Основные концепции государственного регулирования экономики

Теоретические концепции государственного регулирования экономики

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.

Неоклассики исходят из того, что заработная плата, цены могут изменяться вверх и вниз, отражая при этом баланс между спросом и предложением. По их мнению, совокупное предложение имеет вид вертикальной прямой, которая отражает потенциальный ВНП. Снижение цены ведет за собой снижение заработной платы, полная занятость сохраняется, а ВНП не уменьшается. Отсюда следует вывод, что снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП, а к снижению цен. Значит, экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость.

Кейнсианцы же утверждают, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Главным недостатком теории классиков кейнсианцы считают их неспособность объяснить, каким образом можно уменьшить безработицу. Горизонтальная кривая совокупного предложения отражает негибкий характер цен и заработной платы. Если спрос возрастет и график совокупного спроса переместится вправо, то цены практически не изменятся, но будет увеличен объем производства. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, так как это повышает совокупный спрос.

Можно отметить и третье направление, получившее название неоклассического синтеза, представленное в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». Основная идея концепции – использование положительных моментов классической и кейнсианской теории, а именно: в долгосрочном периоде государство должно быть наблюдателем по отношению к экономике, в то же время в период кризисов и депрессий необходимо использовать активные кейнсианские методы воздействия на экономику.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики сегодня не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство Германии и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Объекты государственного регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это то, на что идет воздействие со стороны государства. Объектами государственного регулирования являются определенные группы людей, предприятия, отрасли, регионы, социально-экономическая ситуация страны и пр. т. е. ситуации, явления, условия, при которых возникают или могут возникнуть проблемы, неразрешимые рыночным механизмом (см. выше необходимость государственного регулирования экономики).

Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них являются следующие:1) экономический цикл и его отдельные фазы2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;3) условия накопления капитала;4) занятость;5) денежное обращение;6) платежный баланс;7) цены;8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;9) условия конкуренции;10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;11) подготовка и переподготовка кадров;12) окружающая среда;13) внешнеэкономические связи.

Цели гос. Регулирование экономики

В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования.

Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества. Остальные цели вытекают из этих высших целей.

Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования:1) обеспечение роста ВВП;2) минимизацию безработицы;3) стабильность уровня цен;4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе.

Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: