С. 21 Живописец, скульптор, мастер прикладного искусства – всего лишь ремесленник, член небогатого, невлиятельного цеха(исключением были художники-монахи)

С. 21 На одном уровне с живописцами стояли торговцы воском, изготовители свечей и восковых фигур, изготовители бумаги, торговцы книгами и красками, парфюмеры, миниатюристы, позолотчики, стеклоделы, изготовители головных уборов, изделий из тисненой и золоченой кожи, ножей, ножниц и расчесок, гончары, производившие аптекарскую и столовую посуду, изготовители фонарей, веревок, канатов и струн для музыкальных инструментов, специалисты по декоративной отделке оружия, шорники.

С. 22 Особенно низок был статус живописцев. Профессия архитектора  стояла выше, потому что была связана с науками квадривиума: расчетами и проективными построениями на плоскости – с арифметикой и геометрией (которую издавна сближали с теорией перспективы – отраслью средневековой метафизики света).

Труд скульптора  получал нравственное оправдание благодаря метафорическому сходству с работой человека над самим собой: избавляясь от пороков, мы действуем подобно скульптору, отсекающему лишнее от глыбы.

Живописцев же считали всего лишь «обезьянами Бога» и приписывали им стиль жизни и мышления, не заслуживающий уважения, - абсурдность, сумасбродство, чудачество, шутовство, пьянство, бесстыдство.

С. 23 В XVI  столетии нашли таки способ превратить в добродетель асоциальные проявления художественного темперамента благодаря учению флорентийского неоплатоника Марсилио Фичино о меланхолии. Ему посчастливилось обнаружить древнюю рукопись с рассуждением Аристотеля, представившего меланхоликов существами в высшей степени неуравновешенными, легко впадающими то в беспросветное отчаяние, то в бурное исступление. Но как раз по этой причине, полагал Аристотель, они превосходят всех других людей в философии, государственных делах и поэзии. Соединив эту мысль с идеей Платона о «божественном безумии»- высшем, доступном только гениям состоянии прозрения истины,- Фичино, сам страдавший приступами меланхолической депрессии, пришел к выводу, что благодаря опьяняющему действию «черной желчи»(«меланхолия» в переводе с греческого и есть «черная желчь»)только меланхоликам дано впадать в «божественное безумие», когда душа постигает истину в исступленном восторге, чуть ли не расставаясь в такой момент с бренным телом. Однако ни Фичино, ни его ближайшие последователи не распространяли эту концепцию на художников.

  Логический мостик для присоединения людей этой низкой профессии к кругу избранных дала астрология: издавна считалось, что художественно одаренные люди, как и люди меланхолического темперамента, рождаются под покровительством Сатурна. Постепенно, не без усилий самих художников, вошло в моду наделять «сатурническими», то есть меланхолическими чертами того или 

Иного выдающегося мастера «со странностями».

 У Джорджо Вазари трактовка художественного дара как проявления меланхолического темперамента уже выглядела чем-то само собой разумеющимся.

С. 22 Недолго довелось художникам пользоваться этой уловкой. В дальнейшем, в Новое время, живописец и скульптор состоял на службе у Церкви, двора, города, мецената, религиозной или светской общины, наконец, не нуждавшемуся в средствах дилетанту.

С. 24 Леонардо да Винчи отстаивал право живописи быть «наукой»

…боролся за престиж своих собратьев –живописцев. …Не отсюда ли его выпады против гуманистов и их ответная неприязнь к нему?

Даже «божественному» Микеланджело не удалось переломить ситуацию в свою пользу. Выполняя заказ самого богатого мецената Европы – Папы Юлия II, работая до изнеможения, уродуя себя под потолком Сикстинской капеллы, он зарабатывал в эти героические годы не больше какого-нибудь университетского профессора права, чье имя теперь никому не известно.

Чаще всего художник работал по договорам с заказчиками. До середины XV века это были, как правило, коллективы граждан: коммунальные власти, специально избираемые комиссии, попечители; в дальнейшем заказы все чаще поступают от отдельных лиц или семей. В некоторых городах предусматривалась должность городского живописца или скульптора.

Венеция – с 1474г. существовала должность «живописца Республики».

Тициан  

они получали не жалованье, а маклерский патент, дававший им очень много денег- около ста дукатов в год.

 Но это – редкие исключения, …почти всем художникам Возрождения приходилось рассчитывать только на более или менее выгодные заказы. Мечтой любого художника было найти себе постоянного покровителя в лице светского или духовного государя.

С. 31 1571 г. герцог Козимо I освободит своим декретом членов Академии рисунка, созданной усилиями Вазари, от подчинения цехам лекарей и аптекарей, мастеров камня и дерева. Но это произойдет в Тоскане – самой развитой художественной области Европы….В иных странах пренебрежительное отношение к живописцам не будет изжито и в Новое время.

С.31 Первым, кто объединил в своем лице художника и писателя и тем самым практически уравнял в достоинстве два эти занятия, был Джорджо Вазари.

…в 1568 г. второе издание «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

…любителям и ценителям искусства приятно было сознавать, что статус художников возвышен

С. 33 Искусство перестало быть анонимным

Творчество становилось индивидуальным делом, личной судьбой.

В эпоху Возрождения ближе всего к античности подошла словесность, а из искусств – архитектура.

Скульптура вела себя непоследовательно, живопись же остановилась поодаль.

… для наших современников все обстоит равно наоборот: Возрождение- это, конечно, сокровищница шедевров живописи.

С. 40-41 Инверсия, в силу которой Возрождение ныне отождествляется в первую очередь с живописью- искусством, на деле менее всего связанным с «возрождением древних веков», вызвана тем значением, какое приобрела станковая картина в Новое время.

С. 41 В Новое время живопись стала станковой по преимуществу, а станковая картина превратилась в атрибут буржуазного комфорта и причастности к эстетическим ценностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: