Вычисление коэффициента корреляции рангов и оценка его достоверности

На основе приведенных в таблице 1 данных требуется:

1)вычислить коэффициент корреляции рангов;

3) определить характер и силу связи между соответствующими признаками;

4) определить достоверность коэффициента корреляции.

Задание.

Смертность от рака молочной железы и от рака шейки матки в 5 районах области (А, Б, В, Г, Д):

                                                                                                        Таблица 1

Результаты смерти от рака молочной железы и рака шейки матки в пяти районах области на (100 000 женщин)

 

Порядковый номер РАЙОНЫ   Рак молочной железы «x» Рак шейки матки «y»
1 2 3 4 5   А Б В Г Д   28,6 23,5 21,1 5,8 3,3 14,9 13,4 16,3 15,3 19,1

 

Решение:

4. Рангами (порядковыми номерами обозначаем места показателей в рядах « и «y», затем находим разность междурангами (d) и возводим ее вквадрат (d2). При обозначении места показателей рангами начинают с большего или с меньшего показателя в обоих рядах (табл.2).

 

 Таблица 2

Вычисление коэффициента корреляции методом рангов

Ранги по смертности от рака молочной железы и шейки матки

Разность рангов

(d)

Квадрат разности рангов

(d2)

Рак молочной железы «x» Рак шейки матки «y»

5

4

3

2

1

2

1

4

3

5

3

3

-1

-1

-4

9 9 1 1 16
Σ d2 = 36

 

 

Подставляем полученные данные в формулу коэффициента корреляции рангов:

Pxy =  1 –  =  = 1- 1,8 = -0,8

Ответ: Pxy = -0,8

5. Коэффициент корреляции, равный (-0,8) свидетельствует о наличии обратной сильной связи между раком молочной железы и раком шейки матки.

6. Определяем достоверность коэффициента корреляции:

а) вычисляем его ошибку:

mp=  = +0,3

б) определяем его доверительный коэффициент (t) и степень вероятности безошибочного прогноза (p):

t =  = -2,6;  При t = -2,6; p<99%

 

 

Задача 9

Вычисление коэффициента корреляции рангов и оценка его достоверности.

На основе приведенных данных в таблице 1 требуется:

1) вычислить коэффициент корреляции рангов;

2) определить характер и силу связи между соответствующими признаками;

3) определить достоверность коэффициента корреляции.

Задание 9

Длина и масса тела у 10новорожденных.

Таблица 1

Результаты длины и массы тела у 10новорожденных (табл. 1).

Порядковый номер

 

       Длина тела (см.)

               «x»  

 

  Масса тела(кг.) «y»
   
1

35

4,5
2

48

3,6
3

52

4,1
4

50

4,0
5

47

3,2
6

53

3,8
7

52

3,9
8

50

3,9
9

51

1,0
10

54

4,3

 

Решение:

1. Рангами (порядковыми номерами обозначаем места показателей в рядах « и «y», затем находим разность междурангами (d) и возводим ее вквадрат (d2). При обозначении места показателей рангами начинают с большего или с меньшего показателя в обоих рядах (табл.2).

2. Если отдельные показатели ряда встречаются несколько раз (50, 52) ранги проставляются следующим образом: длина тела 50 см.встречается, дважды занимая по величине 4-е и 5-е места, поэтому порядковые номера в этом случае будут равны  т.е. против каждого показателя 50 см.. будет проставлен ранг 4,5 и т.д.

 

                                                                                                     Таблица 2

Вычисление коэффициента корреляции методом рангов

Ранги по росту и массе тела

Разность рангов

(d)

Квадрат разности рангов

(d2)

Рост, см. «x» Масса тела, кг. «y»

1

3

7,5

4,5

2

9

7,5

4,5

6

10

 

10

2

8

6,5

1

3

4,5

4,5

6,5

9

 

-9

1

-0,5

-2

+1

+6

+3

0

-0,5

+1

 

  81 1 0,25 4 1 36 9 0 0,25 1  
Σ d2 = 133,5

 

Подставляем полученные данные в формулу коэффициента корреляции рангов:

Pxy =  1 –  = 1-  = 1- 0,8 = +0,2

Ответ: Pxy = +0,2

3. Коэффициент корреляции, равный (+0,2) свидетельствует о наличии прямой слабой связи между ростом и массой тела студентов в возрасте 20 лет.

4.  Определяем достоверность коэффициента корреляции:

а) вычисляем его ошибку:

mp=  = +0,3

б) определяем его доверительный коэффициент (t) и степень вероятности безошибочного прогноза (p): t =  = 0,7, При t = 0,7 p<99%.

Задача 10

На основе приведенных в таблице 1 данных требуется:

1) вычислить коэффициент корреляции рангов;

2) определить характер и силу связи между соответствующими признаками;

3) определить достоверность коэффициента корреляции.

Задание 10

Частота раннего прикорма и заболеваемость желудочно-кишечными заболеваниями на 100 детей в возрасте до 1 года в 5 районах области.

                                                                                                     Таблица 1

Результаты измерения частоты раннего прикорма и

желудочно-кишечных заболеваний.

 

Порядковый номер Частота раннего прикорма «x» Желудочно-кишечные заболевания «y»
1 2 3 4 5   8,0 12,0 16,0 20,0 25,0 15,0 20,0 30,0 25,0 35,0

 

Решение:

1. Рангами (порядковыми номерами обозначаем места показателей в рядах « и «y», затем находим разность междурангами (d) и возводим ее вквадрат (d2).

2. При обозначении места показателей рангами начинают с большего или с меньшего показателя в обоих рядах (табл.2).

 

 

                                                                                                            Таблица 2.

Вычисление коэффициента корреляции методом рангов

Ранги по раннему прикорму и желудочно-кишечных заболеваний

Разность рангов

(d)

Квадрат разности рангов

(d2)

Ранний прикорм «x» Желудочно-кишечные заболевания «y»  

1

2

3

4

5

1

2

4

3

5

0

0

-1

1

0

0 0 1 1 0
Ʃd2 = 2

 

 

Подставляем полученные данные в формулу коэффициента корреляции рангов:

Pxy =  1 –  = 1-  = 1- 0,1 = +0,9

Ответ: Pxy = +0,9

3. Коэффициент корреляции, равный (+0,9) свидетельствует о наличии прямой сильной связи между частотой раннего прикорма и желудочно-кишечными заболеваниями.

4. Определяем достоверность коэффициента корреляции:

а) вычисляем его ошибку:

mp=  = +0,2

б) определяем его доверительный коэффициент (t) и степень вероятности безошибочного прогноза (p):

t =  = 4,5;  При t = 4,5, p˃99%.

 

 

Задача 11

На основе приведенных в таблице 1 данных требуется:

1) вычислить коэффициент корреляции рангов;

2) определить характер и силу связи между соответствующими признаками;

3) определить достоверность коэффициента корреляции.

 

Задание

Длина и масса тела у 10 девочек в возрасте 6 лет (табл. 1).

                                                                                          Таблица 1    

Результаты длины и массы тела у 10 девочек в возрасте 6 лет

 

Порядковый номер

 

        Длина тела(см.)

              «x»

 

  Масса тела(кг.) «y»
   
1

95

15
2

93

14
3

98

15
4

108

19
5

106

16
6

101

15
7

110

16
8

105

15
9

107

17
10

112

21

Решение:

5. Рангами (порядковыми номерами обозначаем места показателей в рядах « и «y», затем находим разность междурангами (d) и возводим ее вквадрат (d2). При обозначении места показателей рангами начинают с большего или с меньшего показателя в обоих рядах (табл.2).

6. Если отдельные показатели ряда встречаются несколько раз (15, 16) ранги проставляются следующим образом: масса тела15кг. встречается, четырежды занимая по величине 2-е, 3-е, 4-е и 5-е места, поэтому порядковые номера в этом случае будут равны  т.е. против каждого показателя 15 кг.будет проставлен ранг 3,5 и т.д.

 

                                                                                                     Таблица 2

Вычисление коэффициента корреляции методом рангов

Ранги по росту и массе тела

Разность рангов

(d)

Квадрат разности рангов

(d2)

Рост, см. «x» Масса тела, кг. «y»

2

1

3

8

6

4

9

5

7

10

 

3,5

1

3,5

9

6,5

3,5

6,5

3,5

8

10

 

-1,5

0

-0,5

-1

+0,5

+0,5

+2,5

+1,5

-1

0

  2,25 0 0,25 1 0,25 0,25 6,25 2,25 1 0
Σ d2 = 13,5

 

Подставляем полученные данные в формулу коэффициента корреляции рангов:

Pxy =  1 –  = 1-  = 1- 0,08 = +0,9

Ответ: Pxy = +0,9

7. Коэффициент корреляции, равный (+0,92) свидетельствует о наличии прямой сильной связи между ростом и массой тела девочек в возрасте 6 лет.

8.  Определяем достоверность коэффициента корреляции:

а) вычисляем его ошибку:

mp=  = +0,2

б) определяем его доверительный коэффициент (t) и степень вероятности безошибочного прогноза (p): t =  = 4,5; При t = 4,5p˃99%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: