Предмет, цели и задачи, методы психолого-педагогического изучения детей

Определение психолого-педагогической диагностики, ее цели и задачи. Психолого-педагогическая диагностика как область психологи­ческой науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Сферы применения психодиагностики: образование, профессиональная под­готовка и отбор, психологическое консультирование.

Методы психолого-педагогического изучения детей: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития, анализ продуктов деятельности, метод беседы, тестирование.

 

2. Процедура и принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования

Процедура обследования. Основные этапы обследования: этап сбора данных; этап переработки и интерпретации; этап принятия решения.

Этап сбора данных: получение запроса, его предварительное изучение, заключение договора; формулировка проблемы, изучение анамнестических данных, установление контакта с обследуемым, проведение диагностики. Принципы психологической диагностики: принцип комплексного изучения детей, принцип всестороннего и целостного изучения ребенка, принцип динамического изучения детей, качественно-количественный принцип. Этические принципы работы практического психолога: принцип не нанесения ущерба, принцип компетентности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности. Обеспечение тайны результатов обследования.

Оформление, изучение и использование результатов диагностики

Фиксация результатов изучения и измерения диагностических показателей. Протокол обследования, структура протокола. Заключение и психолого-педагогическая характеристика как результаты проведения психолого-педагогического обследования, требования к составлению. Разработка рекомендаций по результатам проведения диагностики. составление  Требования к обсуждению результатов диагностики с родителями и педагогами.

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей

Своевременное выявление недостатков и трудностей у детей как проблема психолого-педагогической диагностики нарушений развития. Этапы диагностики нарушений развития: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленная диагностика. Определение наличия отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины как цель скрининг диагностики. Дифференциальная диагностика отклонений в развитии, основные трудности. Определение направления обучения ребенка, вида и программы образовательного учреждения, оптимального педагогического маршрута, соответствующего особенностям и возможностям ребенкакак результат дифференциальной диагностики. Выявление индивидуальных особенностей ребенка на этапе углубленной диагностики для построения наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы с ребенком, организации своевременной помощи с затруднениями в учебе, решении социально-эмоциональных проблем.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Структура речевого акта

Структура акта коммуникации. Намерения отправителя и адресата. Предпосылки успешности речевого общения: общность опыта, общность языка, минимизация помех.

Основные характеристики процесса восприятия речи. Анализ фазовой структуры порождения речи. Мотив как исходное звено речепорождения. Смысловое программирование речевого высказывания. Механизм грамматического структурирования. Моторное программирование речевого высказывания.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Содержание и структура логопедической ритмики

Особенности и основные звенья логопедической ритмики. Музыкально-ритмическое воздействие на детей с речевой патологией. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей. Методы и приемы обучения в логопедической ритмике. Общая характеристика средств логопедической ритмики. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения, активизирующие внимание. Счетные упражнения. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа. Ритмические упражнения. Пение. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная самостоятельная деятельность. Игровая деятельность. Упражнения для развития творческой инициативы. Заключительные упражнения.

 

Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик

Методика обследования психомоторных и сенсорных функций у лиц с нарушениями речи. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися. Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии, ринолалии, дизартрии, расстройств голоса. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, с расстройствами голоса. Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса. Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией. Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией.

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: