Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль

Венецианская школа живописи (Джованни Беллини,Джорджоне, Тициан, Веронезе)

С. 58 После краткого периода, когда усилиями Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Тициана итальянское искусство обрело известное единство, описанное Генрихом Вельфлином под именем «классического искусства», началось стремительная дивергенция (расхождение) индивидуальных художественных манер.

С.68 Если можно назвать кого-то «первым современным человеком» судя лишь по тому, как этот человек передавал свои впечатления от природы, то «первым» был Леонардо да Винчи. До него никому  не приходило в голову остановиться над березовым обрывом и зарисовывать часть панорамы без какой-либо пользы или нравоучительной подоплеки, а просто так, ради «природной красоты мира». (Вид долины Арно – тосканский пейзаж, нарисованный тушью во время прогулки вдоль берега Арно между Флоренцией и Пизой, близ родного городка Винчи)

Леонардо да Винчи Мадонна в скалах между 1481 и 1485гг.

С. 76 …главной характеристикой формы в живописи Леонардо становится не контур, а соотношение света и тени на поверхностях. «Живопись распространяется только по поверхности тел»,- утверждал этот первый в истории искусства «светописец»(по-гречески – «фотограф») вымышленных сюжетов. Поверхность же – «не есть часть тела, облеченного этой поверхностью, и не есть часть воздуха, окружающего это тело, а есть то среднее, что находится между воздухом и телом…Следовательно, поскольку границы тел не являются какой-либо их частью, а взаимно являются началом того и другого тела, эти границы –ничто, и потому поверхность – ничто».

С.76 Эти рассуждения ведут к выводу, что живопись изображает «ничто». Неустанно твердя о необходимости «подражания природе», Леонардо тем не менее оставляет за собой полную свободу творчества. Не хуже нас зная, что натура сама по себе отнюдь не «ничто», он предпочитал видеть в работе живописца аналогию с актами божественного творения из «ничто».

С. 76 Сосредоточенность на «ничто» говорит о том, что Леонардо –живописца (в отличие от Леонардо-естествоиспытателя) не занимали сами по себе ни тела, ни окружающий их воздух. Живописцу были интересны только взаимоотношения того и другого.  Сумма «тело-воздух» не образует живописного целого, в отличие от пропорции «тело/воздух». Картина Леонардо – это континуум, дифференцированный в каждой точке особой, только этой точке присущей пропорцией «тело/воздух».  Континуум зрим благодаря светотени, ее исчезающее тонким градациям от белого до черного без разграничивающих линий и резких контрастов. Осмысление живописи как своего рода «интегрального исчисления» светотени – попытка Леонардо найти для этого искусства объективные теоретические основания, аналогичные теории музыки. Эта попытка вызвана его мечтой возвысить живопись до ранга «свободного

Искусства».

С.77 Если же твоя фигура находится в темном доме и ты видишь ее снаружи, то у такой фигуры темные и дымчатые тени…такая фигура прелестна и приносит славу своему подражателю, так как она чрезвычайно рельефна, а тени мягки и дымчаты, особенно в той части, которую меньше видит темнота жилища, так как здесь тени почти «неощутимы»- так он описывал свой новый живописный прием «sfumato»(«мягкий», «неясный», «рассеянный», «нечеткий», «размытый», «расплывчатый», «исчезающий»).

Последствием изобретения сфумато стало то, что фигура, или лицо, или иная деталь картины уже не воспринимаются наблюдателем разом, как более или менее ясная, замкнутая и семантически определенная форма. Вместо этого взгляд непрерывно блуждает по поверхности формы, как бы ощупывая ее рельеф и нигде не находя определенных границ, которые заставили бы прекратить это движение. Такой тип восприятия задан представлением самого Леонардо о линии как результате движения точки и о поверхности как результате движения линии.

Маньеризм

Пармиджанино Мадонна с длинной шеей Ок. 1535 г.

Архитектура

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. В XV в. претендовала на главный город Италии.

Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре(1296-1470)

Филиппо Брунеллески(1377-1446) купола над собором

Купол высотой 35 м.

Воспитательный дом(Брунеллески) – лучшие традиции античного искусства

Скульптура

Донателло (ок. 1386-1466)

«Святой Георгий» (1415-1416)

 Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе- одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения

Северное Возрождение

Под этим термином принято понимать художествнную культуру европейских стран, расположенных к северу от Италии(Нидерланды, Германия, Франция, Англия)

Развиваясь под определенным воздействием итальянской ренессансной культуры, оно в прямом смысле не возрождало античное наследие прошлого, а продолжало опираться на средневековые традиции готического искусства.

Архитектура.

Замок Шамбор (Франция)

Гг.

Строгая симметрия общей композиции Центральным ее элементом является квадратный корпус, напоминающий донжон. Общий силует замка Шамбор настолько живописен, что напоминает причудливый сказочный городок. В его архитектурном облике прекрасно сочетаются элементы готики и классической ордерной системы.

Лувр

Нидерланды и Германия

Преимущественно возводились гражданские сооружения (дома цеховых ремесленников и ратуши)

Ратуша в Антверпене (1561-1564гг.)

Живопись нидерландских и немецких мастеров

Братья ванн Эйки – основоположники нидерландской школы живописи

Усовершенствование технологии масляной живописи (заменили яйцо маслом- возможность работать медленно, тщательно прорабатывая детали). Накладывая краски прозрачными словями(лессировками), доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны. Особой популярностью новая техника живописи пользовалась у впенецианских художников, стремившихся к использованию цветовых эффектов и передаче световоздушной среды.

Нидерландские и немецкие живописцы достигли исключительного мастерства в искусстве портрета

Отказались от профильных изображений получивших широкое распространение в Италии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: