Характеристика периодов подготовки

Макроцикл включает в себя три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

1. Подготовительный период каждого из макроциклов подготовки состоит из двух этапов: обще-подготовительного и специально-подготовительного.

Задачей подготовительного периода является создание условий для дальнейшей полноценной специальной подготовки. Здесь значительное внимание уделяется средствам общей физической подготовки, специально-подготовительным упражнениям, теоретическим сведениям, наработке новых связок, серий, тактических схем, созданию соответствующего психологического настроя на эффективное решение задач подготовки в течение всего цикла и на более длительную перспективу.

Специфическими задачами обще-подтотовительного этапа подготовки являются: повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, повышение возможностей основных функциональных систем организма, совершенствование техники и тактики, психологическая подготовка. Длительность обще-подготовительного этапа подготовительного периода в зависимости от сложившихся условий может колебаться от 1 до 2,5 месяцев.

Специально-подготовительный этап подготовки направлен на достижение состояния первичной спортивной формы. На данном этапе увеличивается количество специально-подготовительных и специальных упражнений. К концу этапа основное место отводится средствам интегральной подготовки за счет снижения доли всех остальных средств, особенно обще-подготовительных упражнений. Большое внимание уделяется повышению специальной работоспособности на основе достигнутых на обще-подготовительном этапе показателей общей физической подготовленности. На этом этапе необходимо поддерживать достигнутый ранее уровень общей физической подготовленности, что достигается включением в подготовку отдельных занятий соответствующего характера: скоростная работа, силовая, работа на выносливость. Специально-подготовительный этап длится 3-4 педели, иногда чуть больше.

2. Соревновательный период. Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Основными средствами подготовки здесь являются соревновательные упражнения. Специально-подготовительные упражнения присутствуют в меньшем объеме, чем на предыдущих этапах подготовки. Еще реже, в основном как средство восстановления, переключения, поддержания достигнутых кондиций, используются общеподготовительные упражнения. При относительно небольшом объеме достаточно высока интенсивность выполняемых в этом периоде упражнени1

3. Переходный период может занимать самое разное время. Однако наиболее приемлемые его сроки, позволяющие достаточно полноценно решать задачи переходного периода, - 1,5-2 месяца.

Основными задачами этого периода являются: восстановление после предшествующих нагрузок и поддержание тренированности на том уровне, который позволяет начать подготовку к очередному сезону с достаточных для решения его задач нагрузок. Один из вариантов переходного периода - полное прекращение тренировок. В это время спортсмен должен восстанавливаться посредством активного и (или) пассивного отдыха в самых различных их формах. (Смена обстановки, смена климатических зон, окружения в зависимости от возможностей; переключение на другую деятельность, позволяющую решить задачи полноценного восстановления.) Другим вариантом являются несколько дней активного или пассивного отдыха после окончания соревновательного периода и затем продолжение тренировок, относительно небольших по объему и интенсивности.

К концу переходного периода нагрузка постепенно повышается, увеличивается количество обще-подготовительных упражнений и снижается доля средств активного отдыха с тем, чтобы переход к подготовительному периоду был достаточно гладким.

Планирование и организация тренировочного процесса в системе мезоциклов. Типы мезоциклов. Методика построения мезоциклов (ПК-34).

Структура мезоциклов закономерно видоизменяется в процессе тренировки прежде всего в зависимости от изменения содержания подготовки спортсмена по этапам и периодам большого тренировочного цикла. На структуру и продолжительность отдельных мезоциклов существенно влияют также система соревнований, величины интервалов между ними, закономерности кумуляции эффектов тренировочных и соревновательных нагрузок, процессы восстановления другие существенные факторы спортивной деятельности.

Мезоцикл - это средний по продолжительности цикл (от 3 недель до 1-2 месяцев), решающий задачи определённого этапа (периода) подготовки и включающий относительно законченный ряд 3-6-ти чередующихся микроциклов. Как правило, направлен на развитие физических качеств, имеющих первостепенное значение в различных периодах подготовки. Типы мезоциклов:

а) Втягивающий мезоцикл.С него начинается годичный или иной большой цикл тренировки. Втягивающиймезоцикл включает в себя чаще всего 2-3 ординарных микроцикла, завершаемых восстановительным микроциклом. Общий уровень интенсивности нагрузок здесь сравнительно не высок, объем же их может достигать значительных величин. Состав тренировочных средств имеет преимущественно общеподготовительный характер.

б) Базовый мезоцикл. Это главный тип мезоциклов подготовительного периода тренировки. Именно в них реализуются основная тренировочная работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее спортивных двигательных навыков, вводятся наиболее тренировочные нагрузки, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма.По своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительным и специально-подготовительными, а по особенностям воздействия на динамику тренированности – развивающими и стабилизирующими.

в) Контрольно-подготовительный мезоцикл. Этот тип средних циклов тренировки представляет собой как бы переходную форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно-тренировочная работа сочетается здесь с участием в состязаниях, которые имеют в основном контрольно-тренировочное значение, т.е. подчинены задачам подготовки к основным состязаниям. Контрольно- подготовительный мезоцикл может состоять, например, из двух тренировочных микроциклов и двух микроциклов соревновательного типа (без специального подведения к стартам).

г) Предсоревновательный мезоцикл. В качестве особой формы построения тренировки этот мезоцикл типичен для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию года (или одному из основных соревнований). Особенности предсоревновательного мезоцикла определяются тем, что в нем необходимо возможно полно смоделировать режим предстоящего состязания, обеспечить адаптацию к его конкретным условиям и в то же время создать условия для наибольшей реализации в предстоящих решающих стартах общего эффекта всей предшествующей подготовки.

д) Соревновательный мезоцикл. Это преобладающий тип мезоциклов в период основных состязаний, когда их несколько и они следуют друг за другом с интервалами, соразмерными продолжительности средних циклов. В простейших случаях соревновательный мезоцикл включает один подводящий и один соревновательный микроцикл включает один подводящий и один соревновательный микроцикл либо подводящий, соревновательный и восстановительный микроциклы.

е) Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Первый по ряду своих признаков подобен базовому мезоциклу, но включают дополнительное число восстановительных микроциклов (например, два восстановительных и два ординарных тренировочных). Второй характеризуется еще более мягким тренировочным режимом и более широким использованием эффекта переключений путем смены форм, содержания и условий тренировочных занятий. Мезоциклы такого типа бывают необходимы при большой продолжительности перехода, насыщенного многими ответственными соревнованиями, в рамках которого данные мезоциклы располагаются между соревновательными (отсюда другое название рассматриваемых мезоциклов – «промежуточные»). Помимо этого, восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие мезоциклы составляют завершающий период большого цикла тренировки (переходный период).

Методика построения мезоциклов зависит от ряда факторов, в первую очередь к ним относится система годичного планирования, индивидуальные способности спортсмена, его квалификация, соотношение уровня общей и специально подготовленности, методика планирования микроциклов, особенности календаря соревнований

 

. Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок (ПК-25).

Нагрузка — это воздействие физических упражнений на орга­низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функцио­нальных систем.

Соревновательная нагрузка — это интенсивная, часто макси­мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.

В современной классификации тренировочных и соревнователь­ных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физио­логические границы и педагогические критерии, широко распро­страненные в практике тренировки.

1-я зона — аэробная восстановительная. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140—145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40—70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными во­локнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилиза­ции лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэроб­ного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выпол­няться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулиру­ет восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

2-я зона — аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160— 175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислоро­да 60—90% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов и в мень­шей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышеч­ными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа «а», которые включаются при выполнении нагру­зок у верхней границы зоны — скорости (мощности) анаэроб­ного порога.

Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно по­степенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упраж­нения.

3-я зона — смешанная аэробно-анаэробная. Ближний трениро­вочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180—185 уд./мин, лактат в крови до 8—10 ммоль/л, потребле­ние кислорода 80—100% от МПК. Обеспечение энергией проис­ходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мы­шечными единицами (волокнами).

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5—2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем ра­боты в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

4-я зона — анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информа­тивной и находится на уровне 180—200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислоро­да, так и анаэробным путем). Работа ведет к значительному повыше­нию концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10—15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6—10 мин. Основной метод — интервального интенсивно­го упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

5-я зона — анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15—20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значи­тельно падает. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 ск энергообеспечению начинает подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120—150 сза одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле со­ставляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

 

Планирование и организация тренировочного процесса в системе макроциклов. Организация тренировочного процесса при различных вариантах планирования макроцикла (1, 2, и многоцикловое планирование) (ПК-30).

 

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолет­него, связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. В подготовке высоко­квалифицированных спортсменов встречается построение годич­ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенно­го» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани­руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортив­ной формы — создание прочного фундамента (общего и специаль­ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со­вершенствования различных сторон подготовленности. В соревнова­тельном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготов­ленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не­посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами со­ревнования. Переходный период (период временной утраты спортив­ной формы) направлен на восстановление физического и психиче­ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повы­шение уровня физической подготовленности спортсменов, совер­шенствование двигательных способностей, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение но­вых сложных соревновательных программ. Длительность этого эта­па зависит от числа соревновательных периодов в годичном цик­ле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягива­ющий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тре­нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недель­ных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объе­мов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способ­ствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизи­руются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повыша­ется интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достиг­нутого уровня специальной подготовленности и достижение вы­соких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи реша­ются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревнова­тельном периоде осуществляют в соответствии с календарем глав­ных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все ос­тальные соревнования носят как тренировочный, так и коммер­ческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортив­ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

— восстановление работоспособности после главных отбороч­ных соревнований и чемпионатов страны;

— дальнейшее совершенствование физической подготовленно­сти и технико-тактических навыков;

— создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех­нической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 не­дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способ­ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже­ний, другой — на подведение спортсмена к участию в конкрет­ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являют­ся обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла,- а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред­ного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на пол­ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со­став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индиви­дуальных способностей спортсмена.

Продолжительность и содержание периодов и их составляю­щих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла опре­деляются многими факторами. Одни из них связаны со специфи­кой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложив­шейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи — с организаци­ей подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудова­ние и инвентарь, восстановительные средства, специальное пи­тание и т.п.).

28. Задачи, содержание и особенности тренировочных занятий в подготовительный период подготовки (ПК-22).

1. Подготовительный период каждого из макроциклов подготовки состоит из двух этапов: обще-подготовительного и специально-подготовительного.

Задачей подготовительного периода является создание условий для дальнейшей полноценной специальной подготовки. Здесь значительное внимание уделяется средствам общей физической подготовки, специально-подготовительным упражнениям, теоретическим сведениям, наработке новых связок, серий, тактических схем, созданию соответствующего психологического настроя на эффективное решение задач подготовки в течение всего цикла и на более длительную перспективу.

Специфическими задачами обще-подтотовительного этапа подготовки являются: повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, повышение возможностей основных функциональных систем организма, совершенствование техники и тактики, психологическая подготовка. Длительность обще-подготовительного этапа подготовительного периода в зависимости от сложившихся условий может колебаться от 1 до 2,5 месяцев.

Специально-подготовительный этап подготовки направлен на достижение состояния первичной спортивной формы. На данном этапе увеличивается количество специально-подготовительных и специальных упражнений. К концу этапа основное место отводится средствам интегральной подготовки за счет снижения доли всех остальных средств, особенно обще-подготовительных упражнений. Большое внимание уделяется повышению специальной работоспособности на основе достигнутых на обще-подготовительном этапе показателей общей физической подготовленности. На этом этапе необходимо поддерживать достигнутый ранее уровень общей физической подготовленности, что достигается включением в подготовку отдельных занятий соответствующего характера: скоростная работа, силовая, работа на выносливость. Специально-подготовительный этап длится 3-4 педели, иногда чуть больше.

30. Задачи, содержание и особенности тренировочных занятий в соревновательный период (ПК-22; ПК-25).

Задачами этого периода являются дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовки, повышение техни­ческого мастерства, создание благоприятных условий для участия в соревнованиях. В это время продолжается рост технических возможностей гимнаста, но основой является выполнение соревновательного действия, т.е. комбинации в целом.

В этом периоде выделяются этапы предсоревновательный, непосредственной подготовки, соревновательный и восстановительный.

На предсоревновательном этапе осуществля­ется подготовка к соревнованиям и отшлифовка упраж­нений. Занятия приближаются к условиям соревнований, на них моделируется обстановка будущих выступлений. Соревновательная деятельность в отличие от тренировоч­ной становится сильнейшим стимулятором повышения спортивной работоспособности, вызывает максимальные психофизические реакции и способствует достижению вы­соких результатов. На этом этапе важное значение имеет увеличение интенсивности нагрузки, что выражается в многократном выполнении комбинаций в целом. Однако объем и интенсивность повышаются и понижаются волно­образно, а занятия проводятся с малой, средней и большой нагрузками. С гимнастами младших разрядов это осуще­ствляется три раза в неделю, старших – повторяется два раза. Обязательная и произвольная программы, чередуясь, повторяются через день, но это не исключает, а предполагает возможность выполнять те и другие упражнения на одном занятии.

Непосредственная подготовка к соревнова­ниям начинается за 1–1,5 ме­сяца до их начала. В это время создаются оптимальные условия для дости­жения высоких результатов, проводятся тренировки с мо­делированием соревновательной обстановки: ограничение разминки, предоставление одной попытки, оценка выпол­нения упражнений судьями или специально приглашен­ными специалистами, вызов к снаряду, соблюдение сорев­новательного графика и т.п. Положительное влияние на подготовку оказывает выполнение комбинаций полностью.

Соревновательный этап характеризуется участием в сорев­нованиях и их деятельностью с тре­нером. Спортсмены прибывают в зал заблаговременно, проводят разминку, проверяют свое эмоциональное состоя­ние и в случае необходимости выполняют упражнения, снимающие напряженность.

. Прогнозирование в спорте (ПК-34).

Прогнозирование – это вид познавательной деятельности человека, обеспечивающий формирование прогнозов развития объекта на основе вероятностного, научно обоснованного анализа динамики его состояний.

виды прогнозирования: научный, эмпирический, интуитивный, эмоциональный.

Для прогнозирования широко используются следующие методы:- метод логического анализа;- метод экспертных оценок;- метод экстраполяции;- аналогия;

- интуитивное предвидение и гипотеза;- моделирование;- систематизация;- классификация;- периодизация.

Задача прогнозирования сводится к выявлению вероятного развития того конкретного явления, которое соответствует знанию, отражает передовые тенденции и определяет процесс и результат заданного эффекта.

В спорте прогнозированию подвергаются различные процессы и явления: тенденции развития спорта и перспективы развития отдельных видов спорта, системы соревнований, спортивной подготовки, техники и тактики отдельных видов спорта, прогнозы роста спортивных рекордов, соотношение сил на международной и отечественной спортивной аренах, технико-тактических и функциональных возможностей отдельных спортсменов (команд), прогнозирование результатов отдельных соревнований, стартов, схваток, боев, игр и т.д..

Точность прогнозов тем выше, чем короче период, на который они составляются, и чем объемнее и достовернее информация, которая для этого используется.

Прогнозирование обычно подразделяют на: краткосрочное; среднесрочное; долгосрочное; сверхдолгосрочное.

Краткосрочное прогнозирование связано с решением задач, возникающих в ходе отдельного тренировочного занятия или серии, в отдельном соревновании или старте. И направлено на предвидение функционального состояния спортсменов, их возможностей к реализации поставленных задач, хода развития борьбы в отдельном соревновании или возможностей соперников в отношении технико-тактических действий (ТТД) и др.

Долгосрочное прогнозирование направлено на оптимизацию спортивного отбора, подготовку и участие в соревнованиях в течение длительного времени и приобретает особое значение при решении таких задач:

- отбора спортсменов способных добиваться высоких спортивных результатов;

- ориентация спортсменов на высокие результаты в избранном виде спорта: (выбор амплуа в спортивных играх, перспективной технико-тактической модели соревновательной деятельности, характерной для индивидуальных возможностей спортсменов);

- определение оптимальной структуры тренировочного процесса, динамики нагрузок и средств восстановления, наиболее вероятного развития подготовленности, формирования различных компонентов спортивного мастерства;

- выбора наиболее эффективных технических решений с позиций достижения конечного результата соревновательной деятельности;

- изучение условий предстоящих соревнований (режим проведения, климат, судейство, инвентарь и.т.д.);

- определение спортивного результата, достаточного для победы уровня подготовленности, обеспечивающего достижение заданного результата.

Сверхдолгосрочное прогнозирование направлено на выявление общих тенденций развития спорта в мире его роли в жизни современного общества, особенностей развития олимпийского движения, тенденций совершенствования методики подготовки, изменения структуры или правил соревновательной деятельности, материально-технического оснащения подготовки и соревнований и т.д.. Во всех этих случаях эффективным является анализ составляющих современного спорта с использованием метода экспертных оценок с привлечением для этого специалистов высокой квалификации различного профиля.

Прогнозирование в указанных направлениях и сроках (6-10, 15-20 лет) является стратегией государства и позволяет эффективно развивать спорт в масштабах страны, межгосударственных регионах и пр., концентрировать материальные ресурсы, развивать систему спортивных сооружений, готовить кадры, совершенствовать организационные основы спортивного и Олимпийского движения, а также систему многолетней подготовки и соревнований, стимуляции труда тренеров, спортсменов, специалистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: