Закрепилось погрудное изображение на гладком или на темном фоне

Если на портретах итальянских мастеров взгляд человека был обращен к внешнему миру, то в нидерландских и немецких портретах герои словно погружены в мир собственных чувств и переживаний, они пытаются постичь смысл и тайны бытия.

Гг. Нидерланды

Иероним Босх еще при жизни называли «почетным профессором кошмаров», «мрачным фантастом»

Сюрреалисты XXв. считали его своим предтечей.

На его картинах изображены самые невероятные существа: звери с птичьими головами и человеческими ногами, некоторые даже с крыльями бабочек. Героями его произведений становились люди с головой, составленной из ствола и сучьев дерева или пустой кожуры какого-то загадочного плода. Внутри такой фантастической головы за бутылкой вина пируют аленькие человечки.

Видимо, не по душе были Босху его время и нравы общества.

Тема земной жизни, в которой царят людская глупость и грех, Босх развивал во многих произведениях.

«Корабль дураков»   

По морю житейской суеты без руля и ветрил плывет корабль

Куда он держит путь? К каким берегам должен пристать? Где закончится его бесконечное странствие? Мачта корабля давно

Уже проросла пышной короной, и в ней поселилась то ли слепая сова – олицетворение человеческой глупости,- то ли смерть в виде черепа, напоминающего о бренности человеческой жизни. Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жены, отъявленные бездельники, ловкие шарлатаны и шуты.

 Сад земных наслаждений

Триптих Босха

 В основу его сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. Но как по-новому они представлены в этом произведении!

На внешней поверхности закрытых створок алтаря Босх запечатлел Землю на третий день творения. Она лежит в своей первозданной красоте внутри прозрачной космической сферы. Сквозь клубящиеся тучи пробиваются лучи солнца, которые освещают пересеченные складками горы, покрытые растительностью. Еще нет здесь ни животных, ни человека, а безбрежные воды мирового океана ласково окружают земную твердь.

Но вот распахиваются створки алтаря, и перед нашим взором предстает удивительно красочная картина, посвященная зарождению животных, растений и человека. Фантастический пейзаж художник населяет самыми различными реальными и воображаемыми видами животных и растений. Среди них экзотические слон и жираф, ибис и серая утка, саламандра и тюлень. Сказочный единорог пьет из одного источника вместе с ланью и коровой. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья. Лягушки, павлины, тритоны, аисты, кошки, кабаны и дикобразы, сороки, олени и лебеди населяют эту землю, превращая ее в цветущий и благоухающий рай. В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни. На переднем плане растет библейское Древо Познания добра и зла. Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

В центральной части триптиха- волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. Они плавают в причудливых водоемах, составляют невиданные, фантастические кавалькады. Оседлав грифонов, пантер и оленей, они скрываются под кожурой огромных плодов. Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик. Здесь очень много символики: на переднем плане – рыба, символ распутства. Сверху украдкой взирает на мужчин женщина, на голове у которой яблоко – запретный плод, символ искусительницы Евы. Все изображенное художником символизирует греховность человеческой жизни.

На правой створке представлен ад. Здесь царит мрак, иногда озаряемый пламенем дальнего пожара. Повсюду вытоптанная, оскудевшая земля, в самом центре которой растет трухлявое дерево смерти. Дьявол с птичьей головой сначала заглатывает грешников, а потом низвергает их в бездну. Здесь много загадочных деталей, которые до сегодняшнего дня не поддаются расшифровке исследователей. Мы видим человека в большой плоской шляпе с яйцевидным телом и деревянными ногами. Он стоит сразу в двух лодках и печально смотрит вдаль. Два уха с ножом посередине составляют причудливую конструкцию.

XVIв. Питер Брейгель Старший его прозвали Мужицким

Нидерланды

За этим эпитетом стоит не только факт его биографии (Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям, к их быту и повседневной жизни

Жатва. Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, Охотники на снегу

Нидерландские пословицы (художественными средствами воссоздает народную мудрость)

С фольклором и народной сатирой связаны и другие произведения Брейгеля

Аллегорическая картина «Страна лентяев»

Глубоким трагизмом наполнены многие картины Брейгеля

Одна из написанных в последние годы – Калеки.

Германия

Дюрер живописец, график

Автопортреты

Гравюры Меланхолия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: