С. 41 Этому в сильнейшей степени способствовало развитие полиграфии и повсеместное распространение репродукций, на которых оригиналы предстают в отрыве от окружающей среды

Погибшее искусство

Привилегированное положение придворного художника или городского живописца обеспечивалось постоянной заинтересованностью власти в эффектном художественном оформлении режима, в наглядной пропаганде его подлинных и мнимых преимуществ. …Для тех, кто держал власть в руках, праздники были не досужим развлечением, а самым эффективным инструментом правления. Великолепие стало государственной добродетелью. Создавалось оно художниками.

С. 43 Главной областью деятельности художников вне церковного искусства было украшение торжественных въездов государей в города в качестве триумфаторов или почетных и желанных гостей; оформление коронационных и дипломатических церемоний; праздничное убранство городов по случаю рождений, бракосочетаний, юбилеев высочайших особ и побед оружия; устройство костюмированных турниров…постановка придворных маскарадов, балетов, драматических спектаклей; устройство карнавальных шествий и кавалькад.

Искусство «на час». О его характере до 1500 года теперь можно иметь смутное представление по случайно сохранившимся описаниям. О праздничном облике улиц, площадей и дворцов XVI века известно уже больше, благо в это время возник новый способ пропаганды монаршего великолепия –издание книг с описаниями праздников и тщательно выполненными гравюрами, подчас рассылавшихся на зависть другим дворам Европы еще до открытия праздника. К 1600 году уже ни один большой праздник не оставался без публикации, их иллюстрирование стало нормой, объем этих отчетов доходил до дюжины томов.

С. 44 Примером в стилизации собственного триумфа на древнеримский манер был Каструччо Кастракани – тиран города Луки, постоянно терроризировавший всю Тоскану. В 1326 году ему пришло в голову въехать в свой город из очередного победоносносного похода на колеснице, предваряемой шествием пленников.

С. 35 Живопись – икона превращалась в картину.

С. 153 В XIV веке главной функцией искусства стало изобразительное повествование- создание «историй». Осуществлялась она по преимуществу в монументальных росписях и алтарных картинах с библейскими сюжетами. В скульптуре доля «историй» была меньше, за исключением рельефов.

С. 136 Последние десятилетия XIV в. были временем странствующих художников. В результате обмена художественными идеями между Авиньоном, Парижем. Дижоном, Кельном, Прагой, Неаполем, Миланом, Лондоном выработалось искусство «интернациональной готики»- воплощение мечты о прекрасном, окрашенной «ностальгией по тому времени, когда человечество еще не впало в искушение реалистически изображать действительность».

«Интернациональная готика» была весьма гибкой системой условных форм, чем-то вроде койне – общего языка, образовавшегося на основе смешения ряда родственных диалектов и заменяющего их все. В ней легко уживались разностильные элементы, в том числе и антикизирующие. Поскольку этот художественный пошиб распространился повсюду, где были центры придворной культуры, его иногда называют «придворным искусством рубежа XIV-XVвеков». Но не надо думать, что, зародившись в придворной среде, это искусство в ней и замкнулось. Она расцветало везде, где высоко котировались ценности куртуазной культуры.

С. 137 В искусстве «интернациональной готики» родились новые отрасли искусства, отвечавшие потребностям придворных кругов и неподконтрольные Церкви: календарные циклы миниатюр и фресок с изображением жизни в различные времена года на фоне обширных ландшафтов, шпалеры, станковые портреты. В этих последних Север опережал Италию, где шпалер не изготавливали(иногда подражая им в живописи) и портрета как особого жанра не знали. Зато в календарных циклах Амброджо Лоренцетти давно обеспечил приоритет итальянцам.

В это же самое время у мастеров Северной Италии рисунок впервые стал самостоятельным видом искусства. Начав зарисовывать с натуры животных и растения в альбомы образцов для живописи, для гербариев и всяческих трактатов, они к концу XIV века достигли такого совершенства, что рисунки уже можно было коллекционировать как свободные от практического назначения шедевры. 

Главной функцией ренессансной живописи стало изобразительное повествование.

Живописная история

Многофигурная картина

Рождение станковой картины

С.39 Станковая картина - украшение дома, чей хозяин богат, образован, знает толк в удовольствиях, а главное, не хочет, чтобы что-либо связывающее его с общественной жизнью проникало в его частный мир. Станковая картина могла появиться только вместе с появлением частного человека, который осознает свою частность, дорожит ею, оберегает ее неприкосновенность. …его дом не «крепость», а островок блаженства. 

 

С. 189 У большинства живописцев «интернациональной готики» место действия – аккопонемент к «истории»; само по себе, без персонажей, оно не существует. Их живопись не знает ни голубого неба, ни светлого дня. Небо в ней золотое или почти черное, земля – в потемках. Выражение «свет падает» по отношению к ней неприменимо, так как невозможно указать, откуда и куда он «падает. …Фигуры не отбрасывают теней даже в ночных сценах с ярким источником света. Едва ли не первое отступление от этого правила – тень склонившейся над Младенцем Девы Марии в «Рождестве» Джентиле да Фабриано в пределе «Поклонение волхвов».

Джотто

С. 84-99 103


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: