Постановка на учет ЮЛ в налоговом органе, внебюджетных фондах и органах статистики

При реализации принципа «одного окна» регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента государственной регистрации ЮЛ предоставляет сведения об ЮЛ из ЕГРЮЛ в районную инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС) по месту нахождения ЮЛ, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР), в региональное отделение фонда социального страхования (ФСС), в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, а в случаях, установленных федеральными законами, и в другие органы.

Сведения предоставляются в указанные органы в электронном виде по каналам связи с высокой степенью защиты.

Основной принцип реализации концепции «одного окна» — межведомственный электронный обмен информацией об ЮЛ и ИП, проходящих государственную регистрацию (перерегистрацию, регистрацию реорганизации и ликвидации) с целью исключения непосредственного их обращения в различные органы и ускорения процедуры регистрации и постановки на учет ЮЛ и ИП.

Постановка ЮЛ на налоговый учет производится в налоговых органах ФНС соответственно по месту нахождения ЮЛ, месту нахождения его обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

При постановке ЮЛ на учет в ИФНС по месту нахождения ЮЛ данные оЮЛ из ЕГРЮЛ вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), ему присваивается ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и КПП (код причины постановки на учет). Только после постановки на учет в ФНС ЮЛ может открыть расчетный счет в банке.

 

ИНН состоит из 10 цифр дляЮЛ и 12 цифр - для физического лица. Первые две цифры ИНН ЮЛ — код субъекта РФ, следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие пять — номер налоговой записи налогоплательщика в территориальном разделе ЕГРН и последняя — контрольная цифра, рассчитанная по специальному алгоритму, установленному ФНС России.ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется в целях учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока налоговой информации.

Данные о порядковом номере в ЕГРН и дате постановки ЮЛ на налоговый учет, его ИНН и КПП передаются из налоговой инспекции обратно в регистрирующий орган для включения в ЕГРЮЛ.

Особый порядок постановки на налоговый учет у крупнейших налогоплательщиков. Крупнейшие налогоплательщики встают на налоговый учет в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

В Санкт-Петербурге крупнейшие налогоплательщики становятся на налоговый учет в специализированной межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по адресу: наб. канала Грибоедова, д. 133.

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

 показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;

признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;

 наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;

 проведение налогового мониторинга.

     Конкретные показатели отнесения ЮЛ к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, приведены в Приказе ФНС России о от 16.05.2007 № ММВ-3-06/308@ с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ФНС России от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@.

Некоммерческие организации также могут быть отнесены к числу крупнейших налогоплательщиков, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным их годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль соответствует значениям для коммерческих организаций..

Не относятся к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы по соответствующим видам деятельности.

Присвоение статуса крупнейшего налогоплательщика не меняет правил исчисления и выплат организацией налогов и страховых взносов, а также проведения камеральных  и выездных проверок ИФНС.

К организациям, осуществляющей финансовую деятельность и подлежащей налоговому администрированию на федеральном уровне, могут быть отнесены кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответствующую лицензию

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п.1 ст.8 НК РФ). ЮЛ производят уплату страховых взносов за сотрудников, в пользу которых они начисляют заработную плату.

С 1 января 2017 г. вступила в силу 34 глава «Страховые взносы» НК РФ, в соответствии с которой полномочия по контролю за уплатой, взысканию задолженности и приему отчетности по страховым взносам переданы Федеральной налоговой службе.

Отчетность по социальным взносам объединяет в себе платежи, которые ЮЛ ранее платили в социальные фонды: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Налоговые органы контролируют исчисление и уплату страховых взносов (в т.ч. проводят выездные и камеральные проверки, сверки расчетов по взносам), ведут учет плательщиков взносов, производят возврат и зачет взносов и т.д. Кроме того, налоговые органы будут взыскивать недоимку, пени и штрафы по страховым взносам (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Исключение – администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения по-прежнему будет ФСС.

Основными целями передачи администрирования страховых взносов ФНС являются следующие:

повышение качества проводимых проверок, снижение расходов за счет сокращения служб контроля,

увеличение собираемости социальных взносов, уменьшение количества сдаваемой отчетности.

У ПФР сохраняется обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а у  ФСС РФ – полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ЮЛ по-прежнему подлежат постановке на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию в территориальном органе Пенсионного фонда России (ПФР), в том числе по месту нахождения обособленных подразделений ЮЛ, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Регистрация ЮЛ в территориальном органе ПФР осуществляется на основе сведений ЕГРЮЛ, передаваемых из регистрирующего органа в электронном виде по каналам связи для внесения в базу данных органов ПФР (в карточку страхователя) с присвоением ЮЛ регистрационного номера..

Данные индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования можно узнать через "Личный кабинет застрахованного лица" на сайте ПФР www.pfrf.ru, в частности, сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного; величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК); сумму начисленных страховых взносов на страховую пенсию, на основании которой рассчитана величина ИПК; страховой стаж; данные о страховщике, у которого формируются пенсионные накопления.

Постановке на учет ЮЛ в Фонде социального страхования РФ осуществляется исполнительными органами ФСС на основе сведений ЕГРЮЛ, поступающих из регистрирующего органа. При регистрации в ФСС ЮЛ присваиваются десятизначный регистрационный номер и код подчиненности, указывающий филиал регионального отделения ФСС, которое будет осуществлять взаимодействие со страхователем; вносятся данные о зарегистрированном страхователе в базу данных ФСС. Данные о дате регистрации, регистрационный номер и код подчиненности пересылаются обратно в регистрирующий орган для включения в ЕГРЮЛ.      

ФСС присваивает ЮЛ класс профессионального риска и размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по основному виду экономической деятельности ЮЛ по коду ОКВЭД, который определяется ЮЛ самостоятельно. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации, подтверждаемый страхователем – ЮЛ ежегодно, — тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг; в некоммерческой организации — вид деятельности, в которой было занято наибольшее количество работников организации.

Постановке на учет ЮЛ в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) осуществляется в территориальных органах ПФР на основе данных ЕГРЮЛ, поступающих из регистрирующего органа. Отдельное извещение о постановке на учет из ФОМС юридические лица не получают.

При постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) ЮЛ на основе данных ЕГРЮЛ присваиваются общероссийские классификаторы (ОК): предприятий и организаций (ОКПО), территорий муниципальных образований (ОКТМО), который введен на замену ОКАТО с 1 января 2014 года, органов государственного управления (ОКОГУ), организационно-правовых форм (ОКОПФ), форм собственности (ОКФС). ОКВЭД (коды видов экономической деятельности) ЮЛ и ИП присваивают самостоятельно на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2).

 

ЮЛ и ИП представляют в адрес территориальных органов государственного комитета по статистике годовую бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним), на основе которой с учетом присвоенных ЮЛ и ИП кодов статистики составляется статистическая отчетность по РФ, регионам, административным образованиям в различных разделах. Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то представляется также аудиторское заключение к ней. Документы нужно подать не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Аудиторское заключение представляется вместе с отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Документы, подтверждающие факт регистрации страхователей в ПФР и ФСС, и документ ФСС о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направляются страхователю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений ЕГРЮЛ (при указании адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации), представленных регистрирующим органом (ФНС), в территориальные органы страховщиков.Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта данной регистрации не является обязательным для страхователя. Такой документ выдается по запросу страхователя территориальными органами страховщиков в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения запроса.

Плательщики страховых взносов – ЮЛ и ИП не обязаны сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов о создании или закрытии обособленных подразделений ЮЛ, а также о реорганизации или ликвидации ЮЛ, прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП (пп. "в" п. 17 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

и этапаучреждения ЮЛ. Рассмотрим их для непубличных коммерческих корпораций – хозяйственных обществ (ХО): ООО и АО.

Изготовление печати

С 7 апреля 2015 года вступил в силу Закон от 06.04.2015 № 82- ФЗ, который внес изменения в п. 7 ст. 2 ФЗ об АО и п. 5 ст. 2 ФЗ об ООО, в соответствии с которыми ООО и АО не обязаны иметь печать и вправе самостоятельно решать, иметь или не иметь печать. Обязанность указанных обществ использовать печать может устанавливаться только федеральным законом. Сведения о наличии печати у общества должны содержаться в его уставе. Отсутствие такой информации в уставе свидетельствует о том, что уЮЛ нет печати.Пока хозяйственным обществам следует взвешенно подходить к вопросу о полном исключении печати из документооборота.

ГУП, МУП и некоммерческие организации по-прежнему должны иметь и использовать печать.

 

Ранее все ЮЛ должны были иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения ЮЛ. Печать могла также содержать фирменное наименование на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке.

С развитием современной техники наличие на документе печати ЮЛ не дает гарантии его подлинности. На смену печати приходят другие способы идентификации: электронная подпись, специальные бланки ЮЛ, голографические печати. Сейчас во взаимодействии бизнеса и государственных органов широко применяется электронный документооборот и документы заверяются квалифицированной электронной подписью. Институт круглой печати уже не отвечает развитию общества и техники.

Для идентификации ЮЛ можно воспользоваться ЕГРЮЛ, содержащий ОГРН, который является уникальным идентификатором ЮЛ

Для определения полномочий лица, действующего от имени ЮЛ, не имеющего печати, рекомендуется запрашивать копию устава ЮЛ или письмо об отсутствии у ЮЛ печати.

 

Если уЮЛ отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, то есть в настоящее время работодатели – ООО и АО вправе не использовать печать при заполнении трудовой книжки.

В соответствии с разд. 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 "Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", уЮЛ могут использоваться печати структурных подразделений и иные круглые и треугольные печати, имеющие узкое функциональное назначение. Печати, кроме наименования организации, могут иметь изображения товарных знаков, эмблем, символов, а также иные реквизиты, установленные нормативными правовыми актами. Для упорядочения использования печатей в организации разрабатывается инструкция по применению печатей, утверждаемая руководителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: