Статические и астатические системы

В зависимости от свойств САУ в установившемся режиме различают     статические и астатические системы.

В основе такого деления лежит точность поддержания постоянства регулируемой величины при наличии нагрузки (возмущения).

Статической САУ (системой пропорционального регулирования в области линейной САУ) называется такая система, в которой регулируемая величина определяется остаточным (статистическим) отклонением и зависит от нагрузки.

Ранее приведенный пример: система, построенная по принципу регулирования по отклонению является статической. В системе поддержания скорости Г-Д (рисунок 7) имеем:

XЗАД =  – заданное значение регулируемой величины; XН – значение регулируемой величины при номинальной нагрузке;  – значение регулируемой величины при отсутствии нагрузки; X0 = U0 – задающее воздействие.

Для описания точности поддержания регулируемой величины в статике вводят следующие понятия:

статизм системы , который может быть представлен в виде суммы статизма по заданию S1 и статизма по нагрузке S2

.

Для того, чтобы характеризовать непосредственно наклон характеристики вводят понятие статизма характеристики .

Астатической САУ – называется система, которая в установившемся режиме работает без остаточного отклонения. Если в системе имеется одно интегрирующее звено, то астатизм первого порядка.

Регулируемая величина в этой САУ не зависит от нагрузки и, следовательно, статизм характеристики равен 0. При отклонении регулируемой величины от заданного значения, например, вследствие приложенной нагрузки, в системе возникает процесс регулирования, при котором отклонение стремится к нулю, а регулирующее воздействие, пропорциональное интегралу по времени от отклонения – к новому установившемуся значению.

Примером астатической САУ может служить система, показанная на рисунке 8.

Рисунок 8 – Астатическая система

 

В установившемся режиме , и движок П находится в покое. Например, при увеличении нагрузки – М С возрастает. Тогда скорость двигателя уменьшается, при этом уменьшается напряжение тахогенератора UТГ. Соответственно, возрастает напряжение U0 – UТГ. При этом увеличивается напряжение UУ.  Движок потенциометра П перемещается, увеличивая UВ. Возрастает UГ, что приводит к увеличению скорости двигателя n до тех пор, пока .

Реальная астатическая система не может обеспечить точного поддержания заданной величины. Статическая ошибка здесь определяется величиной зоны нечувствительности и от нагрузки не зависит. В данном примере зона нечувствительности определяется статическим моментом исполнительного двигателя ИД.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: