К формам самостоятельной музыкальной деятельности относится:
1. Демонстрация песен, танцев.
2. Взаимообучающие и самообучающие упражнения и дидактические игры.
3. Сюжетно-ролевые игры. На развитие самостоятельной музыкальной деятельности оказывают влияние факторы:
1. Обучение на занятиях, развивающее у ребенка способы самостоятельных действий.
2. Наличие ярких впечатлений от зрелищ в УДО, семье.
3. Наличие косвенного руководства, поддержки воспитателя.
4. Наличие музыкального уголка в группе.
Организация предметно-пространственной среды. Требования к музыкальному уголку:
1. Желательно отделенность от общего помещения (ширма)
2. Эстетическое оформление и удобство.
3. Доступность материалов дошкольникам (напр. высота полочек). 4. Разнообразие материалов (музыкальные инструменты и игрушки, дидактические пособия, технические средства).
Билет № 22
Задачи, методы и формы музыкального воспитания в семье
Музыкальное воспитание в семье имеет большое значение для общего и музыкального развития ребенка. Именно в семье закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать у детей музыкальные способности, приобщить их к музыкальному искусству, сформировать положительное отношение к музыке. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Познакомить с ними родителей должен воспитатель.
Задачи музыкального воспитания в семье:
Обогащение духовного мира ребенка музыкальными впечатлениями, формирование интереса к музыке, передача традиций своего народа, формирование основ музыкальной культуры;
Развитие музыкальных и творческих способностей в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально- образовательная деятельность);
Содействие общему развитию детей средствами музыки. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности.
Родители должны стремиться ей обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, посещать концерты, музыкальные спектакли, обогащать детей разносторонними музыкальными впечатлениями, расширять музыкальный опыт.
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании. Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если в семье звучит не только развлекательная, но и народная и классическая музыка, ребенок привыкает к ее звучанию, обогащает свой слуховой опыт. Наглядно-зрительный метод – в семейном воспитании имеет ряд преимуществ. Дома, общаясь с ребенком, имеется возможность показать книги с репродукциями картин, рассказывая при этом об эпохе, когда была сочинена музыка, традициях и обрядах, познакомить с изображениями предметов быта, одежды.
Таким образом обогащаются представления детей об искусстве.
Словесный метод – позволяет настроиться ребенку на восприятие музыки, поддерживает возникший интерес.
Практический метод – позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать ребенка музыкой. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – развлечение, самостоятельное музицирование детей, фоновое звучание.
На занятиях роль взрослого активна. К менее активным формам руководства взрослого относят: слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослого. Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. Родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Билет № 23 – в конспекте!!!!
Билет № 24
Цель и задачи курса «Методика музыкального воспитания»
Цельюкурса является повышение профессиональной культуры будущих воспитателей, овладение ими теорией и методикой музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
· педагогическое целеполагание в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста;
· теоретические основы музыкального искусства:
· теорию и историю педагогики музыкального воспитания;
· организационные формы, методы и средства музыкального воспитания дошкольников.
2) Уметь:
· анализировать психологические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста;
· анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития дошкольников;
· разрабатывать конспекты музыкальных занятий и праздников в условиях детского сада;
· планировать музыкальную жизнедеятельность дошкольников.
3) Владеть:
· навыками организации культурно-просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию детей дошкольного возраста.