Билет № 18 (лучше с конспекта)

Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации

Различных форм музыкальной деятельности

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятель­ности детей. В самостоятельной деятельности ребе­нок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрос­лый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меня­ется характер руководства, который становится более косвенным: во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впе­чатления ребенка, полученные им в детском саду и семье; во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие, развертыванию деятельности детей по их инициативе; в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окру­жение ребенка в семье. Во многих семьях есть радиолы, проигрыва­тели, магнитофоны. Создано немало пластинок и для детей: народ­ные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впе­чатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

В семье дети часто слушают радио- и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытают­ся отразить в самостоятельной деятельности.

Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Вос­питатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни.

Просмотр диа- и мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Н. Римского-Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинского) и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное, наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.

Разумеется, на детей влияют не только специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы.

Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит, не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать, для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музы­кальной самостоятельной деятельности - это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их: и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку. — Хоро­шо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки-пластинки и на них нарисовать, о чем играет Музыка». Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодель­ные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характе­ризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

 

Билет № 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: