С. 300 Вошла в моду античная мелкая бронзовая пластика

Антонио Поллайоло Геракл и Антей. Ок. 1475г.  

С. 480 Шпал е ра – настенный ковер без ворса или обивочная ткань с сюжетными или пейзажными изображениями, выполненными ручным способом.

Чинквеченто к. XV- начало XVIв. Золотой век Возрождения

Архитектурные творения Донато Браманте (1444-1514)

Церковь Санта – Мария дела Грацие 1492-1497гг.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения: Италия.XVIвек.-Спб.: Азбука-классика, 2007.

С.13 Реформация

В 1517 г., в День Всех святых, Мартин Лютер прибивает к дверям соборной церкви Виттенберга 95 тезисов против индульгенций.

С.21 Первые драматургические произведения – комедии в современном понимании этого слова, сменяющие средневековое литургическое действо и площадную мистерию,- ставятся в Ферраре(«Шкатулка» и «Подмененные» Ариосто) и Урбино. Они имеют шумный успех и в течение XVI в. достигают в Италии невероятного размаха; комический театр становится предметом настоящего культа. Премьера комедии Бибиены «Каландро»- первый в истории европейского театра спектакль, о сценографии которого мы узнаем благодаря Кастильоне, оставившему его описание: «На сцене был представлен прекраснейший город, с улицами, дворцами, церквами, башнями; все было сделано выпукло, но вместе с тем помогла превосходная живопись и правильно примененная перспектива. Между прочим, там был восьмиугольный храм…Он был весь в гипсовых барельефах, изображающих прекраснейшие истории, с алебастровыми простенками для окон, с архитравами и карнизами из золота и ультрамарина, а кое-где со стеклами, будто из драгоценных каменьев, которые казались настоящими: вокруг стояли рельефные статуи».

С.42-43 Иезуиты

…поощряют включение в церковную живопись античных мифологических персонажей, видя в этом не возврат к идолопоклонству, а торжество всеобъемлющей религии. …Во второй половине XVIвека католические церкви до такой степени наполняются алтарями, колоннами, статуями, херувимами, подсвечниками и канделябрами, что прихожанам трудно сосредоточиться на своих сокровенных мыслях. Искусство помогает священникам принуждать паству к слепой вере.

С.43 Италия XVIв. - источник инициатив, оказывающих глубокое воздействие на искусство всей Европы. Большой стиль Высокого Возрождения и представление о гении, камерная станковая картина и тональная живопись, «идея» как движитель художественного творчества и «грация» как критерий совершенства, коллекционный рисунок и репродукционная гравюра, меценатство и художественный рынок, первые опыты систематической истории и теории искусства, новые формы обучения искусствам и художественный дилентантизм, контрреформационная программа искусства и академизм, начало барокко и, под занавес, чинквеченто, выход на сцену Караваджо- эти новшества ставят Италию в центр европейской художественной жизни.

С.46 Представление о художнике-гение воникло на горизонте антропологического учения Марсилио Фичино, которое в популяризованном виде проникло в художественную жизнь к началу чинквеченто. Само по себе изобразительное искусство Фичино не интересовало. Он мыслил шире: в любом креативном акте – относим ли мы его к миру искусства или техники – Фичино видел проявление присущего только человеку превосходства души (собственно божественного начала) над телом. Отсюда он выводил способность человека к совершенствованию, возвышающую его над всем тварным миром. Человек соревнуется с природой: берет то, что она дает, исправляя ее недостатки.

 С. 47 Заказчики, возвысившись в собственных глазах, уже не могли удовлетворяться всего лишь добротно сделанными произведениями, точно соответствовавшими иконографическим требованиям. Возник спрос на художников, способных выйти за пределы чисто профессионального совершенства благодаря высочайшей одухотворенности их творчества, - спрос на гениев.

С.47 Отчуждение художника от мира ручного труда и его превращение в фигуру чрезвычайную

Способы превращения

1) сближение живописи с поэзией («поэия как живопись» из «Науки поэии» Горация)

2) научное обеспечение художественного творчества(флорентийцы Верроккьо и Полллайоло – вторая половина XVв.)

3) теория Марсилио Фичино о сатурнической природе гения

с. 52  В своих внешних формах искусство чинквеченто не имеет ничего общего с оставшейся далеко в прошлом готикой. Но отношение между художественным идеалом и действительностью, определившее характер, роль и судьбу итальянского искусства в XVI столетии, оказывается ближе к средневековым эстетическим представлениям, нежели к кватрочентистскому рационально-практическому пониманию назначения искусства. В какой-то мере это было вызвано тем, что в начале столетия главным художественным центром становится Рим- сердце католического мира. Крупнейших заказчиков – пап и меценатов из их окружения – волнует не столько объективное и закономерное в искусстве, сколько подобающие апостольскому престолу эффекты торжественности и величественности, мощи и славы. …именно в Риме художественный идеал Высокого Возрождения выражается с наибольшей полнотой.

С.52 Вестником этого идеала выступил философ-гуманист граф Джованни Пико дела Мирандола.

«Речь о достоинстве человека» - Адам отличается от прочих тварей Божьих беспредельной свободой воли. Он способен формировать себя как «свободный и славный мастер».

С.53 Если в средневековом образе человека духовное начало существовало в ущерб плотскому(хотя в готике духовность персонажа не исключает его куртуазной грации), то художники чинквеченто избирают иной, иносказательный, парадоксальный путь. Изображается не столько итог перерождения человека в существо, равное достоинством ангелу, серафиму или херувиму, сколько та сила, без которой это перерождение не могло произойти,- сила духа, посредством которой человек способен формировать самого себя.

С.57 Ренессансная классика в ее нормативно выхолощенном виде, обеспечивающем зрительный комфорт, но не совпадающем с истинно великими произведениями, сводится к ряду легко распознаваемых признаков. В фигурах всегда чувствуется вертикальная ось, относительно которой голова, плечи, таз, руки, ноги пребывают в свободном, потенциально подвижном равновесии. Симметрия ненавязчива, контуры протяженны. Хорошо выявлено трехмерное строение тел. Нет ни бросающихся в глаза вертикалей, горизонталей или диагоналей, ни слишком острых углов, ни экстравагантных ракурсов, ни запутанных пересечений…Избегая сложных пространственных построений, картины и скульптуры тяготеют к ясности рельефа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: