Лингвистические основы методики развития речи и обучения родному языку детей с нарушениями развития

Характеристика слова, его роль в языке и речи. Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность. Значение и смысл слова. Задачи словарной работы в С(К)ДОУ. Ономасиологический и семасиологический аспекты словарной работы в С(К)ДОУ и ее направления. Принципы, методы и приемы словарной работы в С(К)ДОУ. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Морфологически и синтаксически оформленная речь как средство общения. Основные задачи работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями развития: освоение морфологической, синтаксической сторонами речи, элементами словообразования. Характеристика звуковой стороны русского языка и ее компоненты: фонетическая и орфоэпическая правильность речи, выразительность и четкая дикция. Разделы звуковой культуры речи: культура речепроизношения и речевой слух. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Языковое оформление диалога. Характеристика монологического высказывания. Способы соединения фраз в тексте. Обучение диалогической речи в С(К)ДОУ. Общеречевое развитие детей с ОВЗ, речевая рефлексия и сознательное оперирование языком как основа подготовки к обучению грамоте. Элементарный лингвистический анализ: ознакомление детей со словом (вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы), с предложением, со словесным составом предложения, со звуко-слоговым строением слова. 

 

Лингвистические основы методики работы с художественной литературой в С(К)ДОУ. Лингвистический анализ художественного произведения в коррекционной школе

Методы ознакомления с художественной литературой: чтение педагога-дефектолога по книге или наизусть, рассказывание педагога-дефектолога, инсценирование. Литературный анализ художественного текста педагогом-дефектологом. Объяснение незнакомых слов. Методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах. Особенности занятий по ознакомлению дошкольников с литературными произведениями разных жанров. Использование художественной литературы вне занятий. Уроки литературного и объяснительного чтения в специальной (коррекционной) школе. Основные этапы лингвистического анализа художественного произведения младшими школьниками с нарушениями развития. Принципы анализа художественного произведения в школе. Содержательная и эмоциональная подготовка к первичному восприятию текста. Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения (первичный синтез), анализ художественного произведения и вторичный синтез. Работа с текстом до, во время и после чтения. Особенности оформления конспекта урока литературного чтения.

 

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В СОУ

 

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Медико-социально-педагогический патронаж. Медикосоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Педагогические системы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Специальное образование детей с нарушениями речи. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Группы детей, выделяемые в психолого-педагогической классификации. Программы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Коррекционно-педагогическая работа с детьми школьного возраста, имеющими нарушения речи. Проблемы интеграции детей с речевыми нарушениями.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технология логопедического обследования

Цель и задачи логопедического обследования. Этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: ориентировочный; дифференцировочный; основной; заключительный (уточняющий) этап. Обследование речедвигательной сферы. Приемы обследования мимической мускулатуры, моторики артикуляционного аппарата, произвольной моторики пальцев рук, общей моторики. Обследование всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, строения артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи, фонематического восприятия; обследование импрессивной стороны речи (понимание слов, предложений, логико-грамматических отношений, грамматических форм, значения предлогов) и экспрессивной стороны речи (обследование лексического запаса, грамматического строя языка и связной речи).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: