Появление в круге категорий и явлений, исследуемых теоретиками финансового права, субъективного финансового права, вне сомнения — добрая веха в развитии науки финансового права. К сожалению, и в тех немногих публикациях, где авторы осмелились обратиться к праву финансовому, анализ ограничился констатацией близости субъективного финансового права к финансовым обязанностям. Иначе говоря, речь вновь ведется о долженствовании.
Субъективная обязанность — категория, имеющая право на существование. Однако нетрудно заметить, что субъективная обязанность и позитивная обязанность (как просто обязанность) — суть одно и то же. Содержательное значение имеет категория именно субъективного права, поскольку она служит мерой возможного поведения управомоченного лица и в связи с этим существует параллельно с позитивным правом, образуя с ним целое динамическое единство.
В связи с необходимостью вовлечения в круг рассматриваемых понятий категории правомочия, возникает естественный вопрос: уместно ли говорить о субъективном праве обязанного в позитивном смысле субъекта? И если преимущественно финансово-правовое регулирование строится на позитивном обязывании и запретах, не исключает ли это вообще существование права финансового? (Исключение нужно сделать лишь для института бюджетного финансирования, где правомочия являются неотъемлемым и конституированным фактором.)
Ответы на эти вопросы зависят от наличия той или иной меры дозволенного поведения при исполнении финансовых обязанностей. Даже наиболее жесткий из всех финансово-правовых режимов, а именно — налоговый, не только содержит дозволительные правовые отношения, но и пестрит ими. Достаточно будет упоминания статьи 67 НК РФ, регулирующей порядок и условия предостав-
98
ления инвестиционного налогового кредита. Еще большими дозволениями пользуется субъект налоговых отношений в рамках так называемой оптимизации налогообложения, включающей и гражданско-правовые приемы1. Наличие значительной доли дозволительного регулирования в других институтах финансового права — факт, не требующий особого доказывания. Из этого следует, что обязывающее регулирование не исключает дозволительных правовых норм и, по крайней мере, в области финансов мера дозволенного поведения очень часто сопровождает позитивное обязывание, а признание субъективного финансового права за субъектами финансовых отношений предопределяется, вытекает из использования права для их (отношений) регулирования.
А теперь взглянем на правовое поле взаимоотношений государства, с одной стороны, и юридического или физического лица — с другой, в области финансов. Поскольку и той и другой стороне присуще активное, инициативное поведение, публичная регламентация финансовой системы (хотя бы по минимуму) создает возможность для одной стороны и обязанность для другой вступления в конкретные финансовые отношения. Какими они будут?
Большинство специалистов финансового права отвечают на этот вопрос односложно и без колебаний — публичными, поскольку одной стороной в них выступает государство, а возникновение, развитие и прекращение преследуют непосредственный государственный интерес. Давайте разберемся...
Несомненно, что конкретные финансовые отношения есть продукт, производный от регулирования публично-правовыми средствами соответствующих экономических отношений, причем закон или иной правовой акт государственной власти заранее сформировал каждое из них. Не вызывает сомнения и то, что общая правовая среда — создание условий для экономического оборота, осуществляемого в денежной форме, — плод правового воздействия, хотя и более отдаленный.
Сомнения возникают при автоматическом отнесении отношений, складывающихся в ходе применения финансовых институтов, к публичному праву.
Во-первых, со стороны государства (но не от имени) юридическому лицу или лицу физическому противостоит государственный орган с собственной компетенцией, агент или лицензированное юридическое лицо (банк, страховая компания). Все без исключения
1 См.: Мышкин Б.В. Оптимизация налогообложения добросовестных налогоплательщиков // Финансовое право. — 2004. — Юбилейный номер. — С. 54-55.
99
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава седьмая. Субъективное финансовое право
«посредники» действуют во многом в собственных интересах и юридически удалены или автономны от государства. Это справедливо даже для таких «государевых детей», как налоговая инспекция или таможня.
Во-вторых, финансовые отношения имеют имущественный характер и осуществляются всегда в форме сделки по уплате налога, выдаче бюджетной или внебюджетной ссуды, приобретения ценных бумаг, внесения средств в тот или иной фонд и пр. Требует объяснения и доказательства сама возможность совершения имущественной сделки в публичном правовом режиме. То, что воля одного, обоих или всех участников сделки детерминирована позитивным обязыванием — еще не доказательство и тем более не презумпция публичности этой сделки. Вообще трудно представит себе плательщика (не кредитора), добровольно и с желанием расстающегося с деньгами; платеж всегда результат принуждения. В более широком смысле следует подумать вообще о совместимости публичности с имущественным характером отношений.
В-третьих, относя финансовые отношения к публичным, мы приравниваем их к конституционным, административным, уголовно-правовым, международно-правовым, т.е. к тем, которые «определяют организацию государства, отношение между государством и его частями и субъектами, а также государством и личностью, ответственность государства перед другим государством» — так определяет публичное право один из самых авторитетных юридических словарей1.
Понятно, что российской правовой традицией является более широкое определение публичного права, чем на Западе, но и в этом случае масштаб, скажем, взимания того или иного налога явно не тот, чтобы считать налог публично-правовым институтом.
За последнее десятилетие в значительную часть финансово-правовых институтов проникло и стало определяющим элементом договорное регулирование. Для примера рассмотрим такой важный институт, как государственный долг, проблемы регулирования которого, по справедливому замечанию Е.В. Покачаловой, «...свидетельствуют о настоятельной необходимости их теоретической разработки, а наличие конкретных задач — выработки механизма применения финансовой, административной и гражданско-правовой ответственности за исполнение (ненадлежащее исполнение) государственных долговых обязательств»2.
1 В1аск*5 Ьа* Бюйопагу // "\Уез1 РиЬНзЫпд СО. - 1991. - Р. 856.
2 Актуальные вопросы юриспруденции: Сборник научных трудов / Под
ред. О.Ю. Бакаевой. — Саратов, 2003. — С. 88.
100
Такого рода конвергенция методов правового регулирования, несомненно, уже сейчас представляет серьезную теоретическую проблему ввиду размывания самих основ прежних представлений о методе финансового права и о неприемлемости договора как способа регулирования финансовых отношений.
Трудно возражать против публичного характера регулирования, направленного на конструирование финансовой системы, ее функциональных и отраслевых институтов, на формирование межинституциональных связей и взаимодействий. Здесь приоритеты публичных ценностей несомненны и неоспоримы. Однако при продолжении анализа, осуществлении его в направлении конкретного регулирования выясняется, что помимо того, что частные начала свойственны всем без исключения институтам, входящим, условно говоря, в особенную часть, доля частного правового начала различна и зависит от конкретного предмета правового регулирования.
Даже для ортодоксально мыслящего специалиста в данном случае возникает следующая альтернатива: либо признать допустимость и применимость частных начал в правовом регулировании финансов, либо согласиться с тем, что правовое решение финансовых отношений не обладает степенью однородности, достаточной для обособления в единую отрасль права.
Сомнения в единстве финансового права как отрасли возникали и возникают нередко как среди теоретиков права, так и среди представителей других юридических научных направлений. Посещали эти мысли и специалистов финансового права. К сожалению, в финансово-правовой литературе защита единства финансового права ведется бездоказательно, почти в религиозном ключе, а деление правовых институтов, регулирующих денежный оборот, на «наши» и «не наши» имеет вкусовой характер. В результате, мы наблюдаем присутствие в системе финансового права институтов, принадлежность которых к финансовому праву вовсе не очевидна, и, что самое печальное, группу институтов, которые, подобно городу Берлину в период 1962—1989 гг., искусственно поделены на «нашу часть» и «часть чужую» (банковское кредитование, страхование).
С позиции вышесказанного мне представляется, что единая отрасль финансового права характеризуется неоднородностью, которая, однако, прослеживается не по классификации институтов, а по специализации правовых норм. В публично-правовой части нормами финансового права создается и конституируется финансовая система, что составляет главную цель и интерес государства, осуществляющего финансовую деятельность. В конкретно-регулятивной части финансовое право есть упорядоченная система правовых норм, регулирующих порядок, правила, режим осуществления иму-
101
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава седьмая. Субъективное финансовое право
щественных интересов государства, юридических и физических лиц в сфере финансов.
Предлагаемое (условное) деление совершенно не рассчитано на представление финансового права в виде двух или более отраслей. Считаю, что именно в отраслевом единстве заключена созидательная сила финансового права. Учет функционального своеобразия финансово-правовых норм позволяет, на мой взгляд, еще больше сцементировать отрасль финансового права.
Следует добавить, что «биполярность» финансового права, если таковая существует в предложенном или ином варианте, будет работать на эту отрасль. Не откажу себе в удовольствии процитировать В.Ф. Яковлева: «Наличие системы и, прежде всего, деление норм на общую и особенную части само по себе является свидетельством существования отрасли права, иначе говоря, критерием отрасли права»1.
Предвидя возможный упрек в недоговаривании, отвечу на вопрос о возможности именовать конкретно-регулятивный массив финансово-правовых норм в их системе частным финансовым правом, коль ему корреспондированный массив выше именуется публичным финансовым правом. Там, где субъекты права не связаны властью и подчинением, где допускается диспозитивность и относительная неопределенность правового регулирования, где использование обязанности субъекта права у того же субъекта, допустимо говорить о сфере частноправового регулирования. Классическое частное право мы наблюдаем в области гражданско-правового регулирования, но по нему судить о закономерностях частного права было бы опрометчиво. Частное финансовое право не может повторять или воспроизводить частное гражданское право, но может и должно нести идею частного права в иной среде, применительно к имущественным отношениям другого рода.
Г.А. Тосуняном и А.Ю. Викулиным была предпринята попытка конструирования «нового финансового права»2. Справедливо отмечая, что такие законодательные массивы, как банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, защита конкуренции на рынке финансовых услуг, правовой режим оборота ценных бумаг, и другие нуждаются в инкорпорации с традиционным финансовым правом, авторы в ходе своих, безусловно, интересных размышлений допускают, на мой взгляд, подмену понятия «частное право» на категорию «частные финансы», под
1 Яковлев В.Ф. Россия. Экономика. Гражданское право. — М., 2000. —
С. 112.
2 Тосунян ГЛ., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финан
совое право. — 2003. — № 6. — С. 7 и след.
102
которыми понимаются «корпоративные финансы», что сводит новое финансовое право, ими предлагаемое, к имеющейся системе финансово-правовых институтов с дополнениями, ни у кого не вызывающими возражений. Тогда в чем же новизна нового финансового права?
Один из главных парадоксов быстротекущего развития финансового права и как отрасли права, и как науки, и как массива законодательства состоит в том, что «де-факто», явочным порядком произошло объединение, я бы даже сказал, воссоединение традиционного финансового права. Никакие классификаторы законодательства или научной литературы, ваковские требования, учебные программы юридического образования не в состоянии разорвать части единого финансового права. Делать это не нужно потому, что возникшая амальгама очень гармонично отражает неразрывную связь и в то же время функциональную специализацию двух родов финансово-правовых норм — публично-правовых и частноправовых, воплощенных в соответствующе юридические конструкции.
Будучи самостоятельной и внутренне единой отраслью права, финансовое право не может не охватывать всю область правового регулирования процессов формирования и использования имущественных денежных фондов, функционирующих в целях распределения и перераспределения валового продукта и национального дохода. Но эта связь проявляет себя не одинаково, поскольку зависит от многих факторов: цели его создания, характера связи между администратором фонда, его донорами и реципиентами соответствующих доходов. Корпоративные финансы, хотя и строятся по классическому типу, лишены ряда признаков, свойственных финансам публичным. Их правовое регулирование в одних случаях допускает, а в других — даже предлагает использование юридических конструкций и механизмов, основанных на волеусмотрении, диспо-зитивности, инвариантности поведения не только управомоченно-го, но даже и обязанного.
Долгие годы научная доктрина исходила из того, что публичные финансы являются «монопредметом» финансового права, что же касается финансов хозяйствующих субъектов (или, выражаясь более современно — корпоративных финансов), в лучшем случае частично, да и то условно, их можно отнести к финансовому праву. При этом из внимания выпадал следующий фактор — финансы публичные являются правоотношениями, опосредствующими переток денежных ресурсов хозяйствующего субъекта в собственность государства и наоборот — государства к хозяйствующему субъекту. В свою очередь, финансы выполняют преимущественно межфондовую задачу, объединяя эти два типа финансового самодействия:
103
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава седьмая. Субъективное финансовое право
—оперирование частными (корпоративными и индивидуальными) финансовыми ресурсами;
—оперирование публичными (государственными) финансовыми ресурсами.
Если по-прежнему исходить из концепции долженствования, то субъективное право, правосубъектность, даже позитивная обязанность в финансовом праве существовать не могут — им просто нет применения. Действительно, уплаченный налог, произведенное финансирование, перечисленный страховой платеж, выданный кредит — все это для публичного правового подхода различные стороны финансового долженствования. Но именно для публичного подхода! В аспекте субъективного права, с позиций частных интересов, публичная финансовая обязанность предстает как право так или иначе распорядиться корпоративными или индивидуальными финансовыми ресурсами.
Если мы признаем налогоплательщика, налоговый орган, бюджетное учреждение, орган отраслевого управления, кредитное учреждение и других участников финансовых правоотношений субъектами права, а не только носителями долженствования, мы должны признать, что они обладают финансовой правосубъектностью, требующейся им для осуществления своих прав и обязанностей. На это обратила внимание Г.Ф. Ручкина, сформулировав общетеоретическую позицию, а затем подтвердив ее конкретно-отраслевым анализом. Она пишет: «...правосубъектность юридически фиксирует границы правовых способностей лица, в то же время выступая в качестве общей предпосылки участия лиц в определенных правоотношениях»1.
Важно подчеркнуть, что в качественном отношении алгоритм поведения обладателя финансовой правосубъектности в сфере публичных финансов и в сфере частных и корпоративных финансов совпадает — и в том и в другом случае речь идет о праве распоряжения соответствующими денежными фондами. Различаются лишь юридические факты, вызывающие возникновение тех или других финансовых правоотношений. В одних случаях это юридический императив, исходящий от государства, порождающий налоговые, бюджетные, некоторые страховые правоотношения, в других — договор, соглашение, внутрихозяйственный или корпоративный акт или план, вызывающий корпоративные финансовые отношения.
1 Ручкина Г.Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. — М., 2004. - С. 67.
104
В реальной финансовой практике не только трудно, но даже невозможно разграничить финансы частные и финансы публичные, прежде всего потому, что публично-правовой акт (например, начисление налога) вызывает акт частноправового порядка (распоряжение соответствующим финансовым фондом, являющимся объектом налогообложения).
Вышеприведенные соображения, рассчитанные, конечно же, не на завершение дискуссии, а на ее актуализацию, не могут претендовать ни на что, кроме привлечения внимания к тому обстоятельству, что безоговорочному отнесению финансового права к публичным отраслям препятствует значительная, по сравнению с другими публичными отраслями, развитость частного начала в регулировании финансовых отношений. Иначе и невозможно, поскольку регулированию подвергаются отношения, детерминированные не только обязанностью одного и правообладанием другого, но и многими-многими другими факторами, не зависящими не только от правоприменителя, но и от законодателя.
В качестве иллюстрации воспользуемся экскурсом в практику налогообложения. Еще недавно считалось, что налог — классический пример публичного права1. И в подтверждение приводился мощнейший на первый взгляд аргумент — стороны налогового правоотношения соподчинены друг другу, строят свою взаимосвязь на началах власти и подчинения. Действительно, долгие годы «Эвклидово правоведение» исходило и презюмировало подчинение налогоплательщика налоговому органу, олицетворяющему государство. Пределы самодействия налогоплательщика были установлены с минимальными допусками.
И что же? Мы столкнулись с массовым уклонением от уплаты налогов, бегством капитала от налогообложения, фальсификацией доходной налогооблагаемой базы в период 1992—1998 гг. Для выправления положения, помимо традиционного для нашей страны закручивания гаек, пришлось прибегнуть к использованию частноправового инструментария. Я имею в виду появление в налоговом законодательстве и практике его применения таких категорий, как «добросовестность налогоплательщика», «обстоятельства, с которыми связывается прекращение обязанности по уплате налога или сбора», «обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговые правонарушения» и других, выравнивающих юридические взаимоположение налогоплательщика и налогового органа, а фактически превращающих их в своеобразных
1 См., напр.: Алексеев С.С.Частное право. — М.: Статут, 1999. — С. 27 и след.
105
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава седьмая. Субъективное финансовое право
партнеров в процессе совместного применения налогового законодательства и совместной трактовки и толкования их взаимных прав и обязанностей. Именно поэтому эти взаимоотношения охватываются понятием налогового процесса1.
Аналогичные соображения уместны и применительно к другим институтам и подотраслям финансового права, где наряду с публичной мощью государства юридическое подтверждение и признание получают субъективные права и иных участников финансовых правоотношений, нежели государственные органы. Как соотносить тенденции, становящиеся реалиями, с принадлежностью финансового права к праву публичному? Ответ, на мой взгляд, коренится в различиях субъектного состава соответствующих правоотношений. Государство, коллектив, личность (как субъекты публичного права) взаимодействуют между собой, вступая в публичные финансовые правоотношения, в те, которые регулируются нормативными актами и содержат правовые принципы самой высокой юридической силы. Помимо Конституции Российской Федерации эту сферу призван упорядочить предлагаемый закон о финансах или равный ему по смыслу нормативный акт2. В настоящее время функции этого закона (весьма малоуспешно) выполняют другие нормативные акты, прежде всего Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Здесь мы ведем речь только и исключительно о публично-правовом регулировании финансовых отношений...
Есть, однако, другая составляющая правопорядка в сфере финансов —- регулирование конкретных финансовых отношений, осуществляемое преимущественно частноправовыми методами и приемами. И строительным материалом для этого слоя финансового правопорядка служит субъективное право как финансового органа государства, так и юридического или физического лица. Более того, такие правовые понятия, как интерес, инвариантность, свободное волеизъявление, договорное регулирование, что, собственно, и наполняет смыслом частное право, вовсе не являются антиподом права финансового в его субъективно-правовой ипостаси. Это крайне дискуссионное положение чрезвычайно важно для целей определения исторической судьбы науки финансового права, развития финансового законодательства и перспектив финансово-юрисдик-ционной деятельности.
1 См.: Кузнеченкова В.Е. Налоговый процесс: современная концепция
правового регулирования: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. — М., 2005.
2 См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в со
временной России. — М., 2003. — С. 1 — 8 и след.
106
Если разграничение публичного регулирования и частных отношений в области финансов будет сохранено, то наряду с методологической монолитностью («финансовое право — отрасль публичного права») возникнет и будет нарастать крен финансово-правовой теории в сторону от самых актуальных проблем финансово-правового регулирования. В этом случае действительно возможно деление финансового права на «старое» и «новое», о чем, собственно, и предупреждают Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин в упомянутой выше статье. Для того чтобы этого не произошло, настало время для пересмотра сложившихся при ушедшей в историю социально-экономической формации некоторых устарелых и устаревших представлений о существе финансового права, в том числе о неприменимости категории субъективное право в сфере регулирования финансовых отношений. Если парная ей категория субъективной обязанности постоянно находится в поле зрения специалистов финансового права, то субъективное финансовое право или право финансовое такого внимания не удостоилось. Исключением являются работы М.В. Карасевой и Н.П. Кучерявенко, содержащие анализ соотношения субъективных прав и обязанностей в налоговых и бюджетных правоотношениях. На мой взгляд, уже в этом, а именно в попытках, анализируя частное, делать общие выводы, мы можем впасть в методологическую ошибку.
Дело в том, что связывая метод финансового права и содержание субъективных прав и обязанностей в возникающих вследствие реализации этого метода правоотношениях, мы неминуемо должны сопоставлять несопоставимые понятия. Так, М.В. Карасева считает, что «...государство наделяет уполномоченных им субъектов теми возможностями, которые им необходимы (курсив наш. — С.З.) для эффективного выполнения своих задач и функций, что и составляет их обязанность перед государством»1. Другими словами, стороны финансовых правоотношений являются, в сущности, носителями обязанностей перед государством, при этом некоторые обязанности могут выглядеть как субъективное право, поскольку государству удобно так поступить.
Сходную позицию занимает и Н.П. Кучерявенко применительно к налоговым правоотношениям: «...рассмотрение субъективного налогового права и субъективной налоговой обязанности требует их характеристики в неразрывном единстве, поскольку их реализация подчинена единой цели — удовлетворению интересов государства
1 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — Воронеж, 1997. — С. 219.
107
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава седьмая. Субъективное финансовое право
по формированию доходов бюджетов за счет исполнения налоговой обязанности»1.
Конечно, и налоговое, и бюджетное право основаны на методе властных предписаний, ограничивающих диспозитивность субъектов права. Только при чем здесь субъективные права адресатов императивных норм, если само субъективное право есть способность управомоченного к определенному поведению?2 Поскольку в правовом регулировании тех или иных общественных отношений используется управомочивание, субъективные права возникают независимо от возложенных на субъекта права обязанностей, а само их возникновение коррелированно с предоставленной мерой волеус-мотрения субъекта, а не с его обязанностями или ответственностью.
Высказанная выше точка зрения может получить обоснование и иным, более коротким путем: если финансовое право не воспринимает субъективное право как обязательный элемент правового регулирования, значит, перед нами не право, а система технических правил одностороннего осуществления некоей государственной деятельности, подвергающейся только компетенцион&тьной регламентации, подобной обеспечению безопасности страны от внешних врагов или, скажем, геодезии и картографии территории.
Это не так безусловно, и мы имеем дело с полноценной и постоянно развивающейся отраслью правового регулирования, в рамках которой дозволение, свобода воли в целом до последнего времени не находили широкого применения, не выдерживая конкуренции с позитивным обязыванием. Соответственно, категория права финансового (субъективного права) относилась к категории второстепенных и малозаметных. Причин этому множество, но ограничимся двумя.
Первая. Финансовая политика и финансовое законодательство исходили из принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Интенсивное развитие национальной экономики предполагалось осуществлять иными методами, нежели финансовые механизмы, последним отводилась служебно-обеспечителъная роль по финансированию капиталовложений и социальных программ.
Вторая. По политическим причинам многие годы финансовый механизм действовал в урезанном варианте — налогообложение охватывало не более 10% ресурсной базы бюджета, рынок ценных бумаг отсутствовал, осуществлялась банковская монополия, иных, нежели государственных, инвестиций не допускалось и т.д. Право-
1 Кучерявенко Н.П. Курс налогового права. Т. II. — Харьков, 2004. —
С. 445-446.
2 Толстой Ю.К. К теории правоотношения. — Л., 1959. — С. 45.
108
мочия в этих условиях целиком сосредоточивались в руках специализированных органов государства, существуя в форме компетенции.
Полновесного субъективного права в сфере финансов не было не потому, что его в этой области не может быть, а потому, что осуществлявшаяся государством финансовая политика не предполагала свободы воли и предоставления необходимых правомочий субъектам финансовых отношений.
Изменение экономико-правовой среды функционирования финансового механизма привело к либерализации финансовой политики государства, выражающейся, в частности, в расширении сферы применения управомочивающих норм и соответствующих им юридических конструкций. В качестве иллюстрации приведем соотношение отсрочки и рассрочки налогового платежа в прежнем законодательстве с ныне применяемым институтом налогового кредита. Налицо не только более юридически развитый институт налогового права, но и опора на двустороннее договорное регулирование взаимоотношений по предоставлению и погашению инвестиционного налогового кредита (см. ст. 67 НК РФ).
Субъективное право, присущее субъектам финансовых отношений, не следует смешивать с правами и обязанностями, предусмотренными финансовым законодательством. Скорее, наоборот, субъективная обязанность есть юридическое средство исполнения материально-правовой обязанности, субъективное же право есть способ, средство использования права и исполнения обязанности. Допустима и обратная формулировка: адресат финансово-правовых предписаний обладает возможностью стать субъектом финансового права в той мере, в какой он наделен субъективными правами и обязанностями. Например, эффективность права бюджетного учреждения на получение бюджетных ассигнований зависит не только и не столько от распорядителя бюджетных средств, сколько от реальных возможностей, предоставленных таким учреждениям на участие в исполнении бюджета, включая гарантии, обеспеченные банковским законодательством. Субъективное право и обязанность «сопровождают» материально-правовое регулирование, становясь средством конверсии правовых предписаний закона в плоскость финансовых правоотношений.