Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы 20 века (автор Дмитрий Борисович Кабалевский), глубоко разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах Ольги Петровны Радыновой (Москва) (90-ые годы 20 века, программа «Музыкальные шедевры»).
Отдельные аспекты этого вида деятельности раскрыты в исследованиях белорусских ученых: Г.А. Никашиной, Г.В. Савельева. Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения.
|
|
Свойствами музыкального восприятия являются целостность, эмоциональность, осознанность, образность.
Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что:
1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека);
2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений).
Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.
Формы организации музыкального восприятия
Восприятие музыки в УДО проводится в следующих формах:
1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.
|
|
2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:
А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут); Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут).
3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).
Задачи музыкального восприятия:
1. Формирование способности сопереживания образу;
2. Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку);
3.Формирование оценочного отношения к музыке;
4.Обогащение слухового опыта;
5.Формирование знаний о музыке.
В каждой возрастной группе особое внимание уделяется и таким задачам, как: развитие слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей в младшем возрасте; развитие репродуктивного мышления и музыкальной памяти в среднем возрасте; формирование знаний о музыке, начал музыкального вкуса и оценочного отношения в старшем возрасте.
Билет №8
Содержание и этапы организации музыкального восприятия
Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог,
- во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному);
во- вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие.
В организации восприятия музыкального произведения, как правило, придерживаются следующих этапов:
1. Первичное восприятие музыки (целостное).
А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор.
Б) выразительное исполнение музыки.
В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?», ― «Каков характер музыки, ее настроение?», - «О ком (о чем) рассказывает музыка?».
2. Повторное восприятие (дифференцированное).
А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием на различных особенностях произведения (смена динамики, тембров, частей и др.).
Б) параллельно с исполнением фрагментов произведения - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»
3. Узнавание и осознанное восприятие (целостное):
А) узнавание произведения по отрывку;
Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности;
В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства.
Билет №9