Младенческий возраст. Ведущая форма деятельности — эмоционально-положительное общение со взрослым. Создаются предпосылки к ходьбе и овладению речью

Первый период. Новорожденный ребенок (первый месяц жиз­
ни) — наряду с врожденными приспособительными реакциями
преобладает восприятие контактных раздражений, наиболее раз­
виты защитные рефлексы глаз. Появляются первые предпосылки
коммуникативного поведения — ротовое внимание, контакт глаз,
улыбка.                                     °

• Второй период (от 1 до 3 месяцев). Ведущим является разви­
тие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также по­
явление эмоционально положительных реакций.
Характеризуется
развитием зрительного и слухового сосредоточения, фиксацией
взгляда на предмете и прослеживанием за его движением. Начало
установления связи между зрительными и слуховыми впечатле­
ниями. Появляется выраженная реакция на общение: улыбка, позже
смех, реакция оживления.

Третий период (от 3 до 6 месяцев).   Дальнейшее развитие
зрительных и слуховых ориентировочных реакций. К концу дан­
ного периода у ребенка ведущей формой деятельности становятся
манипуляции игрушкой и предпосылки развития речи.
Комплекс ожив­
ления сменяется более дифференцированной ориентировочной
реакцией. Зрительное прослеживание заменяется разглядыванием,
ребенок как бы ощупывает взглядом объект, возвращается к на­
блюдению после того, как его отвлекли. Этот период характери­
зуется развитием зрительно-двигательной координации, а также
голосовых реакций ребенка (появление и усложнение лепета). По­
является дифференцированная реакция на звук, ребенок может
локализовать звук в пространстве.

Четвертый период (от 6 до 9 месяцев).   Ведущим на данном
этапе становится развитие ползанья, что дает дополнительные
возможности для развития познания.
Характеризуется развитием
познавательной деятельности на основе активного манипулирова­
ния предметами. Формируется готовность к совместной игре со
взрослым, появляются выразительные коммуникативные жесты,
формируется начальное понимание обращенной к нему речи, ак­
тивизируется лепет с возможностью самоподражания (использо­
вание записи и воспроизведения детской «речи») и подражания
взрослым. У ребенка к 9 месяцам на основе понимания ситуации,
способности к подражанию и пониманию постоянства существо-

13


вания объекта появляется умение искать спрятанную игрушку, играть в простые игры на общение («Ку-ку», «Ладушки»). К девя­ти месяцам ребенок осваивает функцию прямостояния, у него появляется щепоть и пинцетный захват.

• Пятый период (от 9 до 12 месяцев). Ведущим является разви­
тие предметной деятельности на основе наблюдения, подража­
ния, понимания речи.
Ребенок хорошо дифференцирует лица и
избирательно относится к окружающим, развивается начальное
речевое общение, расширяется игровая деятельность. К концу пе­
риода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вер­
тикальную позу и ходить. Большое значение для оценки психо­
моторного развития в конце этого периода имеет его реакция на
речевое обращение: желание и умение вступать в общение, вы­
полнение просьб. Появляются цепочки слогов, слова, наблюдает­
ся копирование интонации, мелодической схемы знакомых фраз.

Преддошкольный возраст (от года до трех лет). Появляется но­вый вид общения с родителями на основе совместной деятельно­сти. В процессе этой деятельности происходит интенсивное разви­тие речи, творческой и познавательной активности. Получает раз­витие стремление ребенка к самостоятельности, которое к концу периода приводит к относительной социальной независимости ре­бенка. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в пред-дошкольном возрасте является речь и целенаправленная предмет­ная деятельность.













































Особенности развитиядетей с синдромом Дауна

Понимание особенностей развития детей с синдромом Дауна, в сравнении с обычно развивающимися сверстниками, позволяет нам выбрать наиболее оптимальные пути предупреждения и кор­рекции отклонений, а также правильно определить содержание работы и организовать их обучение. Приведем ряд данных опубли­кованных за рубежом (табл. 1).

Краткий анализ данных позволяет нам сделать несколько выводов.

»

• Ребенок с синдромом Дауна проходит те же этапы разви­
тия, что и обычный ребенок.

• Средние сроки появления навыков запаздывают по сравне­
нию с нормативными.                                                              ы

14


' 'Таблица 1

Краткая сравнительная таблица развития детей с синдромом Дауна и нормативных данных *

 

  Дети с ДС, Диапазон Средний Диапазон
Навыки средний появления норматив- появления
  возраст в мес. ный воз- в мес.
  в мес.   раст в мес.  
Улыбается 2 1,5 до 4 1 ДоЗ
Переворачивается 8 4 до 22 5 2 до 10
Сидит самостоятельно 10 6 до 28 7 5 до 9
Ползает на животе 12 7 до 21 8 6 до 11
Ползает на четвереньках 15 9 до 27 10 7 до 13
Стоит 20 1 1 до 42 11 8 до 16
Ходит 24 12 до 65 13 8 до 18
Говорит слова 16 9 до 31 10 6 до 14
Говорит предложения 28 18 до 96 21 14 до 32

• «Т1те Ю Ве^т» Ьу Уа1еп1та ОпШпеу, Рп.О. 1993. С. 47.
1

• У детей с синдромом Дауна возрастной диапазон появления
навыков гораздо шире, чем у обычных детей.

• Имеются качественные особенности приобретаемых навы­
ков, которые не всегда являются следствием синдрома Дауна, но
могут возникать на основе дополнительных проблем, например,
нарушения слуха, зрения, тяжелой патологии сердечно-сосудис­
той системы и т. д.

• Развитие детей с синдромом Дауна характеризуют неравно­
мерность, несоответствие уровней развития различных сфер и сво­
еобразное «переслаивание», то есть наличие одновременно двух
уровней развития в пределах одной функции, например, сочета­
ние специфических манипуляций с ротовым обследованием.

• Дети с синдромом Дауна раннего возраста по ряду показа­
телей могут соответствовать возрастной норме, что полностью под­
тверждает теорию Г.Е. Сухаревой о тотальности нервно-психичес­
кого недоразвития и его иерархичности.

Понятие тотальности означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервнопсихические и соматические функции. Иерар­хичность же выражается в том, что в недоразвитии отдельных психических функций часто страдает их высшее звено. (Приводит­ся по книге В.В. Лебединского «Нарушение психического разви­тия детей».)

15




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: