Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна

 

§ 1. Морской залог

 

Требования, обеспеченные морским залогом. Морской залог (maritime lien) является новым институтом российского морского права, впервые получившим достаточно полное отражение в действующем КТМ. Следует отметить, что у западноевропейских государств (например, скандинавских или Италии, Греции, Франции), а также государств с англо-американской системой права существовали и существуют различные подходы к этому институту. На пути международной унификации его норм постоянно возникали трудности, о чем свидетельствует уже то, что в прошлом веке были приняты три Конвенции, посвященные правовому регулированию морских залогов и ипотек (1926 г., 1967 г. и 1993 г.). Участниками первых двух Конвенций является ограниченное число государств, а третья - Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (далее - Конвенция 1993 г.) вступила в силу 05.09.2004. Повышенный интерес к этой проблеме в первую очередь связан с тем, что, как будет показано ниже, морской залог "ослабляет" институт ипотеки судна, поскольку требования, обеспеченные морским залогом, следуют перед требованиями, обеспеченными ипотекой. Отсюда - постоянный поиск компромисса между теми, кто стремится к расширению перечня морских требований, и теми, кто отстаивает стабильность и предсказуемость во взаимоотношениях между залогодателями и залогодержателями. В свою очередь, постоянная борьба за более "высокое" место шла между теми, чьи требования попадали в этот привилегированный перечень. Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1993 г. и имплементировала ее правила в КТМ (глава XXII) исходя из того, что, хотя разногласия и сомнения остаются (о чем свидетельствует тот факт, что Конвенция пока в силу не вступила), правила, получившие закрепление в Конвенции, хорошо известны и не вызывают резкого неприятия большинства государств. В любом случае российское законодательство о морских залогах отражает самые последние тенденции в этой области. Следует иметь в виду, что в Конвенции 1993 г. и в КТМ речь идет только об одном виде имущества - морском судне, и только применительно к этому виду имущества требования могут быть обеспечены морским залогом. Поэтому очередность удовлетворения требований, предусмотренная гражданским законодательством (ст. ст. 64, 855 ГК), изменяется лишь в отношении морского судна.

Согласно п. 1 ст. 367 КТМ, которая соответствует ст. 4 Конвенции 1993 г., морским залогом на судно обеспечиваются требования к судовладельцу в отношении:

1) заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию. При удовлетворении этих требований из другого имущества они имеют иной приоритет (вторая очередь по заработной плате и третья по социальному страхованию);

2) возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в связи с прямой связью с эксплуатацией судна (согласно ст. 64 ГК при удовлетворении из другого имущества эти требования имеют высший приоритет);

3) вознаграждения за спасение судна (эти требования имеют еще одно преимущество, предусмотренное в п. 1 ст. 369 КТМ);

4) уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов. На первый взгляд указанным требованиям с годами придается все меньшее значение: если в Конвенции 1926 г. они входили в число первоочередных требований, в Конвенции 1967 г. стояли на втором месте, то теперь находятся на четвертом. Однако при определении этого места принимались во внимание дополнительные возможности, которыми располагают портовые власти для получения таких сборов. Так, согласно ст. 80 КТМ капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в случае неуплаты установленных портовых сборов;

5) возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения имущества иного, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажира (требования, основанные на правонарушении - деликте).

Однако не все деликтные требования обеспечиваются морским залогом. Из них прямо исключены требования, возникающие в результате причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью в соответствии с главой XVIII КТМ или ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ в соответствии с главой XIX. Не применяется морской залог для обеспечения требований, возникающих в результате воздействия радиоактивных свойств ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов. Это ограничение относится не только к деликтным требованиям, но и к возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна.

Очередность удовлетворения требований. Прежде всего следует отметить главную особенность морского залога на судно: морской залог продолжает обременять судно независимо от перехода права собственности на судно, изменения его регистрации и смены флага судна (ст. 370 КТМ, ст. 8 Конвенции 1993 г.). Это так называемое право следования заключается в том, что требование, обеспеченное морским залогом, продолжает следовать за судном во всех случаях, за исключением принудительной продажи, когда все залоги прекращают свое действие. В отличие от ипотеки морские залоги не регистрируются и о них нет необходимости уведомлять кого бы то ни было. Единственным исключением является уведомление, которое направляет суд, осуществляющий принудительную продажу судна, держателям морского залога, если они известили суд о своих требованиях (п. 1 ст. 385 КТМ).

Не менее важной особенностью морского залога, о которой уже упоминалось, является то, что требования, обеспеченные морским залогом на судно, подлежат преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна (ст. 368 КТМ, ст. 5 Конвенции 1993 г.). Конвенция 1993 г. (п. 3 ст. 12) предоставляет государству-участнику право предусмотреть в своем законодательстве исключение из этого общего правила: в случае принудительной продажи севшего на мель или затонувшего судна, которое было удалено государственным органом в интересах безопасности судоходства или защиты морской среды, связанные с таким удалением расходы оплачиваются из средств, полученных от продажи до удовлетворения всех других требований, обеспеченных залогом в отношении судов. Согласно ст. 111 КТМ портовые власти имеют право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить его, если имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением. Если они воспользовались этим правом, расходы на подъем судна в соответствии с п. 3 ст. 386 КТМ будут оплачиваться до удовлетворения требований, обеспеченных морским залогом.

Требования, обеспеченные морским залогом на судно, удовлетворяются по очереди, как они следуют в п. 1 ст. 367 КТМ. Все они, за исключением требования вознаграждения за спасение, удовлетворяются в пределах каждой очереди пропорционально размеру требований. Требование в отношении вознаграждения за спасение судна удовлетворяется перед всеми другими обеспеченными морским залогом на судно требованиями, возникшими раньше, чем были осуществлены спасательные операции, дающие право залога на судно. Это связано с тем, что успешная спасательная операция сама по себе сделала возможным удовлетворение требований, обеспеченных морским залогом, хотя эти требования и возникли раньше, чем была осуществлена операция. Требования вознаграждения за спасение судна, обеспеченные морским залогом на судно в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 367 КТМ, подлежат удовлетворению в пределах очереди в порядке, обратном времени возникновения таких требований, а само требование в отношении вознаграждения считается возникшим с момента окончания спасательной операции.

Прекращение морского залога на судно. Частью компромисса, относящегося к морскому залогу, является сокращенный срок, в течение которого сохраняется его действие. Это связано с преимуществами, которыми обладают требования, защищенные морским залогом (право следования, отсутствие регистрации, преимущественное удовлетворение перед зарегистрированными ипотеками). Поэтому Конвенция 1993 г. (ст. 9) и КТМ (ст. 371) устанавливают, что морской залог на судно прекращается по истечении одного года со дня возникновения обеспеченных морским залогом на судно требований, если только до истечения указанного срока судно не стало предметом ареста, ведущего к принудительной продаже судна (при принудительной продаже все залоги прекращают действие). Указанный срок по требованиям в отношении заработной платы и других требований, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 367 КТМ, исчисляется с момента увольнения с судна члена экипажа, имеющего такое требование, а по требованиям, обеспеченным в соответствии с подп. 2 - 5, - с момента возникновения такого требования. Если в силу закона судно в течение определенного периода не может быть арестовано, указанный срок приостанавливается на весь этот период. Пропуск срока, установленного ст. 371 КТМ, лишает кредитора права на удовлетворение этого требования как привилегированного, однако оно может быть предъявлено в качестве обычного требования.

Уступка или переход требований, обеспеченных морским залогом, одновременно ведут к уступке или переходу права морского залога (ст. 372 КТМ, ст. 10 Конвенции 1993 г.). При переходе прав кредитора к другому лицу следует руководствоваться главой 24 ГК "Перемена лиц в обязательстве". Так, ст. 10 Конвенции не допускает перехода требований выплаты страхового возмещения, причитающегося собственнику судна по договору морского страхования. В то же время ст. 372 ГК предусматривает еще один случай, содержащийся в ст. 383 ГК, - не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

При подготовке Конвенции 1993 г. был достигнут еще один компромисс, связанный с тем, что судостроительные и судоремонтные организации настаивали на включении их требований в число морских залогов. Компромисс заключается в том, что для обеспечения требований, возникающих в связи с постройкой, а также ремонтом судна (в том числе его реконструкцией), судостроительная и судоремонтная организации имеют право удержания такого судна в период, когда оно находится в их владении. В случае если в момент принудительной продажи судно или строящееся судно находится во владении судостроительной или судоремонтной организации, имеющей на него право удержания, такая организация должна отказаться от владения судном или строящимся судном в пользу покупателя; при этом она имеет право на удовлетворение своего требования за счет суммы, вырученной от продажи. При наличии требований на судно, обеспеченных морским залогом, у судоремонтной организации такое право возникает после удовлетворения указанных требований. Право удержания судна прекращается в момент, когда судно выбывает из владения судостроительной или судоремонтной организации, если только это не является следствием его ареста.

 

§ 2. Ипотека судна или строящегося судна

 

Общие положения. Согласно ст. 425 КТМ установление ипотеки судна или строящегося судна и очередности удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных такой зарегистрированной ипотекой, регулируется законом государства регистрации ипотеки. Это правило соответствует ст. 1 Конвенции 1993 г., согласно которой ипотеки устанавливаются и регистрируются в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно. Таким образом, вопросы установления ипотеки и очередности удовлетворения требований, если судно зарегистрировано в России, определяются законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 334 ГК залог недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Поскольку к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации морские суда, их ипотека регулируется Федеральным законом от 24 июня 1997 г. (16 июля 1998 г.) N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400) (далее - Закон 1998 г.). Кроме того, вопросы ипотеки морских судов регулируются § 2 главы XXII КТМ, в основе которой лежат нормы Конвенции 1993 г.

Основные положения Закона 1998 г. сводятся к следующему. По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодержателя преимущественно перед другими кредиторами залогодержателя, за изъятиями, установленными федеральным законом (ст. 1). Ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона 1998 г. по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, в том числе морские суда. Судно может принадлежать залогодателю на праве собственника или на праве хозяйственного ведения. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. В договоре об ипотеке судна должно быть указаны право, в силу которого судно принадлежит залогодателю, наименование морского порта, в котором зарегистрировано это право, оценка судна (ст. 9). Договор об ипотеке заключается с соблюдением общих правил ГК о заключении договоров, а также положений Закона 1998 г.; должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации. Несоблюдение правил о нотариальном удостоверении и государственной регистрации договора об ипотеке влечет за собой его недействительность (такой договор считается ничтожным).

Согласно ст. 29 Закона 1998 г. залогодатель сохраняет право пользования имуществом (судном), заложенным по договору об ипотеке. Он вправе использовать это судно в соответствии с его назначением (условия договора об ипотеке, ограничивающие названное право залогодателя, ничтожны). Судно, заложенное по договору об ипотеке в обеспечение одного обязательства (предшествующая ипотека), может быть предоставлено в залог в обеспечение исполнения другого обязательства того же или иного должника тому же или иному залогодержателю (последующая ипотека). Последующая ипотека судна допускается, если она не запрещена предшествующими договорами об ипотеке того же судна, действие которых не прекратилось к моменту заключения последующего договора об ипотеке.

Залогодержатель вправе обратить взыскание на судно, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого судна требований, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства.

В случае если договором об ипотеке не предусмотрено иное, ипотека судна распространяется на принадлежности судна, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, а также на страховое возмещение (если судно застраховано на условиях ответственности за гибель и повреждение).

Ипотека строящегося судна, если договором не предусмотрено иное, распространяется на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна, застрахованного на условиях ответственности за гибель и повреждение. Предметом ипотеки могут быть два или более судов, которые обеспечивают исполнение обязательства.

Защита интересов залогодержателя. Согласно ст. 378 КТМ предполагается, что ипотека зарегистрирована в Государственном судовом реестре, судовой книге или реестре строящихся судов, действительно установлена в пользу того лица, в отношении которого зарегистрирована, а все записи в Государственном судовом реестре, судовой книге и реестре строящихся судов являются действительными, если не зарегистрировано иное. Следует напомнить, что в соответствии с п. 3 ст. 33 КТМ регистрация в Государственном судовом реестре или судовой книге судна, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременении) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Как уже отмечалось, никакие требования, за исключением требований, обеспеченных морским залогом на судно, не подлежат преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна или строящегося судна (за исключением требований по подъему судна портовыми властями, требований к судну, находящемуся во владении судоремонтной организации, и к строящемуся судну, находящемуся во владении судостроительной организации).

Требования залогодержателя по последующему договору об ипотеке удовлетворяются из стоимости судна с соблюдением требований о наличии у залогодержателя по предшествующему договору об ипотеке права преимущественного удовлетворения своих требований (п. 1 ст. 46 Закона 1998 г.). Согласно ст. 380 КТМ в случае, если две или более ипотек зарегистрированы на одно и то же судно или строящееся судно, очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой, определяется датой их регистрации. Ипотека, зарегистрированная ранее, имеет приоритет перед ипотекой, зарегистрированной позднее. Ипотеки, зарегистрированные в один день, имеют одинаковую силу. Указанная очередность удовлетворения требований может быть изменена соглашением залогодателя и залогодержателя с регистрацией такого соглашения в Государственном судовом реестре, судовой книге или реестре строящихся судов.

Уступка прав по договору об ипотеке осуществляется с применением правил ст. ст. 382, 384 - 386, 388 и 390 ГК о передаче прав кредитора путем уступки требования. Залогодержатель вправе уступить ипотеку судна или строящегося судна другому лицу только вместе с обеспеченным денежным требованием. Уступка одного без другого не допускается (п. 1 ст. 381 КТМ). При уступке ипотеки судна или строящегося судна вносится запись в соответствующий реестр, в котором она зарегистрирована, с указанием адреса лица, в пользу которого уступка сделана. Уступка прав по договору ипотеки судна должна быть нотариально удостоверена.

КТМ содержит лишь краткое правило об обязанности залогодателя принимать надлежащие меры по сохранению и поддержанию судна или строящегося судна, обеспеченных ипотекой (ст. 382). В Законе 1998 г. этому вопросу посвящена целая глава (глава V "Обеспечение сохранности имущества, заложенного по договору об ипотеке"). В соответствии со ст. 30 Закона, если договором об ипотеке не предусмотрено иное, залогодатель обязан поддерживать судно в исправном состоянии и нести расходы по его содержанию, производить текущий и капитальный ремонт в установленные сроки. В соответствии с условиями договора судно должно быть застраховано за счет залогодателя в полной стоимости от рисков утраты и повреждения. Для обеспечения сохранности судна, в том числе и от посягательства третьих лиц, залогодатель должен принимать необходимые меры, установленные законодательством и договором об ипотеке. В случае реальной угрозы утраты или повреждения заложенного судна залогодатель обязан уведомить об этом залогодержателя (ст. 32 Закона).

Если к залогодателю другими лицами предъявляется требование о признании за ними права собственности или иных прав на заложенное судно, об изъятии судна или иные требования, удовлетворение которых может повлечь уменьшение стоимости судна, залогодатель обязан немедленно уведомить об этом залогодержателя. Залогодержатель вправе проверять по документам и фактически состояние и условия эксплуатации заложенного судна. Это право принадлежит ему и в том случае, если судно передано залогодателем на время во владение третьих лиц, например в бербоут-чартер. Осуществление залогодержателем проверок не должно создавать неоправданных помех для эксплуатации заложенного судна. При грубом нарушении залогодателем правил эксплуатации судна (использование не по назначению, несоблюдение сроков ремонта и т.д.), если такое нарушение создает угрозу утраты или повреждения судна либо ведет к значительному обесцениванию судна, залогодержатель вправе принудительно осуществить ипотеку, даже при ненаступлении срока исполнения обязательства.

Принудительная продажа судна (строящегося судна). При неисполнении залогодателем обязательства по оплате долга обремененное ипотекой судно или строящееся судно может быть продано на основании решения суда по месту нахождения арестованного судна или арестованного строящегося судна (ст. 384 КТМ). Реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание, регулируется главой X Закона 1998 г., а также ст. ст. 384 - 386 КТМ, основанными на Конвенции 1993 г.

Статьей 56 Закона 1998 г. определено, что судно, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением некоторых случаев, указанных в этом законе. Порядок проведения публичных торгов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации, поскольку Законом 1998 г. не установлено иное. Суд может с согласия залогодателя и залогодержателя установить, что имущество подлежит реализации путем продажи на аукционе (ст. 59 Закона 1998 г., ст. ст. 447 - 449 ГК).

В соответствии со ст. 385 КТМ (ст. 11 Конвенции 1993 г.) до принудительной продажи судна или строящегося судна суд должен направить извещение об этом:

- в орган регистрации судна или орган регистрации права собственности на строящееся судно;

- всем залогодержателям зарегистрированных ипотек судна или строящегося судна, которые не установлены на предъявителя;

- всем залогодержателям зарегистрированных ипотек судна или строящегося судна, установленных на предъявителя, и всем держателям морского залога на судно, если они известили суд о своих требованиях;

- зарегистрированному собственнику судна или строящегося судна; в орган регистрации судна в государстве, под флагом которого судну временно разрешено плавать.

Лицо, требующее принудительной продажи судна или строящегося судна, должно представить суду выписку из соответствующего реестра с приложением имен и адресов залогодержателей зарегистрированных ипотек.

Извещение о принудительной продаже направляется не менее чем за тридцать дней до принудительной продажи и должно содержать сведения о времени и месте продажи и такие сведения, которые необходимо знать лицам, имеющим право на извещение, в целях защиты их интересов. Извещение направляется в органы и лицам, указанным выше, заказной почтой либо посредством использования любых электронных или иных соответствующих средств, обеспечивающих доставку уведомления о вручении. Кроме того, извещение может быть опубликовано в средствах массовой информации в месте, в котором осуществляется принудительная продажа, или (по усмотрению органа, осуществляющего такую продажу) в других печатных изданиях.

Как уже отмечалось, в случае принудительной продажи судна или строящегося судна все зарегистрированные ипотеки судна или строящегося судна, за исключением тех, которые приняты на себя покупателем с согласия их залогодержателей, все залоги и другие обременения любого рода прекращают действие в отношении судна или строящегося судна (ст. 386 КТМ, ст. 12 Конвенции 1993 г.). Расходы, понесенные в связи с арестом и последующей продажей судна или строящегося судна, в первую очередь оплачиваются за счет сумм, вырученных от продажи (в частности, расходы, понесенные с момента ареста судна на содержание судна и членов экипажа, а также заработная плата и иные суммы, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 367 КТМ). Остаток суммы, вырученной от продажи, распределяется в соответствии с правилами главы XXII КТМ. После удовлетворения требований всех лиц сумма, вырученная от продажи судна или строящегося судна, если она остается, возвращается собственнику судна и может свободно переводиться.

Компетентный орган по просьбе покупателя выдает документ, удостоверяющий, что продано судно или строящееся судно, не обремененное никакими ипотеками, за исключением тех, которые приняты на себя покупателем с согласия залогодержателей. Таким органом является организатор публичных торгов (ст. 57 Закона 1998 г.) или специализированная организация при продаже на аукционе (ст. 59). Согласно указанным статьям организатор торгов (специализированная организация) и лицо, выигравшее публичные торги (аукцион), подписывают протокол о результатах торгов (аукциона) и в течение пяти дней с момента внесения покупной цены (выполнения требований об оплате судна) заключают договор купли-продажи судна. Эти договор и протокол являются основанием для внесения необходимых записей в соответствующий реестр. При предоставлении названных документов капитан морского порта, осуществивший регистрацию ипотеки судна или строящегося судна, обязан исключить из соответствующего реестра все зарегистрированные на судно и строящееся судно ипотеки, за исключением тех, которые приняты на себя покупателем.

Прекращение ипотеки судна или строящегося судна. Согласно ст. 387 КТМ ипотека судна или строящегося судна прекращается при:

- погашении денежного долга;

- прекращении денежного обязательства иными, чем погашение долга, способами (принудительной продажи и другими);

- гибели судна или строящегося судна, за исключением случаев, если залогодержатель ипотеки судна или строящегося судна может осуществить свои требования к страховому возмещению, причитающемуся в связи с гибелью судна или строящегося судна в соответствии с договором морского страхования.

В Законе 1998 г. отсутствуют правила, посвященные прекращению ипотеки. В связи с этим со ст. 334 ГК должны применяться общие правила о залоге, в частности ст. 352 ГК. Так, ипотека может быть прекращена в случае возникновения угрозы утраты или повреждения судна либо если реализация судна на публичных торгах оказалась невозможной.

При представлении доказательств о прекращении ипотеки судна или строящегося судна орган регистрации вносит в соответствующий реестр судов или реестр строящихся судов запись о прекращении ипотеки.

В соответствии со ст. 1 Конвенции 1993 г. государства-участники обязались признавать ипотеки и регистрируемые обременения того же характера в отношении морских судов и принудительно осуществлять их при условии, что такие ипотеки занесены в реестр, в котором зарегистрировано судно. Реестр и любые документы открыты для публичной проверки, а выписки из реестра могут быть получены от регистрирующего органа; реестр содержит минимальные сведения, установленные ст. 1 Конвенции 1993 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: