Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов

На музыкальных занятиях в ДОУ широко используются так называемые простейшие музыкальные инструменты. В процессе инструментального музицирования решается ряд задач:

1. Повышение интереса детей к музыкальным занятиям

2. Развитие музыкальных способностей дошкольников

3. Осмысление жанровой принадлежности музыкальных сочинений

4. Обогащение художественного опыта ребёнка

5. Развитие чувства ансамбля

6. Формирование дифференцированного слышания музыки.

7.  Приобретение навыка игры на простейших музыкальных инструментах.

В настоящее время существует несколько типов классификации детских музыкальных инструментов.

Традиционная классификация детских музыкальных инструментов (по способу звукоизвлечения):

1. Струнные инструменты: цимбалы, цитры, детская арфа, детские гусли.

2. Клавишные: детское пианино. Часто в это группе выделяют подвид – клавишно-язычковые инструменты: детский баян, детский аккордеон, детская гармошка.

3. Ударные инструменты:

· ритмические: бубен, барабан, треугольник, маракас, трещотки, деревянные ложки, кастаньеты и др.;

· мелодические: металлофон, ксилофон и т.д.

4. Духовые: флейта, рожок, дудочка, триола, губная гармошка

На занятиях инструменты 4-ой группы используются крайне редко и с большой осторожностью, т.к. игра на них, а также хранение требуют соблюдения особых санитарно-гигиенических норм.

К окончанию пребывания в ДОУ:

1. Дети должны знать названия инструментов

2. Уметь различать на слух тембр каждого инструмента и осознавать его выразительные возможности.

3. Овладеть элементарными приёмами и способами игры на различных детских музыкальных инструментах

4. Освоить навыки ансамблевого исполнения.

5. Знать расположение регистров на звуковысотных инструментах.

6. Уметь ориентироваться в записи несложных партитур.

К числу основных видов инструментального музицирования относится сольное, групповое и коллективное исполнение музыкальных произведений:

· исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым песням;

· сопровождение произведений классической музыки

· собственная импровизация на ДМИ

Следуя основному принципу обучения от простого к сложному, знакомство детей с этим видом деятельности начинается с самых простых ударных ритмических инструментов. Несмотря на доступность и простоту, выразительные возможности таких инструментов очень велики. Одни из них обладают «стучащим» тембром (деревянные ложки, трещотки). Существуют инструменты со «звенящим» тембром (треугольник, колокольчик, бубенцы). Третья разновидность имеет «шуршащий» тембр: маракас, погремушка, коробочка и т.д. Гулкое, резонирующее звучание создают бубен и барабан.

Внутри каждой группы инструментов каждый отдельный инструмент имеет свои неповторимые краски. Напр., среди «звенящих» инструментов треугольник звучит мягко, волшебно, «тарелочки» – ярко и празднично, а колокольчики – нежно, звонко.

Используя разножанровую музыку (танцевальную, песенную, маршевую), дети более точно ориентируются в мире музыки, в определении её характерных особенностей, в выборе музыкального инструментария.

Маршевая музыка в сознании детей ассоциируется со звучанием трубы и барабана. На барабане можно отметить метрическую пульсацию или только сильные доли, характерную ритмическую формулу.

Песенная музыка лирического характера требует мягкого, тонко звенящего тембра ДМИ.

Прежде чем поручить партию на каком-либо музыкальном инструменте, пусть даже самом простом, ребёнка необходимо научить играть на этом музыкальном инструменте.

Сопровождать инструментами можно детские песни, а также произведения инструментальной и оркестровой музыки.

Танцевальная музыка требует от исполнителей правильного выбора музыкальных инструментов. Можно исполнять метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок, особенности фразировки (напр., чередование коротких и длинных муз. фраз).

Успешность инструментального музицирования на занятиях даёт импульс для продолжения этой работы в досуговой деятельности и дома, в семье с родителями.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. 

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

 

 

Билет № 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: