С. 85 фрески Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи

Создатели цикла о св. Франциске Ассизском решились пренебречь столь важной для средневекового искусства неизменностью облика святого. В первых фресках св. Франциск – представитель ассизской золотой молодежи. Начиная с «Утверждения устава францисканского ордена» черты его лица обостряются, у него появляется легкая бородка. …Прежде святых изображали в неопределенном пространстве, под знаком вечности. Св. Франциска создатели ассизского цикла впервые представили не только в среде, узнаваемой по общеизвестным приметам, но и во времени, изменявшем его облик, как происходит это со всяким другим человеком.

С. 99 Чтобы убеждать зрителей, Джотто не надо было становится художником-психологом в нынешнем смысле слова. Он действовал, скорее, как постановщик литургической драмы.

С. 101 Частности – В «Мадонне Оньисанти» сочные губы Девы Марии приоткрыты, обнажая, впервые в истории европейской живописи, ее белоснежные зубы. В отличие от большинства художников своего и следующих поколений, Джотто не только не скрывал, но, напротив, всячески подчеркивал сценический характер своих «историй».

С. 104- 105 Дуччо – «Маэста»(«Величие») – изображение «Мадонны во славе» город Сиена Византийская концепция иконы как образа, возводящего мысль и чувуство молящихся к Иисусу, радикально преобразована: икона превращается в иной тип изображения – в «историю», ибо сама молитва представлена в ней как напряженное духовное действо, нацеленное на катарсическое завершение.

С.112 Симоне Мартини(ученик Дуччо)

Благодаря ему искусство Сиены освободилось от византийского влияния и обрело свое лицо.

Искусство Симоне Мартини отмечено двойственностью, характерной для готического искусства вообще. Он так ценил непосредственные жизненные впечатления, что и два века спустя за ним сохранялась слава лучшего в свое время рисовальщика с натуры….С одной стороны, удивлявшая современников и ценимая ими любовь к правдободопию, с другой- порывы вдохновения, уносящие его воображение далеко от грешной земли, к несказанной райской красоте. Верно и то и другое.    

«Настоящий переворот в живописи»

Мазаччо (1401-1428)

Фрески церковь Санта-Мария Новелла и капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине

Особенности Мазаччо стремился к построению пространства по законам перспективы, передавая реальные объемы на плоскости. Его привлекало изображение окружающего мира, подражание естественной природе.

А.К. Дживелегов Живопись до Мазаччо и живопись после Мазаччо – две совершенно различные вещи, две разные эпохи. Джотто открыл тайну передачи ощущений человека и толпы. Мазаччо научил изображать человека и природу…Он совсем освободился от стилизации. Горы уже не заостренные, уступчатые голыши, а настоящие горы. …Мазаччо стал смотреть, как все происходит в действительности.

«Троица» - одно из последних и совершенных творений Мазаччо, в котором была предложена абсолютно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы. В трехмерном пространстве художник показывает реальные фигуры Бога Отца, Христа и Святого Духа, символически воплощающие образ мира, созданный человеческим разумом.

С. 190 Мазаччо создает иллюзию совместного присутствия персонажей в едином и непрерывном мире, который нетрудно вообразить пустым, существующим самостоятельно до и после «истории». Отличие от «интернациональной готики» - в ней мир нужно изначально мыслить божественно светлым, он затемнен лишь в силу несовершенства материи. У Мазаччо мир изначально темен, как сцена закрытого театра.

Фрески Мазаччо в фамильной капелле в церкви Санта Мариа дель Кармине

С. 199 Росписями в капелле Бранкаччи Мазаччо предвосхитил теорию живописи Альберти…Никакой другой живописец не демонстрировал так ярко необходимость художественного вымысла ради достижения правдоподобия. Не умел придать такую конкретность месту действия. Не давал более наглядных образцов того, как из различных освещенных поверхностей образуются выпуклые члены тел, из членов с помощью правильных пропорций и естественного расположения драпировок образуются выпуклые члены тел, из членов с помощью правильных пропорций и естественного расположения драпировок образуются как бы выступающие из картины фигуры, из фигур, согласованных по величине и по телодвижениям, образуется «история».

С. 200 Нынче живопись Мазаччо представляется одним из ярчайших явлений в истории мирового искусства. Беспрецедентная монументальность его персонажей основана на обобщенности форм, широте очертаний, лаконизме жестов, ясности положения в пространстве. Среди них нет статистов, роль которых сводилась бы к заполнению пустот. Они тяжелы, стоят как вкопанные, ступают грузно. Их мощь готова прорваться лавой страстей сквозь камень форм. Они противостоят толпе и безразличны к природе, едва вышедшей из хаоса. Смысл «историй» Мазаччо уясняется главным образом через расположение фигур и жестикуляцию, предназначенную в первую очередь не для выражения состояний персонажей, а для управления поведением зрителя. Картина работает, как безупречно налаженный механизм. Изобразительная риторика в действии – вот чему учились в капелле Бранкаччи поколения художников, назвав ее «капеллой Мазаччо» …

 

Сандро Боттичелли (1489-1490)

«Благовещение»

«Пьета» - Оплакивание Христа

В историю мировой живописи Боттичелли вошел и как блестящий мастер портрета, запечатлевший облик своих современников. Лучшие произведения этого жанра – Портрет мужчины с медалью, изображающий Козимо Медичи

Проторенессанс

Раннее всего искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре, а затем в живописи

 Чимабуэ флорентийский художник (ок. 1240-ок.1302) настоящее имя Ченни ди Пепо

 В его картинах драпировки, одежды и другие вещи сделались несколько живее, естественнее, изящнее, чем у греков, любивших прямые линии и строгие профили, как на мозаиках.

Мадонна с младенцем и ангелами собор Санта-Мария Новелла, Флоренция Художник тщательно работает над индивидуализацией образов Мадонны, ангелов и пророков, наделяя их портретным сходством с современниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: