (ст. 194, 198, 199 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).

По конструкции объективной стороны большинство составов рассматриваемых преступлений относятся к виду формальных и они считаются оконченными с момента выполнения деяний, указанных в диспозициях уголовно-правовых норм. Помимо деяния, обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений в сфере экономической деятельности являются общественно опасные последствия, указанные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 172, ч. 1 и 2 ст. 176 УК РФ и др.).

При описании признаков объективной стороны некоторых составов законодатель указывает на способ совершения преступления, например в ст. 176 УК РФ.

Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. В составах преступлений, предусмотренных ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК РФ, обязательным признаком субъективной стороны является корыстная цель или иная личная заинтересовать субъекта преступления. В ст. 184, 187 УК РФ законодателем указываются другие виды специальной цели.

Субъектами преступлений в сфере экономической деятельности являются физические, вменяемые лица, достигшие возраста 16 лет. В значительной части составов преступлений в сфере экономической деятельности субъект преступления характеризуется специальными признаками, установленными законодателем в диспозициях уголовно-правовых норм.

В-2.   Преступления, посягающие на законную предпринимательскую деятельность.

Систему преступлений в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности образуют следующие преступные деяния:

1) воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ);

2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

3) фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 170.1 УК РФ);

4) незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ);

5) производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ);

6) незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ);

7) незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ);

8) фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ);

9) незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ);

10) незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ);

11) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);

12) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ);

13) приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);

14) приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).

Непосредственным объектом данных преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ).

Основным непосредственным объектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности являются общественные отношения, связанные с установленным порядком регулирования органами

государственной или муниципальной власти предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом является право граждан на занятие законной предпринимательской или иной деятельностью.

Сфера, охраняемая данной нормой закона, – это отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно-надзорной, фискальной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности, в частности, в области принятия решений, проведения проверок, заключения соглашений, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, производственной деятельности, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования, обслуживания государственными структурами.

Объективная сторона данного преступления характеризуется действиями или бездействием, направленными на создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается и характеризуется тремя обязательными признаками: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Правомерность деятельности должностных лиц в анализируемой сфере – это ни что иное, как законность их деятельности, которая определяется не только Конституцией РФ, ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов. В самом обобщенном виде указанные правовые нормы регламентируют: основания и порядок получения статуса предпринимателя или общественного деятеля в разрешительном либо удостоверительном порядке; обязанности предпринимателя или публичного деятеля по отношению к государству и иным участникам гражданско-хозяйственного оборота; ответственность предпринимателя или публичного деятеля; компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности); порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий; возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц.

Диспозиция ч. 1 ст. 169 УК РФ, составляющая объективную сторону данного состава преступления, содержит в себе следующие операциональные признаки:

а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя, коммерческой либо некоммерческой организации. Такая регистрация предусмотрена ст. 23, а также ст. 51 ГК РФ. Ее должны осуществлять налоговые инспекции в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отказ в государственной регистрации, не основанный на нормах упомянутых выше правовых актов, признается неправомерным. Основаниями отказа могут, в частности, послужить нарушение установленного законом порядка образования юридического лица, несоответствие его учредительных документов закону, недееспособность гражданина (ст. 23, 28, 29, 51 ГК РФ). Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (п. 1 ст. 51 ГК РФ).

Известную сложность при проверке жалоб граждан представляет то, что в нормативных актах, определяющих порядок отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения, речь идет лишь о письменном отказе. По нашему мнению, неправомерным, уголовно наказуемым может быть и отказ в устной форме.

б) уклонение от регистрации может можно назвать разновидностью преступного бездействия, которое носит более завуалированный характер по сравнению с прямым отказом, что выражается, например, в неправомерном затягивании процесса регистрации под надуманным предлогом (например, занятости сотрудников регистрирующего органа), в отказе принять документы, истребовании неустановленных законом документов и т.п.

Между тем, ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) устанавливает предельный срок регистрации – не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов.

В известном смысле уклонение может быть поглощено отказом. Однако согласно Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482, для государственной регистрации предприниматель должен представить только заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Требование же иных документов или совершения иных действий при регистрации предпринимателя не допускается.

в) неправомерный отказ выдать лицензию. После принятия Закона о лицензировании необходимо руководствоваться порядком, установленным в этом и иных законах, принятых в 1990–1996 гг. (например, Закон РФ от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Основы об охране здоровья; Закон РФ от 29.12.2012 «Об образовании»). Эти нормативные акты подробно регулируют условия лицензирования, порядок выдачи лицензии, устанавливают основания для отказа в ее выдаче. Уклонение в выдаче лицензии может иметь самые разнообразные формы: оставление представленных документов без рассмотрения, истребование ненужных документов, нарушение сроков выдачи лицензии и т.д.

Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (п. 3 ст. 9 данного закона).

Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) предполагает невыдачу лицензии без достаточных оснований в установленный срок – 60 дней со дня подачи соответствующего заявления (п. 2 ст. 9 указанного закона).

г) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы.

ГК РФ допускает наличие следующих организационно – правовых форм коммерческих организаций: закрытые и открытые акционерные общества, унитарные предприятия, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы. Кроме того, вплоть до преобразования в одну из организационно – правовых форм, предусмотренных ГК РФ (либо до их ликвидации), осуществляется также деятельность индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, фондами и др.

Под незаконным ограничением прав и самостоятельности предпринимателей, вмешательством в их деятельность следует признать 284

 

запрещение на заключение с определенными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, ставящих предпринимателей в неравное положение, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности, включению их в управленческие органы коммерческой организации, принуждение к соучредительству, установление необходимости неправомерного согласования с должностным лицом принимаемых предпринимателем или коммерческой организацией решений, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

д) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Законодательство Российской Федерации исходит из того, что предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая лицом на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). С учетом этого любые действия, направленные на нарушение подобного правового статуса, могут повлечь ответственность по ст. 169 УК РФ.

При этом закон (ч. 1 ст. 169 УК РФ) не конкретизирует виды (способы) вмешательства в предпринимательскую или иную деятельность. Следовательно, они могут быть самыми разнообразными, но обязательно основанными на действующем законе.

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта. Оно состоит в неправомерном или частичном осуществлении им этих правомочий как своих собственных либо в установлении должностным лицом контроля в незаконных формах за их деятельностью и, как следствие, возникновении невозможности реализовать в полной мере правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, установлению необходимости неправомерного согласования принимаемых решений и т.д.

Примерами такого «незаконного вмешательства» в хозяйственную самостоятельность предпринимателей могут служить: указания государственных органов и органов местного самоуправления об уровне отпускных цен (если цены не относятся к регулируемым), установление обязанности платить дополнительные налоги и сборы (за рамками перечня, установленного законодательством), неправомерное изъятие бухгалтерских и иных документов (с нарушением установленных процедуры и порядка), истребование отчетности, форм, расчетов, иных документов, прямо не предусмотренных законом, неправомерное приостановление деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, ограничение операций по банковским счетам предпринимателей (за исключением случаев, оговоренных в законе) и т.д.

Иное незаконное вмешательство в предпринимательскую или иную деятельность представляет собой неправомерное воздействие на процесс принятия решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем, коммерческой или иной организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Кроме того, к незаконному вмешательству в деятельность предпринимательских или иных структур может также относиться незаконное требование проведения собраний, изъятие документов и материальных средств, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков.

Однако все вышеперечисленные действия (бездействие) могут считаться противоправными деяниями только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ, являются совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба.

Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что все действия, предусмотренные частью первой данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения определенных действий должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий коммерческой организации и обязывает их к соблюдению определенных условий деятельности.

Индивидуальный предприниматель, публичный деятель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46) и гражданским законодательством (ст. 11, 12, 13 ГК РФ) вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность уже по ч. 2 ст. 169 УК. Субъектом такого преступления может быть и другое должностное лицо, необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

В ст. главы 22, за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185–185.6, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным – шесть миллионов рублей.

С субъективной стороны «воспрепятствование» – умышленное преступление.

Субъективная сторона указанного преступления выражается в том, что субъект осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, использующее свое служебное положение для «воспрепятствования». Другие должностные лица (например, подготовившие отрицательное экспертное заключение по документам, представленным для получения лицензии) при наличии сговора с должностным лицом, уполномоченным на принятие решения, являются соучастниками данного преступления; если же они действуют самостоятельно, то в соответствующих случаях несут ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

К категории чиновников, которые могут совершить преступление, предусмотрено ст. 169 УК РФ, относятся не все перечисленные в примечании к ст. 285 УК РФ лица, а лишь те, которые осуществляют организационно-распорядительные полномочия, заключающиеся, в частности, в рассмотрении соответствующих заявлений и прилагаемых к ним документов и выдаче предусмотренных нормативными актами свидетельств о регистрации и разрешений на осуществление определенной деятельности.

Исключается уголовная ответственность за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т.п.

Исходя из контекста диспозиции анализируемой нормы, деяние должно быть совершено вопреки интересам службы. Иными словами, действие или бездействие должностного лица должно объективно противоречить общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления.

В статьях гл. 22, за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185 – 185.6, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным – шесть миллионов рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: