Формы и методы государственного регулирования экономики

Выделяются две основные формы государственного регулирования:- административное (прямое) воздействие на экономику. Заключается в разработке законодательства, обязательного для всех;- экономические (косвенное) воздействие.

Экономическое регулирование достигается следующими методами:1. Денежная политика. Сюда входит формирование государством обязательных резервов денежных средств, операции Центрального банка на рынке ценных бумаг с государственными облигациями.2. Налоговая политика. С ее помощью государство стимулирует экономический рост, предоставляет налоговые льготы предприятиям малого бизнеса, перераспределяет доходы в пользу малообеспеченных слоев населения.3. Политика государственных расходов. Способствует сглаживанию различий в развитии различных регионов, отдельных групп населения.4. Управление государственным долгом. Сюда относится выпуск государственных долговых обязательств (облигаций) и регулирование ставки процента, что помогает бороться с инфляцией, регулировать ситуацию на рынке ценных бумаг.5. Внешнеторговая политика (таможенное налогообложение, экспорт и импорт товаров и услуг).6. Ценовая политика. Ограничение цен на товары и услуги пред-приятий-монополистов (Газпром, РАО ЕЭС), поддержание низких цен на значимые для населения товары, например, товары для детей.

Понятие экономической политики: правовые проблемы.

Экономическая политика - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленная на достижение определенных целей в экономике и отражающая экономическую и хозяйственную структуру страны. Экономическая политика является крайне важной составляющей любой политики государства. Подобный комплекс мер часто отражает сущность политического устройства страны.

Внутренний и внешний его баланса делят на следующие четыре зоны несбалансированности, или зоны экономического "несчастья"I. Безработица и излишек (активное сальдо) платежного баланса. Эта зона лежит слева от графиков внутреннего и внешнего баланса.II. Потенциальное инфляционное давление и излишек (активное сальдо) платежного баланса. Эта зона лежит слева от графика внешнего баланса, но справа от графика внутреннего баланса.III. Потенциальное инфляционное давление и дефицит платежного баланса. Эта зона лежит справа от графиков внутреннего и внешнего баланса.IV. Безработица и дефицит платежного баланса. Эта зона лежит слева от графика внутреннего баланса и справа от графика внешнего баланса.
46 Понятие и признаки доминирующего положения.

Доминирующее положение на товарном рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Признаки доминирующего положения:1. устанавливается в отношении российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальных предпринимателей.2. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. 3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.4. Качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.5. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара:а) если доля субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, то есть не соответствует качественному признаку доминирующего положения;б) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положениедолжно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган руководствуется при этом стабильностью доли субъекта на рынке, соотношением его доли с долями конкурентов, возможностью доступа на рынок других конкурентов и иными критериями;в) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: