Обучение игре на детских музыкальных инструментах

 

Задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах:

 

1. Формирование у детей потребности в инструментальном музицировании;

 2. Развитие музыкальные способностей;

 3.Развитие музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического;

 4. Формирование чувства музыкальной формы;

 5. Активизация музыкальной памяти, развитие творческого воображения.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов.

 

Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами.

Наиболее распространённые из них:

 

1.Обучение в цветовой системе.

В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей закрепляется определённое цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребёнок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему эту ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль- зелёным).

 

2. Обучение в цифровой системе

Подобный подход к игре сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой – 2.

 

3.Обучение детей по слуху

 

При обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху у ребёнка формируется звуковысотный слух, умение внимательно слушать музыку, выявлять направление мелодии (поступенное вверх, поступенное вниз, затем - скачками и т.п.).

4.Обучение дошкольников игре по нотам. Используется после ознакомления детей с нотной системой в старшей группе.

 

 

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

· 1 этап - ознакомление с приёмами звукоизвлечения на данном инструменте;

· 2 этап - разучивание мелодии, ритмического рисунка (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения;

· 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

 

Билет № 16

Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников

От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей. так как каждая форма несёт свою нагрузку.

I. Главная и первая форма организации музыкальной деятельности - музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам:

1. По составу и количеству детей:

- фронтальные - присутствует вся группа;

- по подгруппам (групповые) - 6-8 человек;

- индивидуальные;

- объединённые - 2-3 группы.

Групповые занятия. Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.

Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными.

Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим.

2. По видам и содержанию:

- типовые;

- доминантные: песенное, музыкально-ритмическое, слушание, инструментальное;

- тематические;

- комплексные.

Типовое фронтальное занятие объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру. 

Структура типового занятия:

1. Вход в зал.

2. Музыкально - ритмические движения в виде упражнений.

3. Слушание музыки.

4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

6. Музыкально-ритмические движения в виде танцев, хороводов.

7. Музыкальная игра.

8. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).

Доминантное занятие.

 Доминантное занятие отличается от типового тем, что в нём преобладает какой-либо из видов детской музыкальной деятельности. 

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:

- Вход в зал под маршевую песню.

- Слушание вокальной музыки, песни.

- Пение - расширенный раздел.

- Детские музыкальные инструменты - попевки.

- Хоровод.

- Игра с пением.

Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например,

для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П.Чайковского).

Доминантное занятие проходит через все виды деятельности, при этом один из видов деятельности может отсутствовать в зависимости от вида доминантного занятия.

Тематические занятия могут быть: собственно тематические ("Зима в лесу"), музыкально-тематические ("Шутка в музыке", "Творчество композитора"), сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом).

Комплексные занятия. Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д.

В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел: развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и т.д. Используются не только музыкальные виды деятельности.

Это занятие проводит воспитатель с участием музыкального руководителя.

II. Музыка в повседневной жизни детского сада.

1. Слушание в аудио записи, на прогулке.

2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.

5. Фоновая музыка на занятиях в группе.

III. Развлечения.

1. Тематические музыкальные вечера.

2. Беседы-концерты.

3. Все виды театров.

4. Игры-хороводы, забавы.

IV. Праздники.

Праздники: «Новый год», «8 марта», «Выпуск в школу».                           Сезонные праздники – развлечения: «Осень золотая», «Праздник урожая», «Весна – красна».                                                                                            Обрядовые: «Каляда», «Масленица», «Гуканне вясны».                                               

Спортивные праздники, детские оперы и балеты по сказкам и др.

 

Билет 17

Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных группах (лучше сконспекта!!!!)

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети, по данным О.П. Радыновой, способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятии проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 15 минут. В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут. Проводятся они 1-3 раза в неделю. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей, облегчают дальнейшее совершенствование умений и способностей детей.

 Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают музыкальное способности. Занятия с отстающими позволяют найти причину задержки развития. Доминантные занятия с преобладанием этого вида деятельности помогут ребенку преодолеть трудности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. В младшем возрасте занятии по подгруппам приобретают более четкую структуру. Отдельные виды деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным.

Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия.

Характеристика видов музыкальных занятий

Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.

Главная задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии - вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить чувства ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, приступить к формированию необходимых знаний, умений и навыков Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.

При проведении типового музыкального занятия необходимо учитывать следующие правила:

1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия;

2) Нельзя петь после музыкально-ритмических движений, особенно активных.

 3) Использовать задания, требующие физической активности лучше в конце занятия;

 4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера.

Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:

 1) доминирование определенного вида деятельности (остальные — вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.

 2) доминирование заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми)

 Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:

1) собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой — праздничная дата, картины природы, времена года);

2) музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства, с раскрытием возможностей музыкального языка).

 Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств. Главное при проведении такого вида занятий - не формально чередовать виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.

По количеству детей-участников занятия делятся на индивидуальные, занятия по подгруппам, фронтальные, объединенные. Вне зависимости от вида занятия и количества детей-участников, оно должно организовываться преимущественно в игровой форме, с использованием сюжета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: