Запольский Сергей Васильевич 10 страница

Существенным недостатком современного финансового права следует признать дробность субъективного финансового права. По­следнего как самостоятельного явления не существует, а понятие имеет характер собирательный, кумулятивный. Существующие от­дельно субъективное налоговое право, субъективное бюджетное право, субъективное эмиссионное право, субъективное страховое право лишь в совокупности могут представить весь объем понятия,

109


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава седьмая. Субъективное финансовое право


 


причем делают это весьма противоречиво и непоследовательно. Не секрет, что объем и характер полномочий одних и тех же субъектов существенно зависит от того, в какой «системе координат» этот субъект в данный момент находится. Субъективные права, скажем, гражданина-страхователя отличаются от субъективных прав граж­данина-налогоплательщика и гражданина — вкладчика банка, причем отличаются настолько существенно, что дают повод усом­ниться в целостности юридического поля под названием финансо­вое право.

Конечно, трудно даже мечтать о том, что налоговое право будет объединено с бюджетным правом, а во вновь образованный массив вольются страховое и банковское право. Дело как раз в обратном — различные части материального финансового права и соответствую­щего законодательства должны, на мой взгляд, предполагать еди­ный юридический аппарат конструирования субъективных прав и обязанностей участников финансовых правоотношений по всему кругу возможных их видов и типов. Подобно носителю права граж­данского, носитель права финансового сможет в этом случае поль­зоваться стандартизированным комплексом субъективных прав и обязанностей: приобретать свой статус, испытывать на себе меры государственного принуждения, пользоваться гарантиями матери­ального права, участвовать в процессуальных отношениях, нести юридическую ответственность и т.д.

Перед наукой финансового права всегда стояла задача интегри­рования разрозненных институтов отрасли, приведения их в соот­ветствие со сквозными понятиями и категориями. В наше время эта задача в связи с расширением предмета финансового права и «раз­бухания» его в информационном смысле — выходит на одно из цен­тральных мест. Исследование всей совокупности элементов субъек­тивного финансового права с целью дальнейшего «поинститутного» и «поподотраслевого» сближения внутри единой отрасли может от­крыть путь к построению унифицированной, органически единой модели развития законодательства и формирования современных представлений о роли права в управлении денежными потоками.

Неизученностью феномена субъективного финансового права, возможно, объясняется отсутствие единой концепции обязывающе­го регулирования имущественных отношений. В литературе нет, на мой взгляд, удовлетворительного объяснения тому, что, с одной стороны, имущественные отношения, будучи волевыми отношения­ми участников общественного производства1, получают юридиче­скую формализацию как отношения гражданско-правовые. С дру-


гой стороны, те же самые имущественные отношения, т.е. воля соб­ственников, становятся объектом императивного обязывания в налоговом, бюджетном, валютном, страховом праве.

Каково соотношение этих взаимоисключающих начал в право­вом регулировании имущественных отношений? Если движение имущественных ценностей в виде денежных средств, в частности в ходе налогообложения, не опосредствуется правом гражданским, то, следовательно, уплаченный налог не вызывает эффекта присвое­ния _ перехода соответствующей суммы в собственность государст­ва. Иной ответ на этот вопрос стирает грань между гражданским и налоговым правом, превращая уплату налога в рядовую сделку.

Парадокс обязывающего регулирования имущественных отно­шений, скорее всего, объясняется особым характером субъективно­го права участников имущественных отношений, имеющего, оче­видно, надотраслевую природу, восходящую по моменту возникно­вения к периоду до деления права на отрасли. Этим соображением хотелось бы подчеркнуть дополнительно высокую актуальность ис­следования категории субъективного финансового права.


1 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. — М.: Статут, 2000. - С. 375.

ПО


Глава восьмая. Природа финансовых отношений


ГЛАВА ВОСЬМАЯ ПРИРОДА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В экономической и юридической литературе достаточно важное место занимает вопрос о классификации финансовых отношений. Ведущим принципом этих исследований является построение сис­темы финансовых отношений в зависимости от экономической природы этих отношений. Этот же критерий используется в бюд­жетной классификации, наиболее полно представляющей все раз­нообразие финансовых отношений в обществе. Отдавая должное экономическим признакам классифицируемых финансовых отно­шений, нельзя не заметить, что во многих случаях использование этих критериев не обеспечивает нужды юридического анализа сфе­ры финансов, а зачастую даже приводит к неверным оценкам пра­вовой природы тех или иных финансовых отношений. Некритиче­ское восприятие экономических концепций в правовых исследова­ниях длительное время затрудняет решение вопроса о системе финансового права, что, в свою очередь, затрудняет решение важ­ной практической задачи — проведение кодификации законода­тельства о финансах.

Значительные потенциальные возможности заложены в класси­фикации финансовых правоотношений на основе выделения опре­деленного круга юридических фактов, их порождающих. Речь долж­на идти о правообразующих юридических фактах, в силу наличия которых «...лица становятся носителями субъективных прав и обя­занностей»1. От того, на основании какого юридического факта воз­никает соответствующее правоотношение, во многом зависит со­держание данного правоотношения. Посредством нормы права, со­держащей указания на тот юридический факт (факты), при наличии которых эта норма права применяется, юридические факты приоб­ретают качество способа формирования системы правоотношений в целом и их определенной сферы, локализованной на том или ином предмете правового регулирования.

1 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972. — С. 343.

112


Исследуя данный вопрос, Р.О. Халфина отмечала: «Юридиче­ский факт может служить основанием для применения определен­ной, однозначной нормы закона». Приводимые в обоснование это­го положения примеры1 дают повод считать, что в механизме при­менения императивных правовых предписаний определенный вид юридических фактов вызывает к существованию соответствующий вид правовых отношений. Логична и обратная посылка — правоот­ношениям, возникающим вследствие реализации императивных норм права в качестве основания их возникновения, присущи стро­го определенные юридические факты.

Такое положение вещей возможно лишь при условии, что юри­дический факт является не только основанием возникновения правоотношения, но и средством наполнения возникшего правоот­ношения соответствующим содержанием. Отсюда следует, что клас­сификация юридических фактов, порождающих финансовые пра­воотношения, может служить достаточно достоверным источником информации о самой системе финансовых правоотношений.

В юридической литературе традиционной является классифика­ция финансовых правоотношений по их субъективному составу. «Классификация по субъектам, — писал Е.А. Ровинский, — дает возможность наглядно установить, что во всех финансовых право­отношениях одним из субъектов всегда является само государство или управомоченный им орган, а также выявить других субъектов финансового права (социалистические предприятия, организации и учреждения, граждане), рассмотреть их права и обязанности»2. Од­нако эта бесспорно сильная сторона данного метода классифика­ции оборачивается его же недостатком при рассмотрении вопроса о содержании финансовых правоотношений, возникающих между их субъектами. Не препятствует этот метод исследования и отнесению к сфере финансов отношений, которые возникают по иным основа­ниям (гражданско-правовым и др.) и финансовыми правоотноше­ниями не являются. В частности, вызывает сомнение возможность причисления к финансовым правоотношениям отношений, возни­кающих при составлении, рассмотрении и утверждении бюджетов, являющихся, на наш взгляд, конституционными отношениями внутри системы органов государства.

Классификация финансово-правовых отношений посредством системы юридических фактов, их порождающих, должна основы-

1 Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. — М.: Юрид. лит.,
1974. - С. 288.

2 Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового пра­
ва. - С. 139.

ИЗ


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава восьмая. Природа финансовых отношений


 


ваться на понимании этих отношений как возникающих между го­сударственными органами, осуществляющими финансовую поли­тику, и иными (юридическими и физическими) лицами. При этом существует, как представляется, известное несовпадение понятий финансового правоотношения и финансового обязательства. Фи­нансовое правоотношение выступает как результат, следствие воз­никновения финансового обязательства. Для возникновения же финансового обязательства требуется наличие тех юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение субъективных прав и обязанностей в области финансовой деятельности государст­ва. Поэтому финансовое обязательство следует рассматривать как своего рода субъективную, волевую сторону финансовых правоот­ношений. При этом финансовое законодательство выступает в ка­честве «носителя» юридических фактов, вызывающих возникнове­ние финансовых обязательств, равно как и изменяющих или преоб­ражающих эти обстоятельства.

Мобилизация доходов в бюджет, как деятельность, предопреде­ляющая существование финансовой системы в целом, подвергается последовательному и детальному прогнозированию. Выполнение планов по доходам в разрезе отрасли, республики, края или области, наконец, на уровне конкретного предприятия-плательщика служит важнейшим показателем деятельности финансовых органов. В этом смысле утверждение федерального бюджета и всех бюджетов, вхо­дящих в его свод, само по себе порождает возникновение сложной системы управленческих правоотношений по доведению планов по госдоходам до плательщиков, результатом которых выступает пол­ная реализация росписи каждого бюджета. Существует, в частности, специальная процедура составления прогноза консолидированного бюджета, адресная инвестиционная программа, прогноз консоли­дированного бюджета, план развития и прогноз развития соответст­вующей территории (ст. 182 БК РФ).

Если рассматривать доходы бюджета как публично-правовую категорию, то необходимо наличие точных и конкретных фактов, с которыми закон связывает возникновение обязанности уплаты со­ответствующих денежных сумм в бюджет.

Каждый вид доходов государственного бюджета построен на ис­черпывающим образом определенных в законе юридических фак­тах. В противном случае государство и общество не были бы гаран­тированы от обладания фиктивными денежными средствами, ли­шенными реальной стоимости. Хотя эти факты и носят название юридических фактов, в действительности все они образуют живую ткань существования механизма распределения национального до­хода финансовыми методами. Достаточно известны случаи невер-

114


ного выбора юридических фактов для установления платежей в бюджет, что всегда приводило к плачевным результатам для народ­ного хозяйства1.

Можно ли рассматривать юридические факты, на которых стро­ится система платежей в бюджет как факты правообразующего зна­чения? В случае положительного ответа на этот вопрос мы должны признать, что правоотношения по мобилизации денежных средств в доход государства возникают только с момента возникновения со­ответствующего юридического факта и, скажем, предприятие до по­лучения прибыли ни в каких платежных правоотношениях с госу­дарством не состоит. Вопрос заключается в том, в какой момент возникает предусмотренная законом обязанность совершения пла­тежа. По мнению Е.А. Ровинского, эта обязанность возникает с мо­мента установления того или иного платежа актом законодательства и определения круга субъектов — плательщиков2.

Пониманию обязанности уплаты денежных средств в бюджет, как возникающей из закона, препятствует, прежде всего, природа нормативной регламентации финансовых обязанностей, связанных с мобилизацией доходов. Нормативный акт в этой сфере правового регулирования не адресован субъектам права, состоящим в тех или иных отношениях, что мы имеем, например, в брачно-семейном, трудовом или гражданском праве. Напротив, целью принятия нор­мативного акта в области государственных доходов является созда­ние таких отношений. Налоговый или схожий с ним закон является моделью будущих правоотношений, не существующих на момент принятия закона и возникающих не иначе как при наличии преду­смотренного законом юридического факта. Поскольку невозможно существование прав и обязанностей без существования правоотно­шения, обязанность взноса денежных средств в бюджет возникает в момент возникновения правоотношения, а до этого должна рас­сматриваться как потенциальная (организационная) обязанность, так же как корреспондированное ей правопритязание3.

С этой точки зрения система правоотношений юридических и физических лиц с государством в лице его органов по поводу внесе­ния платежей в бюджет достаточно отчетливо делится на три основ­ные группы. К первой из них следует отнести правоотношения, воз-

1 См.: Пискотин М.И. Налоги с сельского населения в СССР. Правовые
вопросы. - М.: АН СССР, 1957. - С. 70-73.

2 Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового пра­
ва: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. — М., 1961. — С. 20.

3 См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулиро­
вания. - Саратов, 1980. - С. 102-105.

115


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава восьмая. Природа финансовых отношений


 


никающие в связи с распоряжением государственной собственно­стью. Возникновение доходов от государственного имущества и от отправления государственных полномочий порождает правоотно­шения по распоряжению вновь созданной государственной собст­венностью (например, доходы от приватизации). Юридическая природа возникающих при этом финансовых обязательств (проис­хождения от права государственной собственности) предопределяет их субъектный состав — участие в качестве должника только госу­дарственных органов, а также содержание — определение судьбы доходов, полученных преимущественно гражданско-правовым пу­тем.

Вторую группу финансовых обязательств образует широкий круг правоотношений по налогообложению хозяйственного оборо­та, а также правоотношений по налогообложению коммерческих организаций, иностранных юридических лиц, а также граждан. Хо­тя поступления от налогообложения и иные доходы бюджетной сис­темы являются предметом финансового планирования, финансо­во-плановые акты не обладают свойствами правообразующих фак­тов. В данной сфере создания доходов бюджета планируются не сами поступления, а деятельность финансовых и иных государст­венных органов по их мобилизации в федеральный и иные бюджеты и во внебюджетные фонды.

Третью группу составляют финансовые обязательства, возни­кающие в области правоохранительной деятельности государства при наложении на правонарушителя имущественных санкций, не связанных с возмещением ущерба, причиненного правонарушени­ем. С предыдущей группой обязательств их сближает возникнове­ние из юридических фактов — событий, с той лишь разницей, что имущественная ответственность как род финансовых обязательств существует в виде элемента правоохранительного отношения.

Предлагаемая классификация, безусловно, не исчерпывает все­го многообразия правоотношений, возникающих в области созда­ния государственных доходов. Она преимущественно основана на особенностях юридических характеристик различных видов финан­совых обязательств и не исключает ценности классификации дохо­дов бюджета по экономическим, организационно-техническим и иным критериям. Необходимо в то же время отметить, что «покор­ное» следование науки финансового права принципам, выработан­ным в теории финансов, исторически себя изжило. Юридическое видение явлений и процессов, происходящих в социалистических финансах, вызывает все нарастающую потребность в углублении теории финансового права.

Большую и разветвленную группу финансовых обязательств представляют налоговые правоотношения, порождаемые получени-

116


ем прибыли или доходов, облагаемых налогом. Для данной катего­рии юридических фактов характерна одна общая черта — размер финансового бремени, возлагаемого на юридическое и физическое лицо, который предопределяется родом и характером их участия в гражданском обороте. Законом обеспечивается исчерпывающее формальное определение содержания финансовых обязательств данного вида и закрепление оснований их возникновения. Иначе говоря, правовое регулирование финансовых обязательств, связан­ных с гражданским оборотом, основывается на замкнутых юридиче­ских конструкциях, содержащих все элементы, необходимые для возникновения соответствующих правоотношений. Родовой юри­дической конструкцией, на которую в той или иной степени ориен­тированы все виды финансовых обязательств этого типа, является налог. Для этой правовой формы характерно, что непосредственно в законе определяется круг субъектов налоговых правоотношений, объект платежей, единицы обложения, ставки, льготы, сроки упла­ты, ответственность за уклонение от выполнения налоговых обязан­ностей1.

Механизм возникновения и исполнения финансовых обяза­тельств, связанных с гражданским оборотом, складывается, на наш взгляд, из ряда последовательно расположенных этапов. Прежде всего, это установление круга объектов финансовых обязательств путем субсидиарного использования правовых категорий иных от­раслей права (гражданского, земельного, брачно-семейного, трудо­вого). Такие понятия, как доход, прибыль, имущество, земельный участок, цена иска, и другие не имели бы определенности в области финансов, не будучи установленными нормами других отраслей права. Во многих случаях отсутствие межотраслевого правового по­нятия ограничивает возможности законодателя в сфере финансов.

Во-вторых, определение должника по финансовым обязательст­вам определенного вида, а во многих случаях — и кредитора. По­средством определения в законодательном порядке сторон финан­совых обязательств происходит своеобразная «канализация» финан­совых отношений, предотвращающая переход одного вида в другой.

В-третьих, необходимым элементом выступает придание тем или иным обстоятельствам участия должника в гражданском оборо­те правообразующего, правоизменяющего значения в финансовом смысле. На данном этапе подлежит формированию собственно пра­вовая конструкция финансового обязательства — ставки, порядок исчисления, сроки уплаты, льготы, изъятия, ответственность за ук-

1 См.: Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. - М., 1973. - С. 57.

117


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава восьмая. Природа финансовых отношений


 


лонение от исполнения или ненадлежащее исполнение. Подобным образом создается не только правовая оболочка, но и экономиче­ское содержание финансового правоотношения.

В теории и практике нормотворчества сложилось устойчивое понятие налогового закона. По своей природе налоговые законы уз­коспециализированные нормативные акты, содержащие, как пра­вило, правовую конструкцию налога или иного платежа и опреде­ляющие ее исчерпывающим образом. Следует предположить, что налоговый закон, будучи единственным источником права в отно­шении определенного вида финансовых обязательств, не может со­держать бланкетных или отсылочных правовых предписаний, а рав­но относительно неопределенных предписаний хотя бы потому, что в этой правовой форме реализуется исключительная компетенция соответствующих органов государства, не подлежащая делегирова­нию финансовым или иным органам, осуществляющим реализацию выраженных налоговым законом правовых норм. По точному заме­чанию Е.А. Ровинского: «Советский налоговый закон в полной ме­ре выражает социальное содержание налога. Он действительно яв­ляется общим и истинным судьей относительно правовой природы вещей»1.

В-четвертых, исполнение финансовых обязательств в полном объеме и в установленный срок предполагает возложение на соот­ветствующие органы государства функций по администрированию финансовых обязательств. В подавляющем большинстве случаев ад­министрирующими органами по государственным доходам высту­пают налоговые и таможенные органы. По некоторым видам обяза­тельств эти функции возложены на суды, арбитражные суды, орга­ны внутренних дел, нотариата, загса, а также на налоговых агентов.

Администрирование государственных доходов — достаточно сложная функция и включает в себя как полномочия юрисдикцион-ного характера, так и полномочия кредитора в рамках финансовых обязательств, а также осуществления контроля. Органы, админист­рирующие государственные доходы, необходимо отличать от орга­нов, осуществляющих техническое исполнение обязательств. В ка­честве последних выступают казначейство, органы Банка России, бухгалтерии предприятий и организаций, другие сборщики государ­ственных доходов. В отличие от них органы, администрирующие исполнение финансовых обязательств, наделяются полномочиями, использование которых направлено на обеспечение исполнения финансовых обязательств в материально-правовом смысле. Они

1 Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового пра­ва... - С. 40.

118


пользуются правом взыскания недоимки в порядке, установленном законодательством, осуществлять учет плательщиков и т.д.

Возникновение фигуры администрирующего органа связано прежде всего с особой формой исполнения финансового обязатель­ства — взысканием недоимки. Перерождение обязательства в форму взыскания связано с неправомерным поведением должника, укло­няющегося от исполнения обязательства. В общем виде взыскание сводится к претерпеванию неисправным должником правовых по­следствий двух видов: санкций за просрочку исполнения обязатель­ства, а также принудительного изъятия задолженности (недоимки) по обязательству как таковому.

Взятая сама по себе правовая природа финансовых обязательств не может служить препятствием для возникновения обязательств данного вида по самым различным основаниям. Теоретически до­пустимо, в частности, существование финансовых обязательств в форме так называемого «финансового договора», в силу которого должник приобретает определенные права под условие возложения на себя в добровольном порядке финансового бремени. Интересные соображения на этот счет высказаны И.Н. Рукавишниковой1.

Иной оценки заслуживает использование правонарушения в ка­честве основания возникновения финансовых обязательств. Во многих случаях правовым последствием правонарушения служит имущественная ответственность правонарушителя перед государст­вом, являющегося в каждом таком случае носителем субъективного имущественного интереса. Следует выделить два типа подобных юридических ситуаций: а) случай, когда в силу самого факта совер­шения правонарушения субъект становится должником перед госу­дарством; б) возложение на субъекта финансового бремени по ре­шению юрисдикционного органа. К первой категории, например, относится пеня и ряд других налоговых санкций, предусмотренных Налоговым кодексом. Во вторую категорию должны быть включены штрафы, налагаемые на правонарушителей в судебном или админи­стративном порядке и взыскиваемые в доход государства.

Известно, что правонарушение, рассмотренное как юридиче­ский факт (неправомерное действие), служит основанием возник­новения различных правоотношений, преимущественно правоохра­нительных. Однако к общей схеме финансового обязательства боль­шинство из них отношения не имеют, поскольку в субъективный состав их участников государство не входит вообще или входит в ка­честве публичной власти, осуществляющей охрану прав субъектов,


 


1 См.: Рукавишникова И.Н. Договорно-правовой способ регулирования финансовых отношений // Хозяйство и право. — 2005. — № 12. — С. 20.

119


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава восьмая. Природа финансовых отношений


 


находящихся под ее юрисдикцией. Лишь в достаточно ограничен­ном круге ситуаций в результате самого правонарушения либо в результате юрисдикционного решения возникают имущественные правоотношения между государством (кредитором) и правонаруши­телем (должником).

В данной регулируемой правом сфере отношений наиболее вы­пукло проявляется различие между двумя статусами участия госу­дарства в имущественных отношениях. Если имущественная ответ­ственность субъекта как результат правонарушения возникает в си­лу действия публично-правовой власти, то возникающее следом за ней обязательство отражает субъективный интерес государства в по­лучении известных денежных сумм в бюджет или денежный фонд.

Одновременно исполнение финансового обязательства является способом реализации меры юридической ответственности. «Иму­щественная ответственность, — пишет О.Э. Лейст, — осуществляет­ся таким образом, что в случае причинения имущественного вреда или нарушения договора на правонарушителя возлагается обязан­ность возместить вред, уплатить неустойку (штраф, пени) или воз­местить убытки... В случае отказа должника выполнить названную обязанность государственные органы подтверждают существование правоотношения и принимают меры для принудительного исполне­ния»1.

Механизм возникновения финансовых обязательств в резуль­тате правонарушения имеет, на наш взгляд, три основных модифи­кации. Первая, наиболее распространенная, — это штрафная от­ветственность в том ее виде, который предполагает возложение на правонарушителя имущественного бремени по решению юрисдик­ционного органа. Значительное число подобных мер ответствен­ности предусмотрено административным, уголовным, граждан­ским процессуальным законодательством. Любой штраф в доход государства в смысле исполнения становится финансовым обяза­тельством правонарушителя.

Вторая модификация, бурно развивающаяся в действующем за­конодательстве, сводится к возникновению финансового обязатель­ства непосредственно из самого факта правонарушения. В качестве примера можно привести обязанность объединений, предприятий и организаций промышленности внести в бюджет выручку, получен­ную от завышения цен, и прибыль или экономию, полученную от выпуска продукции с отступлениями от стандартов. Речь идет о ка-

1 Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. — М.: МГУ, 1981. - С. 131.

120


тегории имущественных взысканий с хозорганов, имеющих общее наименование «экономические санкции».

Третьей модификацией следует считать финансовые обязатель­ства, налагаемые на правонарушителя в качестве дополнительной меры ответственности за гражданское правонарушение. В этом слу­чае совершенное правонарушение является юридическим фактом двоякого значения — и как основание возложения гражданской от­ветственности, и как основание возникновения финансового обяза­тельства.

В области обязательств, возникающих вследствие правонаруше­ния, наибольший интерес представляет юридическая природа пра­вонарушений, способных пс юждать финансовые обязательства. Помимо других признаков правонарушения1 этому виду правонару­шения свойственно причинение вреда охраняемым законом инте­ресам государства в области управления. Во всех перечисленных модификациях обязательств рассматриваемого вида правонаруше­ние как таковое (т.е. взятое со стороны формальных его характери­стик), вне зависимости от возможных материальных, в том числе имущественных, последствий, лежит в основании возникновения обязательственных отношений. Правонарушение является сущест­венным отклонением от установленного государством порядка управления, его вред заключается в самом его совершении. Если в качестве последствий правонарушения причиняется вред охраняе­мым законом интересам других субъектов, он остается вне пределов правовой конструкции финансовых обязательств и вызывает право­вые последствия другого характера. В частности, в рамках уголовно­го судопроизводства имеют место как меры имущественного харак­тера, направленные на возмещение материального ущерба, причи­ненного преступлением (гражданский иск, обращение имущества в доход государства и др.), так и взыскания, налагаемые безотноси­тельно материального ущерба или даже при отсутствии его и пре­следующие цель возложить на правонарушителя финансовое бремя (конфискация имущества и штраф).

В то же время было бы неверно теоретически и привело бы к практическим трудностям признание всех мер имущественной от­ветственности правонарушителя перед государством штрафами. Штраф — лишь один из видов рассматриваемой реакции государст­ва на правонарушение. Его применение предопределяется необхо­димостью установления предела имущественной ответственности при отсутствии критериев для обеспечения соотносимости содеян-


 


1 См., напр.: Явич Л.С.   Общая теория права. — Л.: ЛГУ, 1976. — С. 267-275.



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: