Основное кинематическое соотношение передач

Кинематика передач

 

    Зубчатые передачи получили большое распространение в технике. В зубчатых механизмах колеса для передачи вращательного движения снабжаются зубьями, профили которых представляют собой заимоогибаемые кривые. Два колеса, находящихся в соприкосновении своими зубьями образуют зубчатое зацепление.


 

 

Рисунок 1- Внешнее зубчатое зацепление

    Так на рис. 1 показан зубчатый механизм с внешним зацеплением, где вращение колес 1 и 2 противоположно направлены. На рис. 2 показан механизм с внутренним зацеплением, где направления вращении колес 1 и 2 совпадают. Точка R является полюсом зацепления и является мгновенным центром вращения в движении одного звена относительно другого. Геометрические место точек R на плоскости называются в центроидами относительном движении звеньев 1 и 2. Если отношение угловых скоростей звеньев 1 и 2 постоянны, то центроиды их представляет окружности, называемые начальными. На рис. 1 и 2 эти окружности с радиусами r 1 и r 2.

 

Основное кинематическое соотношение передач

    Основным кинематическим параметром механизмов передач является передаточное отношение, обозначаемое буквой U с цифровыми индексами, соответствующими номерам рассматриваемых звеньев.

    В простейшем трехзвенном зубчатом механизме (рис. 1 и 2) передаточное отношение равно:

                                             (1.1)

где n и w - частоты вращении звеньев, соответственно об/мин. и с-1, индекс "12" при U указывает на то, что передача происходит от первого колеса ко второму.

Рисунок 2 - Внутреннее зубчатое зацепление

Передаточное отношение от звена 2 к звену 1 следует выразить:

                                          (1.2)

Сопоставляя отношения (1.1) и (1.2), имеем

или

Знак передаточного отношения находится по правилу: если оба звена вращаются в одну сторону, то U 12 > 0; если звенья вращаются в разные стороны, то U 12 < 0. Следовательно, при внешнем зацеплении двух колес (рис.1) передаточное отношение отрицательное, а при внутреннем зацеплении двух колес (рис.2) передаточное отношение положительное.

    Если известны r 1 и r 2 – радиусы начальных окружностей, и P - мгновенный центр скоростей, то 

Тогда U 12 можно определить по формуле:

                                     (1.3)

    Расстояние между одноименными точками двух соседних профилей зубьев, измеренное по дуге начальной окружности, называют шагом зацепления и обозначают буквой p t.

Очевидно, тогда произведение шага зацепления на число зубьев составляют длину начальной окружности т.е.

 ,

и отношение длин начальных окружностей сопряженных колес 2 и 1 равно:

Þ

Подставляя полученное выражение в формулу (1.3), можем написать:

                                   (1.4)

    Таким образом, отношение чисел зубьев равно обратному отношению угловых скоростей колес.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: