Какие трудности возникают из-за специфики российской экономики?

Однако пока нет примера лидеров, успешно использующих эту схему. У крупных компаний (нефтяная отрасль и металлургия) есть еще немало других способов для сокращения издержек, в ряду которых аутсорсинг не является наиболее эффективным. Средние компании останавливает цена на услуги аутсорсинговых компаний.

    В России аутсорсинг еще не достиг такого уровня развития, при котором специализированные компании - аутсорсеры могли бы получать существенную экономию от масштабов деятельности и, следовательно, снижать стоимость своих услуг для клиентов. Стоимость услуг также зависит от уровня развития компании - поставщика услуг. «Если компания недостаточно развита, то клиент несет трансакционные издержки и издержки, связанные с координацией работы, которых она бы избежала в случае выполнения бизнес-процессов собственными силами», — считает Мишель Мур, партнер отдела консультационных услуг по управлению эффективностью бизнеса компании Pricewaterhouse Coopers [9].

Поскольку данная модель хозяйствования появилась в России недавно, то мешают и психологические причины — немногие компании согласны передать часть своего бизнеса в аутсорсеру.

Главным образом, в России представлен ИТ-аутсорсинг, о котором и пойдет речь несколько ниже. Хотя начали появляться и другие формы АБП и производственный аутсорсинг.

Постепенно распространяется аутсорсинг АБП. Так, на аутсорсинг передается бухгалтерский учет.

Аутсорсинг бухгалтерского учета рассматривается московскими властями в качестве действенной меры по поддержке малого бизнеса. В 2001 году Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и 000 "Учетные центры" начали реализацию совместной программы ведения бухгалтерского учета для малых предприятий столицы СТАБУС («Стандарт бухгалтерских услуг»). В перспективе СТАБУС предполагает построение сети учетных центров по принципу франчайзинга, нацеленной на оказание самого широкого спектра услуг в сфере бухгалтерского и оперативного учета. Проект СТАБУС основан на технологии ASP (Application Service Providing). Ее суть технологии в аренде малыми предприятиями программного обеспечения и компьютерного оборудования через Интернет. Малое предприятие, которое воспользовалось ASP, нуждается только в одном компьютере, подключенном к Интернету. Все остальное - бухгалтерские и складские программы, данные хозяйственной и финансовой деятельности, формы счетов, накладных и иных первичных документов - находится на сервере у специализированной компании[10].

            Появился спрос на аутсорсинг кадровых процессов (менеджмент трудовых ресурсов).               Аутсорсинг стал заметен уже во многих отраслях российской экономики в телефонной связи.  В России также начали развиваться call-центры. Первые центры обслуживания вызовов появились в представительствах зарубежных корпораций. В последние годы call-центры были организованы и в крупных российских компаниях и банках, например в "ВымпелКоме", "Белом Ветре", "НТВ+", Альфа-банке. Одним из ведущих в России поставщиков решений для call-центров является компания "Голден Телеком". Компания предлагает два основных подхода к внедрению технологии call-центра для заказчиков.

Производственный аутсорсинг находится в начальной стадии развития. В первой главе речь шла о системе субконтрактации как об элементе хозяйственного механизма современного рыночного хозяйства, предшественнице и во многом основе аутсорсинга. В России в силу короткой истории рыночного хозяйства нет нормальной основы для аутсорсинга.Отношения между крупным и малым бизнесом только формируются.

Специфическая черта российской индустриальной структуры -российские крупные предприятия развиваются на фоне слабого развития малого и среднего предпринимательства.

В России малые предприятия занимаются в основном торговлей и посреднической деятельностью. Между тем, особый интерес представляет сотрудничество малых и крупных предприятий на основе аутсорсинга. Это зачастую как бы движение в обратную сторону: использование аутсорсинга позволяет предприятиям с небольшим числом сотрудников выполнять большой объем работ, пользуясь услугами аутсорсеров. То есть малые предприятия сами используют аутсорсинг для повышения эффективности своей работы. Например, бухгалтерский учет и отчетность на многих малых предприятиях ведут специализированные организации. 

В 2003 году было предпринято исследование «Аутсорсинг программных услуг в России», которое проводилось по инициативе компании Аплана аналитическим агентством Elashkin Research, при поддержке ИД «Компьютерра». Около половины опрошенных компаний в той или иной мере используют ИТ-аутсорсинг. В то же время, 48% опрошенных компаний не имеют выделенной статьи в ИТ-бюджете на работу с внешними поставщиками услуг, и только 17% опрошенных выделяют на такие контракты более 5% своего ИТ-бюджета. Все это говорит о значительном потенциале роста рынка услуг в общей сложности порядка 40%[11]. Никто не ставит под сомнение эффективность аутсорсинга как модели работы. Никто не сомневается, что в принципе можно снизить издержки за счет него на 20% и более[12]. Но массовый переход не наблюдается. Основная проблема в том, что в России клиент не знает, сколько стоит та или иная функция его ИТ-службы[13].

Опрос, проведенный на своем сайте CNews 14.03.05, показывает степень готовности перейти на ИТ-аутсорсинг. Все ИТ-функции готовы передать сторонним фирмам только 8% опрошенных (1102), а 25% вообще не собираются переходить на аутсорсинг.                  

4.2. Какие ИТ-функции вы готовы отдать на аутсорсинг? [14]

 

  поддержку инфраструктуры   12%  
  аудит ИС   18%  
  предпроектный консалтинг   22%  
  внедрение системы   15%  
  все функции ИТ-департамента   8%  
  никаких, привлечение аутсорсеров пока не целесообразно   25%  

 

 

 

 

 

Если за рубежом банки являются одними из основных потребителей ИТ-аутсорсинга, то в России пока этого не произошло. Между тем определились основные области его применения в банковском деле: налоговое и юридическое консультирование, учет заработной платы и отчислений в социальные фонды, информационные технологии, маркетинг. Но главное препятствие на пути распространения аутсорсинга в российских банках управленческий менталитет: в банках царит устойчивое мнение, что все бизнес-процессы должны быть своими.

Примером успешной работы на рынке аутсорсинговых услуг для банковского сектора экономики является процессинговый центр Faktura.ru. Он работает, как в сегменте ИТ-аутсорсинга, так и в сегменте АБП. Кредитные организации на основе сервисов Faktura.ru имеют возможность предложить своим клиентам комплекс электронных сервисов, представленных на схеме              

Электронные сервисы компании Faktura.ru  для банков [15]

 

 


Особенностью российского рынка ИТ-аутсорсинга является то, что в отличие от западных рынков, на нем одновременно с начинающими российскими компаниями, активно действуют крупные зарубежные аутсорсеры. Среди них компания IBS. В России она представленаЦентр ом аутсорсинга DATA FORT [16] ( сервисный проект компании ). За последние три года Центр аутсорсинга DATA FORT реализовал более 100 проектов для отечественных и зарубежных компаний. Услуги DATA FORT предоставляются на базе высокотехнологичного дата-центра и собственной волоконно-оптической сети.

                                

       Заключение

            Если сравнить определения аутсорсинга и субконтрактации, то можно заметить, что аутсорсинг имеет все черты субконтрактации, а, следовательно, является ее новейшей формой. Разница состоит, прежде всего, в объектах и процессах, переходящих на субконтрактацию. Однако это не означает, что аутсорсинг надуманный термин. Аутсорсинг первоначально происходит из субподряда, а затем получает столь всестороннее и широкое развитие, что субподряд в настоящее время можно рассматривать как часть аутсорсинга. Таким образом, аутсорсинг – более широкое понятие, чем субконтрактация. И еще один вопрос: и меется ли в России какая-то система, способствующая развитию аутсорсинга?

Системы нет, но создаются некоторые предпосылки путем создания баз данных. Существенной проблемой, препятствующей становлению хозяйственной модели субконтрактации, является отсутствие информации: крупные компании практически не имеют информации о потенциальных возможностях малых фирм. В свою очередь, большинство малых и средник компаний, а они, в свою очередь, не могут самостоятельно выйти на уровень руководства крупных компаний для обсуждения возможных перспектив их совместной работы. На начальном этапе малый производственный бизнес испытывает наибольшие потребности в сфере информационного обмена – нужен эффективный инструментарий, позволяющий быстро находить партнеров по производственной кооперации – и заказчиков, и поставщиков.

Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит государственным структурам и общественным организациям предпринимателей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные формы специализации и их особенности.

2. Какие показатели оценки уровня специализации вы знаете?

3. Какие формы кооперирования вы можете назвать?

4. Как можно оценить уровень кооперирования предприятия?

5. Что такое субконтрактинг?

6. Какие основные модели субконтрактинга вы знаете?

7. Охарактеризуйте понятие «аутсорсинг» Назовите основные его виды.

8. какие преимущества получает компания при использовании аутсорсинга?

 


[1]

Киселев А. Н. Информационная система субконтрактации – пример эффективного применения информационных технологий для развития малого бизнеса. Всероссийская конференция представителей малых предприятий 26 апреля 2005.// http://subcontract.ru/Docum/DocumList_DocumFolderID_16.html

[2] «Инвестиции в России» № 11, 2002. С. 17.

 

[3] См. Лозинский С.В. http://www.bookers.ru/articles/art1.php

 

[4] Например, в "бухгалтерском аутсорсинге" различается функциональный аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов. Функциональный аутсорсинг предполагает разовую подготовку финансовых документов. Услуги бухгалтерского сопровождения на условиях аутсорсинга бизнес-процессов уже включают ведение бухгалтерии, представительство, кадровое обеспечение. Оказание таких услуг предполагает тесную интеграцию бухгалтерских и других технологических процессов в бизнес-структуру клиентской компании.

 

[5] Официальный сайт международного института аутсорсинга: http://www.outsourcing.com

 

[6] Вайнштейн В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта.// http://www.ibusiness.ru/project/outsorc/32823/

[7]См. World Trade Organization. Annual Report 1998. - Geneva: World Trade Organization (WTO), 1998.

 

 

[8] Прокшин К. Модель для развитых. Коммерсантъ

 

[9] Там же.

[10] В России на данный момент технология ASP в сфере бухгалтерских приложений для малого бизнеса занимаются такие компании, как Корпорация Парус и Datafort.

[11] См. Вайнштейн В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта http://www.ibusiness.ru/project/outsorc/32823/

 

[12] Мельник О. Аутсорсинг: вход в лабиринт или выход из него? http://www.cio-world.ru/bsolutions/analytics/31237/15 декабря 2003 года

[13] Подробнее см. http://www.osp.ru/cw/2005/13/044_1.htm

 

[14] http://forum.cnews.ru/mes.php?id=2582078&fs=0&ord=1&lst=0&ordr=0&board=9085&arhv=

 

[15] Составлено автором по: C. Жуков. Аутсорсинг — кому и для чего он нужен? Банковское дело в Москве. 15.08.2003

 .

[16] http://www.datafort.ru/content/rus/89/895-article.asp




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: