Запольский Сергей Васильевич 13 страница

В сущности, юридические и физические лица, концентрируя финансовые ресурсы, используют тот же самый метод, что и госу­дарство при осуществлении «большой» финансовой политики.


 


1 Ивлиева М.Ф. Пределы и механизмы правового регулирования государ­ственных и частных финансов / В кн.: Финансово-правовая доктрина постсо-циалистичсского государства. — Черновцы, 2003. — С. 58.

145


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава десятая. Финансовое право в системе Российского права


 


В том, что и государство и негосударственные структуры при кон­центрации капитала эксплуатируют одну и ту же ресурсную базу, а значит, экономически публичные и частные финансы неразнород­ны, нужно полностью согласиться с М.Ф. Ивлиевой и другими сто­ронниками концепции частных финансов.

Возражения встречает другое: применимость понятия «финан­сы» к так называемым частным финансам. Строго говоря, ресурсы для налогообложения, создания кредитной задолженности государ­ства и иных публичных финансов, с одной стороны, и ведение «ча­стно-финансовой» деятельности — с другой, нельзя рассматривать как финансовые ресурсы, предвосхищая тем самым их юридиче­скую судьбу. До поры до времени денежные средства как имущест­венная ценность — нечто иное, нежели первичный или производ­ный (т.е. вновь произведенный) результат эмиссии. Юридическая судьба каждого рубля, а именно — будет ли он изъят в сферу пуб­личных финансов или же вложен в некое частно-финансовое меро­приятие, зависит от множества факторов. Какой из них основной? Советская научная традиция диктует безапелляционный ответ — воля государства.

Не удержусь от того, чтобы не процитировать статью 79 Консти­туции РСФСР 1918 г.: «Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для все­общего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей пре­доставить в распоряжение органов Советской власти все необходи­мые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности»1. Независимо от конкретной обста­новки на всех этапах социалистического строительства государство, государственные интересы доминировали при осуществлении фи­нансовой политики.

В юридическом ключе это выражалось в том, что государствен­ная концентрация (или централизация, как было принято) денеж­ных ресурсов осуществлялась в порядке, исключающем какое бы то ни было волеизъявление собственника ресурсов, не говоря уже о субъектах, владевших средствами в режиме оперативного управле­ния или хозяйственного ведения. Бесспорное взыскание недоимки в любой государственный фонд — идеальное правило советской мо­дели финансового права, отходы от которого допускались лишь в отношении граждан и колхозов. Соответственно, исключались и

1 Известия ВЦИК от 19 июля 1918 г. 146


возможности истребования средств из централизованных фондов как противоречащие финансовой власти государства. И до сих пор юридическая и банковская техника разграничивает «вертикальные» денежные платежи и расчеты, совершаемые в «горизонтальном» правовом режиме.

Хотя уплата налога или сбора, внесение пошлины, совершение бюджетного расхода или иного финансового платежа не может не быть сделкой в цивилистическом смысле и как основание возник­новения или прекращения права собственности, иного вещного права это признается в науке гражданского права, теория сделок не распространяется на финансовые операции. Для науки финансово­го права основным является момент не волеизъявления плательщи­ка, выполняющего свою субъективную обязанность, но акт финан­совой администрации.

Затронутый вопрос — ахиллесова пята системы российского права, построенной на основе жестких теоретических принципов, не допускающих «перехлестное» применение норм одной отрасле­вой принадлежности в смежном правовом поле. Но если распоря­жение имуществом иначе, чем путем совершения сделки, невоз­можно и если финансовые отношения есть отношения имуществен­ные, то финансовые отношения регулируются (по крайней мере, по форме) и нормами гражданского права. И главное, права и обязан­ности субъекта в области финансовых отношений ничем не отлича­ются от иных прав и обязанностей; права осуществляются, а обя­занности исполняются в режиме самодеятельности, являясь актом волеизъявления субъекта.

Возможно и иное развитие событий — теоретическое обоснова­ние дихотомии в регулировании имущественных отношений с вы­делением вертикальных отношений в собственную группу. В этом случае часть имеющихся у субъекта ресурсов подвергается принуди­тельному изъятию путем налогообложения, обязательного страхова­ния, госкредита и других финансово-правовых механизмов, другая часть может стать объектом инвестиций, депозитов, иных вложений в режиме диспозитивности.

Мне представляется, что важнейшей, но игнорируемой (или, по крайней мере, недооцениваемой) задачей правового регулирования сейчас является в любом случае справедливое разграничение двух сфер имущественных интересов субъекта — ресурсов публичных финансов и ресурсов нефинансового характера. Это потребует науч­ной разработки новых юридических конструкций и механизмов, предотвращающих разбалансировку имущественных процессов, протекающих параллельно.

Уязвимость концепции «частных финансов» просматривается в недостаточной автономии сферы частных имущественных интере-

147


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава десятая. Финансовое право в системе Российского права


 


сов от сферы реализации субъективного финансового права. Дейст­вительно, грань между этими явлениями достаточно условна, что может способствовать появлению разного рода мутантов. Вглядим­ся в условия объявленной Государственной Думой налоговой амни­стии — налицо алогичная комбинация персонального банковского депозита и некоего самоналогообложения в размере, принятом для подоходного налога (13%). Принимая во внимание, что само появ­ление дохода, способного быть предметом амнистии, сопряжено с букетом правонарушений, грехи за которые отпускаются даже без их специфицирования, речь идет не об амнистии, а о легализации незаконно полученных доходов — явлении, с которым одновремен­но ведется правовая борьба. Далеко не случайно налоговая амни­стия, как и ей подобные акции, не дала ожидаемого эффекта.

Размежевание финансовых и квазифинансовых отношений как правовая задача не должна сводиться к размежеванию источников правового регулирования. Это только первая часть задачи. Важнее другое — создать адекватный гражданскому законодательству и иным источникам гражданского права режим правового регулиро­вания финансовых отношений.

При всем скептицизме в отношении к действующему законода­тельству нельзя не признать, что происходит накопление практиче­ского опыта в совершенно новой для российского законодателя области. Пройти этот путь побыстрее могла бы помочь интенсифи­кация научных исследований правовых форм финансовых отноше­ний, наиболее эффективных в конкретных условиях российской экономической жизни.

Об одной принципиальной проблеме следует сказать отдельно: о роли государства в свете осуществляемой им финансовой полити­ки. Достаточно традиционно для теоретических представлений прежних лет финансам отводится роль распределительных и пере­распределительных отношений. Доктрина социалистических фи­нансов предполагала такую градацию экономических отношений, которая возлагает на финансовые отношения роль вторичного регу­лятора, восстановителя баланса, нарушенного в ходе производства и обмена. Восстановить финансовыми методами баланс трудовых и материальных затрат, нарушенный в ходе затратного производства и неэквивалентного обмена, — вот, в сущности, в чем состояла роль социалистических финансов1. Даже когда это не удавалось, а прак­тика шла против теории, доктрина не менялась. Известно, напри­мер, что Государственный бюджет СССР интенсивно использовал-

1 См.: Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. — М., 1975. — С. 155 и след.

148


ся для постоянного дофинансирования азиатских и кавказских со­юзных республик за счет ВВП, созданного в народном хозяйстве России. И в этом случае способность финансов выполнять перерас­пределительные функции была как нельзя кстати.

Сейчас поздно критиковать сложившееся в прошлом положение вещей, важно отметить, что Советское государство, выступая орга­низатором социалистического производства, участвовало в нем своими финансовыми возможностями и прерогативами преимуще­ственно в стадии распределения (перераспределения). Именно это определяет характер и набор правовых средств регулирования фи­нансовых отношений при социализме — неналоговый порядок мо­билизации госдоходов, мощные государственные инвестиции в сферу производства, «отпускной» порядок бюджетного финансиро­вания, кредитования по обороту многих отраслей народного хозяй­ства и т.д.

Ситуация изменяется со сменой социально-экономической формации и выходом на сцену государства с новыми функциями. Как отмечает В.Ф. Яковлев: «...государство в России должно прийти в экономику, но не в прежней роли собственника и управленца, а в новой роли, в качестве силы, способной установить цивилизован­ные правила в рыночной экономике и обеспечить их соблюдение»1.

Как охарактеризовать новую роль государства в осуществлении финансовой политики? Мне представляется, что следует отказаться от устаревшего понимания финансовых отношений как только рас­пределительных и перераспределительных и признать, что финансы охватывают весь цикл общественного производства. В пользу такого вывода говорит ряд объективных характеристик, присущих совре­менной финансовой системе страны.

Как отмечается рядом ученых, в рыночных условиях растет со­циализация экономической жизни: «Гражданин в современных ус­ловиях не способен эффективно конкурировать в индивидуальном качестве с организованным капиталом, — пишет СО. Шохин, — поэтому реализует свои интересы и потребности через различные общественные институты на коллективной основе и с активным ис­пользованием государства»2. Выделим особо последние слова — в них существо изменений, состоящее в смене направления правовой инициативы — индивидуумы (т.е. юридические и физические лица) нуждаются в помощи государства, в эксплуатации возможностей публичной власти. Так, создание паевых и других инвестиционных


 


1 Яковлев В.Ф. Россия. Экономика, гражданское право.

2 Шохин С. О. Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI ве­
ке. - М., 2005. - С. 29.

149


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава десятая. Финансовое право в системе Российского права


 


фондов, да и функционирование фондового рынка в целом есть, во многом, реализованная государством правовая инициатива «низов». Финансовое право, продолжая выполнять свою главную роль — об­служивание центральной власти, постепенно становится выразите­лем интересов регионов, муниципалитетов, юридических и физиче­ских лиц, т.е. тех, кому до недавнего времени уготована была лишь роль подчиняющегося и исполняющего.

По традиции, понимая производство как изготовление марксов-ских сюртуков и топоров, мы будем вынуждены признать бессилие финансового права в этой области. Но в том-то и дело, что совре­менное производство — процесс, впитывающий в себя, в первую очередь, результаты научно-технического прогресса, иную интел­лектуальную собственность, информационные технологии и лишь во вторую — является переработкой природных материалов и полу­фабрикатов. Еще более диалектически сложным стал обмен, вопло­щающий отчасти производство, отчасти — распределение и пере­распределение. Стадии общественного производства, по К. Марксу, в современных условиях — недостаточно надежный аналитический инструмент для определения роли финансов и финансового права в современной экономике1.

Достаточно проанализировать некоторые конкретные юридиче­ские конструкции, чтобы убедиться в участии финансового права в созидательной экономической деятельности, а не только в распре­делении и перераспределении созданного продукта. Возьмем для иллюстрации статьи 164, 165 НК РФ, регулирующие ставки НДС. Сам этот налог, при всех его недостатках, является регулятором именно производства и обмена, а система ставок создает систему приоритетов и предпочтений именно для производителя.

Привязка финансового права только к распределению и пере­распределению видится несовершенной и потому, что реализация его норм и юридических конструкций может протекать вообще без образования и расходования государственных финансовых фондов, т.е. методом «прямого перетока» ресурсов в инвестиции в производ­ственную и непроизводственную сферу. Эффекта накопления де­нежных средств, как это происходит в бюджете, в активах кредит­ных или страховых организаций, не возникает. Речь идет о функ­ционировании рынка ценных бумаг как части финансового рынка и финансово-правовых средствах регулирования этого рынка. Мож­но предположить, что в будущем возникнет двуединый предмет финансового права, охватывающий предмет финансового права,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. — М.: Изд-во по­лит, лит., 1970.

150


включающий традиционные (фондовые) финансовые правоотно­шения (госдоход — бюджет — госрасход) и новые, нефондовые пра­воотношения, складывающиеся между эмитентами и другими уча­стниками рынка ценных бумаг1.

Новая финансовая роль государства, состоящая в использова­нии финансово-правовых средств для регулирования всего цикла общественного производства, предполагает существенное расшире­ние юридического инструментария этой отрасли права, включения в него, в частности, договора как способа регулирования финансо­вых отношений. До последнего времени договор в финансовом пра­ве был под запретом как форма, нуллифицирующая властный ха­рактер государственной воли. Практика опровергла эту концепцию и в настоящее время в большом числе случаев договор — вполне приемлемое юридическое средство для регулирования финансовых отношений. Здесь также сказывается появление встречного право­вого импульса, лишающего государство монополии инициирования финансовых интересов. Однако новый юридический инструмента­рий, имеющий место де-факто, не опирается пока не теоретические основы, а правоприменительная практика свою восполнительную роль не в состоянии еще проявить. Научное осмысление этих про­цессов, пожалуй, самое актуальное направление исследований тео­рии финансового права.

В общем подходе научную проблематику текущего периода можно сформулировать как создание гармонизированной системы теоретических ценностей рыночного финансового права. На первый взгляд это словосочетание режет ухо — правовые проблемы рынка обычно ассоциируются с гражданским правом, иногда — с правом предпринимательским. Что это — рыночное финансовое право?

Сопоставление предпринимательского законодательства и фи­нансового законодательства рождает ощущение того, что эти смеж­ные области плохо понимают друг друга, поскольку говорят на раз­ных языках. Гипертрофированная оценка публичного интереса, к тому же понимаемого ошибочно, как интерес государства ко все большему обогащению или, наоборот, сбережению, естественным путем «разводит» не только законодательство, правоприменение, но и, собственно, правоведение в этих областях. Достаточно сказать, что такая концептуальная для предпринимательского права катего­рия, как финансовый результат деятельности хозяйственной орга­низации, практически неизвестна науке финансового права. Затро­нем другой момент — можно ли считать, что научные воззрения о государственных доходах связаны тем или иным образом с наукой о


 


См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Указ. соч.

151


Дискуссионные вопросы теории финансового права

Глава десятая. Финансовое право в системе Российского права


 


госрасходах? Не в этом ли коренная причина, с одной стороны, тен­денции уклонения от налогообложения, с другой — бесконтрольно­сти в расходовании бюджетных средств.

Рубль, взятый у налогоплательщика, и рубль, потраченный на государственные и социально-культурные программы, это одно и то же. Между тем все выглядит так, будто достаточно денежным сред­ствам перейти в собственность государства, как оно самостоятельно и независимо от того же налогоплательщика решает их юридиче­скую судьбу. Прекрасно известен и результат такой деятельности государства: мегасредства, «вбуханные» в бессмысленные советские оборонные программы, обернулись обескровливанием экономики, экономическими бедствиями, множеством хозяйственных дисба­лансов.

Рыночное финансовое право будет предполагать приоритет пуб­личного начала в регулировании движения финансовых ресурсов общества; приоритет, но не доминирование как господство в соот­ношении с частным правовым интересом. Федеральная, региональ­ная, муниципальная власти должны создать единый строй субъек­тов финансового права с различными видами юридических лиц, гражданами и их объединениями. Эта проблема, решенная в общем плане в гражданском праве — в статье 124 ГК РФ и развивающих ее иных законоположениях, нуждается в подобном разрешении и в финансовом праве.

Но юридическое равенство мало только провозгласить. Решение задачи потребует признания финансовых интересов иных субъек­тов, нежели государства или муниципалитета, такими же приз­наваемыми и учитываемыми в ходе правового регулировании, а финансовый интерес хозяйствующего субъекта по юридической ценности нуждается в приравнивании к финансовому интересу го­сударства. Чем-то иным, нежели юридическим эгоизмом, трудно объяснить, например, существование таких чрезмерных обеспечи­тельных гарантий исполнения налоговой обязанности, как арест имущества и приостановление операций по счетам в банке, приме­няемых в одностороннем порядке налоговыми органами в качестве принудительных процессуальных действий, призванных создать га­рантии взыскания налогового платежа и взыскания соответствую­щих пеней1. Помимо нарушения процессуальной логики, данным мерам свойственна односторонность их применения и потенциаль­ная угроза причинить значительно больший ущерб, чем только предполагаемая недоимка и пеня, подлежащие взысканию.

1 См.: Кузнеченкова В.Е. Налоговый процесс: теория и проблемы право­применения. - М., 2004. - С. 188.

152


Представляется, что в перспективе ведущей тенденцией право­вого регулирования экономических, конкретно — имущественных отношений постепенно будет становиться сближение юридической техники процедурных и процессуальных средств, гарантий, иных правовых способов осуществления прав и исполнения обязанно­стей на основе признания единства горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей, нахождения промежуточных состояний, на­конец, отымания вертикальных связей, «обслуживающих» горизон­тальные, и наоборот. К достоинствам научных исследований в бли­жайшем будущем будет относиться не размежевание и деление, как это, к сожалению, наблюдается сейчас, но интегрирование финан­сово-правовых схем и механизмов в единый ряд способов правового регулирования экономическо!. жизни.

Попытаюсь сформулировать некоторые направления перспек­тивных финансово-правовых исследований.

Во-первых, нуждается в переосмыслении новая роль государства в регулировании движения потоков финансовых ресурсов в контек­сте созидательного значения финансовой деятельности государства как деятельности, прежде всего, строительной, организационной, направленной на инициирование возникновения и становления но­вых и усовершенствование существующих финансовых отношений.

Во-вторых, требует исследования соотношение правовых форм взаимодействия и взаимозависимости хозяйственного механизма как преимущественно горизонтальных правовых связей и финансо­во-кредитного механизма как преимущественно вертикальных пра­воотношений.

В-третьих, исследование природы различного типа финансо­вых обязательств во всей их совокупности может привести к появ­лению солидной научной базы для сквозной систематизации фи­нансового законодательства.

В-четвертых, возникает потребность выделения чрезвычайно важных для функционирования финансовой системы обеспечитель­ных правовых институтов, таких как финансовый контроль, бухгал­терский учет, регистрационные, информационные, юрисдикцион-ные финансово-правовые процедуры.

В-пятых, должно быть найдено научное обоснование использо­вания договорных форм регулирования финансовых отношений и тенденции расширения пределов диспозитивности в рамках импе­ративных по форме имущественных отношений, исключающих свободное волеизъявление их участников.

В-шестых, возникает необходимость выявления признаков фи­нансового правоотношения, применимых одновременно к конкрет­ным налоговым, бюджетным, эмиссионным, инвестиционным и другим правоотношениям в целях подтверждения действительного

153


Дискуссионные вопросы теории финансового права


единства финансового права как отрасли права и единого юридиче­ского комплекса.

В-седьмых, разработка понятия субъективного финансового пра­ва находится в самой начальной стадии развития. Соотношение права финансового с правом гражданским и административным правовым статусом организации и гражданина во многом является ключевым для познания смысла названных вещей.

В-восьмых, в науке финансового права не сложилось пока тео­рии его источников и теории законодательства; значительное число понятий и категорий финансового права либо остаются в доктри-нальной трактовке, либо регламентированы в законе, ином норма­тивном акте неполно и нечетко; нужен научный прогноз развития финансового законодательства.

В-девятых, в связи с присутствием в финансово-правовой мате­рии процессуальных норм и институтов финансово-правовые про­цедуры и процессы нуждаются в отдельном осмыслении и автоном­ном для каждого из них построении.

В-десятых, необходимо научно соотнести между собой достиже­ния и преимущества, получаемые от усложнения финансовой сис­темы, порядка совершения финансовых операций, усиления кон­троля, ужесточения финансово-правовых санкций, со снижением деловой активности, эффектом зарегулированное™, ростом расхо­дов на соответствующий исполнительный аппарат, т.е. со всем тем, что сопряжено с «закручиванием» гаек.

В-одиннадцатых, следовало бы усилить значимость финансо­во-правовой экспертизы осуществляемых законодательных и орга­низационных мероприятий, с тем чтобы достижения науки финан­сового права более реально влияли на качество правового регулиро­вания финансовых отношений.

В-двенадцатых, и, пожалуй, самое главное — налогоплатель­щик, страхователь, получатель бюджетного финансирования, иной субъект, юридически противостоящий государству, иному носите­лю публичной власти, в рамках финансовых правоотношений явля­ется слабой стороной в силу существа самого предмета отношений (финансовые ресурсы), поэтому защита его прав и интересов, повы­шение уровня этой защиты должны доминировать в современной науке финансового права.


Научное издание

























































































































































































































































































































































































Запольский Сергей Васильевич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: