double arrow

Назначение экономической экспертизы в гражданском и арбитражном процессах.



Гражданское и арбитражное судопроизводство относится к самостоятельным областям юр практики.

Экономические споры рассматривают арбитражные суды. Процедура назначения судебно-экономической экспертизы по гражданским и арбитражным делам в целом совпадает, но несколько отличается от практики уголовного судопроизводства.судебно-экономическая экспертиза может быть инициирована по ходатайству истца, ответчика, прокурора и других участников процесса.

Суд в праве назначить экспертизу по своей инициативе в любой стадии рассмотрения дела до тех пор пока не вынесено решение, кроме того суд в праве назначить дополнительную или повторную экспертизу. Согласно процессуальному законодательству окончательное определение круга вопросов принадлежит суду. Суд рассматривает все предлагаемые вопросы, исключают те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта. И формируют вопросы по своей инициативе. В арбитражном процессе эксперт-экономист является единственным участником, обладающим спец познаниями в области экономики и бух учета. Суд по своему процессуальному статусу не располагает такими знаниями и поэтому полагается на проф мнение эксперта. При вынесении решения судья руководствуется всеми имеющимися доказательствами по делу, то есть не только заключением эксперта-экономиста, однако опровергнуть или подтвердить выводы эксперта-экономиста суд не может. Вопросы, представляемые эксперту-экономисту, должны быть определенными и конкретными, а их перечень полным.




 

 

28. Вопросы, решаемые экономической экспертизой.

 

Вопросы, решаемые суд эк экспертизой.

Вопросы задаваемые эксперту-экономисту предъявляется ряд требований.

- Они должны относится к экономике, бух учета, быть существенными для дела, вытекать из его материалов

- Они не могут быть разрешены судом или следователем, то есть для их разрешения необходимо обладать определёнными познаниями

- Они могут быть разрешены лишь на основе материалов дела, представленных экспертом.

 

Структура постановления следователя о назначении экономической экспертизы.

Содержит след. части:

1. Вводная:

- Указывается дата и место вынесения определения

- Наименование суда

- Состав суда и № дела

- Наименование сторон

- Предмет спора

2. Описательная часть:

- Кратко излагаются обстоятельства рассматриваемого дела

- Указываются основания для назначения экспертизы

- Другие сведения

3. Итоговая (резулютивная):

- Формируются решения суда о назначении экспертизы

- Называется вид экспертизы

- Приводится наименование учреждения

- Приводится перечень вопросов, на которые следует ответить эксперту



- Перечисляются материалы, передаваемые эксперту

Особенности организации экономической экспертизы по результатам налогового контроля.

 

Порядок назначения и проведения экспертизы налоговыми органами регламентируется ст. 95 НК. Основные отличия организации ее проведения от орг. проведения экспертизы по требованию следствия, суда и прокуратуры закл. в следующем:

· эксперты привлекаются для участия только в выездных налоговых проверках;

· результаты экспертизы прилагаются к актам выездных налог.проверок;

· на экспертное рассмотрение ставятся узкие, сугубо специальные вопросы БУ, так как должностные лица налог. органов в силу своей компетенции должны обладать профес. познаниями в области БУ и решать подавляющее число этих вопросов самостоятельно;

· согласно п. 2 ст. 95 НК привлечение к сотрудничеству эксперта осущ. на договорной основе путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг между экспертом или экспертным учреждением и налоговым органом;

· отказ эксперта от заключения с налог. органом договора (ввиду принципа свободы его заключения) не может служить основанием для привлечения эксперта к ответственности за отказ в проведении экспертизы;

· экспертиза назначается постановлением должностного лица налог. органа, осуществляющего налоговую проверку;

· об ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему своих прав составляется протокол.

 

Приемы проверки отдельного документа.

 

Методические приемы проверки отдельного документа:

а) формальная проверка. Это визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия неоговоренных исправлений, а также проверка наличия и подлинности тех реквизитов, которые предусмотрены для данного типа документов. Такие реквизиты, как подписи, печати, штампы, при необходимости можно сопоставить с реквизитами на других документах, составленных ранее или позднее;

б) арифметическая проверка. Она состоит в пересчете результатов таксировки, общих итого, взаимоувязки начислений и удержаний (скидок) и т. д.;

в) нормативно-правовая проверка. Суть такой проверки зависит от хозяйстве: ной операции, при этом проверяется соблюдение различных нормативов, инструкций, положений и т. п;

г) проверка на действительность хозяйственной операции (в неискаженных объемах) или фактов экономической деятельности.

 



Сейчас читают про: