Какие методы используются при определении показателей качества? Определите метрики программного продукта и их составляющие

Согласно стандарту ДСТУ 3230 – 1995 для оценки значений показателей качества используются следующие методы: измерительный, регистрационный, расчетный и экспертный (а также комбинации этих методов).

Измерительный метод основан на использовании измерительных и специальных программных средств для получения информации о характеристиках ПО, например, определения объема, числа строк кода, операторов, количества ветвей в программе, числа точек входа/выхода, реактивности и др.

Регистрационный метод используется при подсчете времени, числа сбоев или отказов, начала и конца работы ПОв процессе его выполнения.

Расчетный метод базируется на статистических данных, собранных при проведении испытаний, эксплуатации и сопровождении ПО. Расчетными методами оцениваются показатели надежности, точности, устойчивости, реактивности и др.

Экспертный метод осуществляется группой экспертов – специалистов, компетентных в решении данной задачи или используемом ПО. Их оценка базируется на опыте и интуиции, а не на результатах расчетов и экспериментов. Такая экспертиза обычно проводится путем просмотра программ и сопроводительных документов для этого устанавливаются контролируемые признаки, которые коррелированны с одним или несколькими показателями качества и включены в опросные карты экспертов. Метод применяется для таких показателей, как анализируемость, документируемость, структурированность ПО и способствует всесторонней и качественной оценке созданного продукта.

Метрики программного продукта. Эти метрики используют внешние метрики, обозначающие свойства продукта, видимые пользователю, и внутренние метрики, обозначающие свойства, видимые только команде разработчиков.

Внешние метрики программного продукта:

- метрики надежности, которые служат для определения числа дефектов;

- метрики функциональности, с помощью которых устанавливаются наличие и правильность реализации функций в продукте;

- метрики сопровождения, с помощью которых измеряются ресурсы продукта (скорость, память, среда);

- метрики применимости продукта, которые способствуют определению степени доступности для изучения и использования;

- метрики стоимости, которыми определяется стоимость созданного продукта.

Внутренние метрики программного продукта:

- метрики размера, необходимые для измерения продукта с помощью его внутренних характеристик;

- метрики сложности, необходимые для определения сложности продукта;

- метрики стиля, которые служат для определения подходов и технологий создания отдельных компонентов продукта и его документов.

Существует также некая общая мера – степень трассируемости ПП, которая определяется числом трасс, прослеживаемых с помощью моделей сценариев типа UML, и оценкой количества требований, сценариев и действующих лиц, объектов, включенных в сценарий.

Внутренние метрики позволяют определить производительность продукта и являются релевантными по отношению к внешним метрикам.

Внешние и внутренние метрики задаются на этапе формирования требований к ПО и являются предметом планирования и управления в процессе достижения качества конечного ПП.

Какие стандарты в области качества ПО существуют? Назовите основные цели и задачи системы управления качеством.

Под управлением качеством понимается совокупность организационной структуры и ответственных лиц, а также процедур, процессов и ресурсов для планирования и управления достижениемкачества ПС. Управление качеством –SoftwareQualityManagement(SQM)

Цель процесса SQA состоит в обеспечении гарантии того, чтопродукты и процессы соответствуют предъявляемым к ним требованиями и согласуются с планами. Этот процесс включает в себявнедрение стандартов и процедур разработки ПС на всех этапах ЖЦ, а также оценку соблюдения положений этих стандартов и процедур.

Гарантию качества обеспечивают следующие процедуры процесса SQA:

- проверка непротиворечивости и выполнимости планов;

- согласование получаемых промежуточных рабочих продуктов сплановыми показателями;

- проверка изготовленных продуктов на соответствие заданнымтребованиям;

- анализ применяемых процессов на соответствие договору ипланам;

- согласование с заказчиком среды и методов разработки продукта;

- проверка принятых метрик продуктов, процессов и приемов ихизмерения на соответствие утвержденным стандартам и процедурамизмерения.

Процесс SQM предполагает осуществление следующих действий: определение количественных свойств качества, основанных на выявленных потребностях пользователей, и управление реализациейпоставленных целей для достижения качества.

При выполнении процесса SQM предполагается следующее:

- цели достижения требуемого качества установлены для всехрабочих продуктов в контрольных точках продукта;

- определена стратегия достижения качества, а также метрики, критерии, приемы, требования к процессу измерения и пр.;

- определены и выполняются действия, связанные с предоставлением продуктам свойств качества;

- проводится контроль качества (SQA, верификация и валидация);

- выполняются процессы измерения и оценивания конечногопродукта на достижение требуемого качества.

Система управления качеством (Qualitysystems (QS) – NASA – STD – 2201) – это набор организационных структур, методик, мероприятий, процессов и ресурсов для осуществления управления качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: