I Этап.
До реформы 1864 г.: неофициальное название суда- «Шемякин суд»,судебная система была организована в соответствии с сословной структурой общества =>множественность судебных учреждений (были военные, духовные и коммерческие суды).
Производство подчинялось розыскному началу:тайное, письменное, основа процесса доказывания-теория формальных доказательств, особое значение придавалось признанию обвиняемым своей вины, распространенное решение-оставление под подозрением.
Участие представителей народа (от сословий):не могли влиять на принимаемые решения (хотя и должны были принимать судебное решение голосованием),так как главная фигура суда-канцелярский чиновник- готовил для судей записку, где указывалось, какую норму нужно принимать в этом случае.
II Этап.
Зарождение суда присяжных:
1) Первое официальное предложение суда присяжных - Записка Д.А. Ровинского (в феврале 1862 г.), который был московский губернским прокурором.
2) 29 сентября 1862 г. утвержден документ «Основные положения преобразования судебной части в России», часть вторую которого составилиОсновные положения уголовного судопроизводства, в котором предусматривалось введение суда присяжных.
3) 20 ноября 1864 г. – подписаны Судебные уставы и Устав уголовного судопроизводства (УУС).
4) Но первые суды присяжных появились лишь в апреле 1866 г.(в Санкт-Петербурге и Москве), т.к. требовалась работа по созданию условий для деятельности новых судов.
Система суда по УУС(до 1917 г.):две коллегии-коронные судьи (3) и присяжные заседатели (12 + 2 запасных).
Компетенция присяжных: ответы на 3 вопроса (было ли событие преступления, было ли оно деянием подсудимого, нужно ли ему это вменять в вину),компетенция судей - вопросы права (наказание и т.д.).
Отводы:сначала можно было 12 (по 6 каждой стороне, если прокурор не использовал свои, переходили к подсудимому), в 1884 г. сократили до 3 для каждой стороны.
Сокращение компетенции в 1889г.-исключены все дела о должностных преступлениях, о преступлениях против управления, о насильственных действиях против должностных лиц, совершенных при исполнении ими служебных обязанностей.
III Этап.
Советский период: народные представители участвовали в правосудии в качестве народных заседателей, которые составляли с профессиональным судьей единую коллегию =>считалось, что они не самостоятельные судьи, а лишь пассивные наблюдатели, которые готовы принять точку зрения профессионального судьи.
IV Этап.
24 октября 1991 г. - Концепция судебной реформы РСФСРпредусматривала возрождение суда присяжных, который рассматривался как инструмент, способствовавший организации правосудия на началах состязательности.
Предусматривалась самая широкая юрисдикция суда присяжных:если наказание в виде лишения свободы сроком свыше 1 года +действие во всех звеньях судебной системы, начиная с районного суда.
Также была принята Программа мероприятий по поэтапному введению суда присяжных, где предусматривался начальный срок введения суда присяжных-1 ноября 1993г.
Июля 1993г.-принят Закон РФ, который дополнил УПК РСФСР новым Х разделом-«Производство в суде присяжных» (состоял из 5 глав).
Во многом скопирован порядок с 1864 г., принципиальное отличие-закреплен принцип состязательности.Суд освобождался от функций уголовного преследования (не мог возбудить дело по новому обвинению и в отношении нового лица), ограничены его полномочия по возвращению дела для дополнительного расследования, отказ прокурора от обвинения обязателен для суда.
1 ноября 1993 г. –суд присяжных появилсяв Ивановской, Московской, Саратовской и Рязанской областях и в Ставропольском крае. Затем стал появляться и в других субъектах.
Был вопрос о наличии конституционного права обвиняемых на рассмотрение дела судом присяжных в субъектах, где его еще нет=> Постановление КС: до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на территории всей страны, смертная казнь как наказание не может назначаться, независимо от того, каким судом рассматривается дело.
Особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Предварительное слушание.
Обязательно при заявлении ходатайства обвиняемым.
Задачи предварительного слушания – окончательное выяснение позиции обвиняемого по вопросу о рассмотрении дела таким составом суда, решение вопроса об исключении доказательств, не отвечающих критерию допустимости.
Если мнения обвиняемых расходятся, то выделяет дело, если нет препятствий для всестороннего и объективного разрешения дела, как выделенного, так и рассматриваемого с участием присяжных.
Участие государственного обвинителя и защитника при проведении предварительного слушания обязательно.
Постановление о назначении дела: количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание(не менее 20, но лучше больше, чтобы сформировать коллегию, т.к. не все хотят быть присяжными, принудить нельзя).
Этапы:
A. Подготовительная часть
Доклад о явке лиц, затем секретарь докладывает о явке кандидатов в присяжные. Если меньше 20, то судья распоряжается о вызове дополнительных кандидатов.
Сторонам вручаются списки кандидатов. Сторонам разъясняются их права.
Приглашаются кандидаты в присяжные.
Формирование коллегии – закрытая часть судебного заседания. Заявления кандидатов их самоотводы.
Следующий этап:заявление мотивированных и затем немотивированных отводов.
Мотивированные отводы заявляются письменно, но не оглашаются.
Право немотивированного отвода принадлежит подсудимому или его защитнику и государственному обвинителю.Каждая сторона может заявить отвод дважды.
Судья оглашает фамилии присяжных заседателей, которые составят коллегию, и тех, кто будет участвовать в рассмотрении дела в качестве запасных.
Ходатайство о тенденциозности (невозможность вынести объективный вердикт) – решение о роспуске всей коллегии может быть принято председательствующим лишь в случае обоснованности ходатайства. Тогда возобновляется подготовка к рассмотрению уголовного дела с участием присяжных заседателей.