• Первый период. Новорожденный ребенок (первый месяц жиз
ни) — наряду с врожденными приспособительными реакциями
преобладает восприятие контактных раздражений, наиболее раз
виты защитные рефлексы глаз. Появляются первые предпосылки
коммуникативного поведения — ротовое внимание, контакт глаз,
улыбка. °
• Второй период (от 1 до 3 месяцев). Ведущим является разви
тие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также по
явление эмоционально положительных реакций. Характеризуется
развитием зрительного и слухового сосредоточения, фиксацией
взгляда на предмете и прослеживанием за его движением. Начало
установления связи между зрительными и слуховыми впечатле
ниями. Появляется выраженная реакция на общение: улыбка, позже
смех, реакция оживления.
• Третий период (от 3 до 6 месяцев). Дальнейшее развитие
зрительных и слуховых ориентировочных реакций. К концу дан
ного периода у ребенка ведущей формой деятельности становятся
манипуляции игрушкой и предпосылки развития речи. Комплекс ожив
ления сменяется более дифференцированной ориентировочной
реакцией. Зрительное прослеживание заменяется разглядыванием,
ребенок как бы ощупывает взглядом объект, возвращается к на
блюдению после того, как его отвлекли. Этот период характери
зуется развитием зрительно-двигательной координации, а также
голосовых реакций ребенка (появление и усложнение лепета). По
является дифференцированная реакция на звук, ребенок может
локализовать звук в пространстве.
|
|
• Четвертый период (от 6 до 9 месяцев). Ведущим на данном
этапе становится развитие ползанья, что дает дополнительные
возможности для развития познания. Характеризуется развитием
познавательной деятельности на основе активного манипулирова
ния предметами. Формируется готовность к совместной игре со
взрослым, появляются выразительные коммуникативные жесты,
формируется начальное понимание обращенной к нему речи, ак
тивизируется лепет с возможностью самоподражания (использо
вание записи и воспроизведения детской «речи») и подражания
взрослым. У ребенка к 9 месяцам на основе понимания ситуации,
способности к подражанию и пониманию постоянства существо-
13
вания объекта появляется умение искать спрятанную игрушку, играть в простые игры на общение («Ку-ку», «Ладушки»). К девяти месяцам ребенок осваивает функцию прямостояния, у него появляется щепоть и пинцетный захват.
• Пятый период (от 9 до 12 месяцев). Ведущим является разви
тие предметной деятельности на основе наблюдения, подража
ния, понимания речи. Ребенок хорошо дифференцирует лица и
избирательно относится к окружающим, развивается начальное
речевое общение, расширяется игровая деятельность. К концу пе
риода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вер
тикальную позу и ходить. Большое значение для оценки психо
моторного развития в конце этого периода имеет его реакция на
речевое обращение: желание и умение вступать в общение, вы
полнение просьб. Появляются цепочки слогов, слова, наблюдает
ся копирование интонации, мелодической схемы знакомых фраз.
|
|
Преддошкольный возраст (от года до трех лет). Появляется новый вид общения с родителями на основе совместной деятельности. В процессе этой деятельности происходит интенсивное развитие речи, творческой и познавательной активности. Получает развитие стремление ребенка к самостоятельности, которое к концу периода приводит к относительной социальной независимости ребенка. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в пред-дошкольном возрасте является речь и целенаправленная предметная деятельность.
Особенности развитиядетей с синдромом Дауна
Понимание особенностей развития детей с синдромом Дауна, в сравнении с обычно развивающимися сверстниками, позволяет нам выбрать наиболее оптимальные пути предупреждения и коррекции отклонений, а также правильно определить содержание работы и организовать их обучение. Приведем ряд данных опубликованных за рубежом (табл. 1).
Краткий анализ данных позволяет нам сделать несколько выводов.
»
• Ребенок с синдромом Дауна проходит те же этапы разви
тия, что и обычный ребенок.
• Средние сроки появления навыков запаздывают по сравне
нию с нормативными. ы
14
' 'Таблица 1
Краткая сравнительная таблица развития детей с синдромом Дауна и нормативных данных *
Дети с ДС, | Диапазон | Средний | Диапазон | |
Навыки | средний | появления | норматив- | появления |
возраст | в мес. | ный воз- | в мес. | |
в мес. | раст в мес. | |||
Улыбается | 2 | 1,5 до 4 | 1 | ДоЗ |
Переворачивается | 8 | 4 до 22 | 5 | 2 до 10 |
Сидит самостоятельно | 10 | 6 до 28 | 7 | 5 до 9 |
Ползает на животе | 12 | 7 до 21 | 8 | 6 до 11 |
Ползает на четвереньках | 15 | 9 до 27 | 10 | 7 до 13 |
Стоит | 20 | 1 1 до 42 | 11 | 8 до 16 |
Ходит | 24 | 12 до 65 | 13 | 8 до 18 |
Говорит слова | 16 | 9 до 31 | 10 | 6 до 14 |
Говорит предложения | 28 | 18 до 96 | 21 | 14 до 32 |
• «Т1те Ю Ве^т» Ьу Уа1еп1та ОпШпеу, Рп.О. 1993. С. 47.
1
• У детей с синдромом Дауна возрастной диапазон появления
навыков гораздо шире, чем у обычных детей.
• Имеются качественные особенности приобретаемых навы
ков, которые не всегда являются следствием синдрома Дауна, но
могут возникать на основе дополнительных проблем, например,
нарушения слуха, зрения, тяжелой патологии сердечно-сосудис
той системы и т. д.
• Развитие детей с синдромом Дауна характеризуют неравно
мерность, несоответствие уровней развития различных сфер и сво
еобразное «переслаивание», то есть наличие одновременно двух
уровней развития в пределах одной функции, например, сочета
ние специфических манипуляций с ротовым обследованием.
• Дети с синдромом Дауна раннего возраста по ряду показа
телей могут соответствовать возрастной норме, что полностью под
тверждает теорию Г.Е. Сухаревой о тотальности нервно-психичес
кого недоразвития и его иерархичности.
Понятие тотальности означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервнопсихические и соматические функции. Иерархичность же выражается в том, что в недоразвитии отдельных психических функций часто страдает их высшее звено. (Приводится по книге В.В. Лебединского «Нарушение психического развития детей».)
15