Глава 1. Конвергенция СМИ как фактор формирования универсального журналиста

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

 
2015

ББК Ч600.0я7

 

Обсуждено и рекомендовано к печати на заседании Совета факультета журналистики ЮУрГУ 3 сентября 2015 г.

 

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой телерадиожурналистики, декан факультета журналистики ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Ю.М. Ершов

доктор филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Н.С. Гегелова

 

У591 Универсальный журналист. Основы творческой деятельности: учебник: в 2 ч. / под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. — Ч. 1. — 275 с.

 


В учебнике отражены основные этапы, способы, типы конвергенции российских и зарубежных средств массовой информации как ведущие факторы формирования универсального журналиста. Дана характеристика печатных СМИ в процессе конвергенции; описаны трансформация телевидения и радиовещания под воздействием конвергенции; представлены системные типологические признаки новых медиа и интернет-СМИ; раскрыта универсализация журналистской профессии в конвергентных условиях. Основное внимание уделено специфике творческой деятельности универсального журналиста в конвергентной редакции: видео- и фотосъемка, запись радиоматериала, процесс создания медиатекста для разных видов СМИ. Проанализированы способы поиска информации в интернете, система жанров и форматов универсальной журналистики, мобильные сети, блогосфера, видеохостинг, подкастинг, мобильная телефония. Рассмотрены принципы социологической деятельности универсального журналиста и своеобразие рекламной журналистики.

Практическая часть учебника содержит планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, упражнения по созданию медиатекстов, методические рекомендации по различным направлениям универсальной журналистики, словарь основных терминов, материалы по подготовке творческого портфолио выпускника. Учебник предназначен для студентов факультетов журналистики высших учебных заведений.

ББК Ч600.0.я7

© Издательский центр ЮУрГУ, 2015                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ISBN                                                                               ©, 2015

 

Редактор-составитель

Л.П. Шестеркина, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой «Средства массовой информации», декан факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

 

Редакторская группа:

Н.К. Поляева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Средства массовой информации» ЮУрГУ

А.А. Хлызова, кандидат филологических наук, доцент кафедры
«Средства массовой информации» ЮУрГУ

Л.И. Белова, кандидат культурологии, доцент кафедры
«Средства массовой информации» ЮУрГУ

 

Авторский коллектив:

Л.И. Белова, к. культурологии, доцент — часть II: гл. 5;

М.Н. Булаева, преподаватель — часть I: гл. 2;

А.В. Драгунов, к.п.н., профессор — часть I: гл. 1 § 1.2;

О.Н. Зайкова, к. культурологии, доцент — часть II: гл. 4;

А.Ю. Исмаилов, к.ф.н., доцент — часть I: гл. 3 § 3.1, § 3.3;

О.С. Лахтачева, к.фил.н., преподаватель — часть II: гл. 2;

Л.К Лободенко, к.п.н., доцент — часть I: гл. 1 § 1.5, часть II: гл. 4;

Н.К. Поляева, к.п.н., доцент — часть I: гл. 4 § 4.2, § 4.3;

Н.В. Сальникова, преподаватель — часть I: гл. 1 § 1.4, часть II: гл. 2;

Д.Д. Урумбаева, редактор пресс-центра ЮУрГУ — часть I: гл. 3 § 3.2;

О.Ю. Харитонова, к.и.н., доцент — часть I: гл. 1 § 1.1;

А.А. Хлызова, к.фил.н., доцент — часть I: гл. 1 § 1.3, часть II: гл. 1; вместо заключения;

И.А. Шевчик, руководитель фотостудии ЮУрГУ — часть II: гл. 3;

Л.П. Шестеркина — часть I: введение; гл. 1 § 1.1, § 1.6; гл. 2 § 2.2;
гл. 3 § 3.2; гл. 4 § 4.1; часть II: вместо заключения.

 
 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 6

Глава 1. КОНВЕРГЕНЦИЯ СМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА.. 8

§ 1.1. Основные типы, этапы и способы конвергенции СМИ
в России и за рубежом. 8

§ 1.2. Печатные СМИ и конвергенция. 20

§ 1.3. Трансформация телевидения под воздействием конвергенции. 40

§ 1.4. Радиовещание в условиях конвергенции. 59

§ 1.5. Новые медиа и интернет-СМИ: системные типологические признаки 70

§ 1.6. Универсализация журналистской деятельности
в конвергентных условиях. 86

Методические рекомендации по основам универсальной журналистики. 95

Глава 2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ 102

§ 2.1. Технологические платформы универсальной журналистики. 102

§ 2.2. Специфика системы жанров универсальной журналистики. 114

§ 2.3. Мультимедийный лонгрид как новый формат подачи информации в интернете. 142

Методические рекомендации по созданию мультимедийного лонгрида. 156

Глава 3. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ В ИНТЕРНЕТЕ. 159

§ 3.1. Принципы и способы поиска информации в интернете. 159

§ 3.2. Социальные сети и средства массовой информации. 166

§ 3.3. Блогосфера, видеохостинг, подкастинг, мобильная телефония. 176

Методические рекомендации по созданию блога. 190

Глава 4. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕДИАТЕКСТА.. 192

§ 4.1. Медиатекст в условиях конвергенции. 192

§ 4.2. Создание медиатекстов: планы практических занятий, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации. 211

4.2.1. Текст для печатного СМИ: стилистические и лингвистические особенности. 211

4.2.2. Телевизионный текст: стилистические и лингвистические характеристики. 217

4.2.3. Радиотекст: стилистические и лингвистические характеристики 219

4.2.4. Журналистский текст в интернете: стилистические и лингвистические особенности. 222

§ 4.3. Упражнения для закрепления темы по созданию медиатекстов для разных видов СМИ.. 223

Итоговая контрольная работа. 247

Словарь универсального журналиста. 249

Список использованной литературы.. 266

 












ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый учебник — результат обобщения преподавателями факультета журналистики научно-исследовательского Южно-Уральского университета своей практической журналистской деятельности в разных видах СМИ и преподавания учебных дисциплин по различным аспектам журналистики и средств массовой коммуникации в процессе обучения будущих медиаспециалистов. Теоретическую и методологическую основу учебника составили труды известных исследователей и практиков в области журналистского образования, современного информационного пространства, новых коммуникационных технологий — декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, д.фил.н., профессора Е.Л. Вартановой; д.фил.н., профессора НИУ ВШЭ И.М. Дзялошинского; декана факультета журналистики ТГУ д.фил.н., профессора Ю.М. Ершова; д.фил.н., доцента РУДН Н.С. Гегеловой; д.фил.н., доцента Академии медиаиндустрии С.Л. Уразовой; д.фил.н., доцента СПбГУ С.Н. Ильченко и многих других отечественных и зарубежных ученых. Продолжающийся в СМИ процесс конвергенции потребовал воплощения в реальности образа новой журналистики — универсальной, а вместе с этим создания развернутой концепции журналиста-универсала. Сегодня это проявляется прежде всего в востребованности редакциями массмедиа новых ключевых фигур: журналиста интернет-версии (web-writer, web-reporter), редактора интернет-версии (web-editor), мультимедийного редактора и продюсера (multimedia editor, multimedia producer), подкаст-редактора и продюсера (podcast-editor, podcast producer) и т. д. В зарубежной практике для обозначения термина «универсальный журналист» широко употребляются такие понятия, как cross-media trained journalist, multi-skilling journalist, do-it-all journalists, all-in-one journalist, back-pack-journalist, обозначающие такого журналиста, который владеет более чем одной журналистской специализацией, готовит информацию для разных СМИ и использует для этого различные медиаплощадки. Таким образом, для журналиста в равной степени важности предстают умение производить контент для различных медиа и умение освещать разные темы. В учебнике мы даем определение «универсальный журналист» — этоопределенный тип специалиста СМИ, способный к созданию медиапродукта в условиях конвергенции, понимающий информационные потребности и системы ценностей целевой аудитории; имеющий навык работы со всеми видами медиатекста; владеющий современной медиатехникой и цифровыми мобильными технологиями, позволяющими одновременно работать для печатных и интернет-СМИ, телевидения и радиовещания. Первая часть учебника посвящена вопросам конвергенции СМИ и влиянию этого процесса на формирование универсального журналиста. Здесь даются понятия конвергенции и универсальной (то есть конвергентной, мультимедийной) журналистики, рассматриваются основные этапы и типы конвергенции СМИ в России и за рубежом, специфика поведения печатных СМИ в процессе конвергенции, трансформация телевидения под воздействием конвергенции, развитие радиовещания в условиях конвергенции, появление интернет-СМИ и новых медиа, а также процесс универсализации журналистской деятельности в конвергентных условиях. Кроме этого, главы включают характеристику технологических платформ и системы жанров универсальной журналистики, описание мультимедийного лонгрида в качестве нового формата подачи информации в интернете. Также подробно рассматривается деятельность универсального журналиста в интернете, а именно: принципы и способы поиска информации в интернете, использование поисковых систем, баз данных и социальных сетей; даются общие сведения о цифровых технологиях, блогосфере, видеохостинге, подкастинге, мобильной телефонии и их роли в профессиональной деятельности универсального журналиста. Большой раздел посвящен процессу создания медиатекста для разных видов СМИ и навыкам, которыми должен обладать универсальный журналист. В этом контексте рассмотрены главные составляющие, стилистические и лингвистические особенности текста для газеты, интернета, радиовещания и телевидения, здесь же даны упражнения для закрепления темы по созданию медиатекстов в условиях конвергенции.

Особое место в учебнике занимают практические материалы. Они сопровождают теоретическую часть каждого параграфа, соответствуют его тематике, их использование позволяет студенту быстрее усвоить и закрепить теоретический материал на практике, приобрести профессиональные компетенции, навыки и умения универсального журналиста. По каждой теме учебника даны перечень контрольных вопросов, планы семинарских занятий, серия практических заданий для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. В учебник также включены методические рекомендации по основам конвергенции СМИ и универсальной журналистики, созданию интернет-блога и мультимедийного лонгрида. В конце первой части учебника представлен словарь универсального журналиста. Во второй части учебника особое внимание уделяется конкретным направлениям профессиональной деятельности универсального журналиста в разных видах СМИ, а также в области фотографии, рекламы и социологии. Таким образом, широкий междисциплинарный и комплексный подходы к систематизации учебного материала для подготовки универсального журналиста позволили авторам учебника эффективно использовать уже имеющиеся и создать новые разработки в области журналистского образования в соответствии с вызовами времени.

 

Декан факультета журналистики ЮУрГУ, д.фил.н., профессор Л.П. Шестеркина


Глава 1. КОНВЕРГЕНЦИЯ СМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА

§ 1.1. Основные типы, этапы и способы конвергенции СМИ
в России и за рубежом

В теоретической части дается понятие «конвергенция», описываются основные типы медиаконвергенции, рассматриваются этапы развития конвергенции СМИ, уделяется внимание способам конвергенции российских и зарубежных СМИ; объясняется, что такое «универсальная (конвергентная)» журналистика.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: конвергенция СМИ, типы, этапы и способы медиаконвергенции, универсальная журналистика, конверген-
тное СМИ.

В многоаспектном анализе конвергентных процессов в системе средств массовой информации сегодня описываются разные типы конвергенции СМИ, условно разделенные на четыре группы:

– конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга, нацеленная на оптимизацию расходов и занятости людей, увеличение эффективности за счет обмена информацией;

– конвергенция как тактика межвидового партнерства СМИ;

– конвергенция как «переупаковка» медиапродукции для различных СМИ;

– конвергенция как новый цифровой вид передачи информации[1].

Само же слово «конвергенция» (лат. сonvergo — сближаться, сходиться к одному центру) означает сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, видов СМИ.

Еще одно значение термина «конвергенция» обозначил профессор Массачусетского технологического университета Итьель де Сола Пул, считающий, что конвергенция — это, прежде всего, стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими, как телефон, почта, телеграф, и такими средствами массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение[2].

Норвежские ученые А. Фагерйорд и Т. Сторсул выделяют особые аспекты медиаконвергенции:

– конвергенция сетей как процесс превращения аналогового сигнала передачи информации в цифровой;

– конвергенция терминалов, предполагающая объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации;

– конвергенция услуг на базе цифровых сетей, различных по своей сути, но предоставляемых одним и тем же «электронным» способом;

– конвергенция рынков, вытекающая из конвергенции терминалов, сетей и услуг;

– конвергенция регулирования напрямую связана с конвергенцией рынков, так как в результате возникновения совместных рынков власти вводят регулирующие процедуры, общие для всех этих больших рынков;

– конвергенция жанров и форм как объединение различных медиаплатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе интернет-порталов) и жанров[3].

Таким образом, ближайшими к конвергенции СМИ понятиями являются «координация», «взаимодействие» и «слияние». В разных случаях речь идет о разных процессах, но, по мнению большинства авторитетных исследований, при этом их суть самым точным образом передается именно так. Еще в 1977 году в монографии «Союз пера, микрофона и телекамеры» В.С. Хелемендик, по сути, первым обозначил принципы слияния разобщенных медиа:

«Печать, радио, телевидение, кино (документальное) — средства осуществления единого процесса распространения идей, учений, теорий, общественно значимой информации и воспитания социальных чувств, привычек, побуждений, намерений и т. п.»[4].

В специальной главе исследования В.С. Хелемендика «Не рядом, а вместе» раскрываются принципы координации средств массовой коммуникации, основанные на взаимодополнении «по крайней мере в трех аспектах: в своеобразном “видении”, отражении мира, в охвате, в объеме освещаемых ими событий, явлений, фактов социальной действительности, а также в особой интерпретации функций каждым средством. В чем-то они едины и одновременно своеобразны, неповторимы, что под силу только одному компоненту системы, в другом же случае они не могут обойтись друг без друга»[5].

В современных исследованиях, посвященных теории и практике СМИ, проблема конвергентности СМИ является одной из самых актуальных. Она постоянно дебатируется и дискутируется на различных научно-практических конференциях и семинарах, становится объектом и предметом соответствующих научных исследований. В круг специалистов, изучающих данную проблему, входят Н.С. Андреев, А.С. Багаутдинов, С.Д. Балмаева, Д. Белл, К. Бергланд, П. Бредшоу, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский, Я.Н. Засурский, Л.В. Землянова, А.А. Калмыков, М. Кастельс, А.Г. Качкаева, Р. Керли, Ю.В. Костыгов, М. Купер, Д. Ллойд, Б. Лонг, Л. Майкл, В.В. Орлова, М. Паркс, В. Портер, П. Райли, Д. Рэндалл, С.Л. Уразова.

Для обозначения новой журналистики, возникшей в связи с конвергентными преобразованиями в системе производства массовой информации, вначале использовался термин «конвергентная журналистика».

Конвергентная журналистика имеет такие основные отличия от журналистики традиционной, как новые подходы к содержанию, формированию редакций и распределению ролей, а также использование инструментария на основе интернет-технологий[6] и является синонимомопределения универсальная журналистика, которая как понятие включает в себя особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет-издания), объединенным на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами.

Е.Л. Вартанова в своих исследованиях о состоянии медиаэкономики на современном этапе отмечает, что конвергенция как понятие (лат. «convergente» — приближаться, сходиться) доминирует в медиаменеджменте, включая и производство контента. Существенно влияя на сбор, создание и распространение информационного продукта, конвергенция не только кардинально меняет подходы к управлению информацией, принципиально реконструирует организационную структуру СМИ, но и формирует новую модель, поиск которой на медиарынке интенсивно ведется на протяжении последних нескольких лет.

Конвергенция СМИ является процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации и коммуникации, но и различные связанные с ними индустрии[7].

Современная индустрия печатных СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.

Происходит слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве коммуникации идет речь. Радио в интернете, энциклопедия «Британика» на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое миниатюрным карманным коммуникатором, внешне похожим на калькулятор, но выполняющим большинство функций персонального компьютера. Такое слияние технологий позволяет разным техническим носителям — кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи — доставлять в скоростном и интерактивном режиме информацию пользователю или потребителю.

Таким образом, понятие «конвергенция СМИ» означает прежде всего слияние технологий, медиарынков и различных СМИ, фукционирующих на принципах координации и взаимодействия.

Идея конвергенции СМИ в своем развитии прошла несколько этапов. В 1970-е годы речь шла исключительно о координации печатных и электронных СМИ: «Способы объединения печати, радио и телевидения в непрерывно функционирующее целое — в этом, по нашему мнению, сущность координации их деятельности, основными принципами которой является специфичность воздействия каждого канала на массы, согласованность содержания и функциональная взаимозависимость»[8]. Развитие принципов координации, их реализация в практической деятельности обусловили процесс взаимодействия СМИ, который заметно активизировался с появлением интернета.

В 1980-е годы газетные компании создавали или приобретали электронные медиа в надежде защититься от конкурентов, — как правило, конкурентов на рекламном рынке. Вскоре они заметили, что издания, распространяющиеся в интернете, составляют серьезную конкуренцию своим же печатным СМИ, и интернет постепенно забирает рекламу. Многие потребители рекламы основную часть необходимой информации об изданиях, а также о расценках на рекламу получают из интернета, — таким образом, наблюдается тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределению рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов. Специалисты высказали мнение, что реклама в интернете работает намного эффективнее, чем в печатных изданиях, поскольку в онлайне существует множество бизнес-связей, позволяющих обмениваться информацией и трафиком интернет-сайтов.

Начался процесс переплетения капиталов различных видов СМИ и слияния собственности традиционных средств массовой информации (газет, радиовещания, телевидения). В этот процесс были также вовлечены книжный бизнес, индустрия звукозаписи, операторы спутниковой, кабельной и мобильной связи.

На следующем этапе развития конвергенции продвижение электронных версий стало для печатного издания уже одним из приоритетных направлений. Это объясняется еще и тем, что у электронных версий изданий существуют принципиальные преимущества по сравнению с печатными СМИ. Прежде всего, это, конечно, удобство, к примеру, читать в дороге или во время авиаперелетов. А в небольшом компьютере может уместиться годовая подписка на издание в формате PDF (аббривеатура англ. — portable document format). Кроме этого, онлайновые издания отличает оперативность, а также быстрота и легкость доступа к информации, возможность полнотекстового поиска.

Характерной чертой этого этапа конвергенции является взаимопроникновение содержания одних видов СМИ в другие. Однако массовым этот процесс становится все же в конце 1980-х годов, когда пришла волна визуальных элементов в печатных СМИ и верстка стала не просто процессом «упаковки представленного текста в полосу», а элементом содержания[9].

Далее основатель и руководитель Массачусетской лаборатории технологических средств массовой информации Н. Негропонте в книге «Цифровое бытие»[10] обозначил время, когда у людей появилась возможность получать адресно на домашний компьютер наиболее важные лично для них новости в цифровой форме и в удобный для них час. Теперь к этому добавились блоги, веб-серфинг и электронная почта[11] и многое другое.

Современное общество, вступая в новую фазу информационного развития, получает в свое распоряжение систему, которая впервые выступает в качестве средства всемирной интеграции. В июле 2000 года Президент РФ В.В. Путин вместе с лидерами других стран подписал Окинавскую хартию глобального информационного общества, которая содержит ряд обязательств, в том числе обязательства «…полностью реализовать потенциал информационных и коммуникационных технологий в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления» и предоставить возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям всем гражданам[12].

Для достижения этих целей Хартия предполагает разработку эффективных национальных и международных стратегий. США, Великобритания и ряд других стран уже разрабатывают государственные программы по обеспечению стопроцентного доступа к сети. В России активно осуществляется Федеральная целевая программа «Электронная Россия».

В настоящее время в нашей стране интенсивно реализуются различные планы информатизации, поддерживаемые как заинтересованными участниками рынка, так и парламентом и правительством. Внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу предполагает их использование в экономике, здравоохранении, образовании, науке, культуре, СМИ и госуправлении. А поддержка российского сектора информационных технологий складывается из политики развития производства компьютерного оборудования и комплектующих, развития производства программных продуктов, а также увеличения объемов предоставляемых услуг в сфере внедрения информационных технологий.

По прогнозам экспертов, высокий уровень развития информационных технологий станет важнейшим фактором качественного повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне, улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев
населения[13]. С каждым годом повышается компьютерная грамотность населения.

Внимание к техническим и экономическим аспектам внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) сопровождается большим вниманием к содержательным аспектам реализации возможностей использования ИКТ в деятельности СМИ. Именно интернет-СМИ становятся одним из наиболее значимых информационных ресурсов в современном информационном пространстве.

В интернете есть собственные сетевые издания и сетевые версии обычных СМИ. Интернет формирует новый вид СМИ, которые принципиально отличаются от традиционных. Возможность интерактивного общения по-новому выстраивает взаимоотношения издания с аудиторией, появляется возможность установления персональных взаимоотношений с каждым читателем. То обстоятельство, что для публикации текста не нужно посредничество печатного станка, редактора и денежных средств, делает интернет демократичным и доступным для молодых авторов. Для интернета характерны неограниченный охват аудитории и оперативность, значительный объем информации, низкая себестоимость распространяемой информации (при рассылке по электронной почте), хранение информации в базе данных, поиск, анализ, то есть повторное использование информации.

Начало третьего этапа развития конвергенции зафиксировано в конце 1999 года, когда «The Financial Times» объявила о полном слиянии онлайнового и печатного производств. Спустя год, лондонская «The Guardian», являющаяся лидером в сфере онлайновых услуг и построившая рядом со зданием газеты второй корпус для онлайновых проектов, приняла аналогичное решение — полная физическая и журналистская интеграция. В Португалии газета «Expresso» и ее основатель Франциско Пинто Бальзеамо произвели мультимедийную интеграцию, в результате которой была основана преуспевающая «Grupo Impresa». Приблизительно в то же время мадридская «PRISA Group», издатель ежедневной газеты «El Pais», решилась на публичную продажу своего предприятия и накануне первоначального предложения капитала сделала символический жест — наняла практически всех сотрудников онлайновой редакции своего конкурента «El Mundo».

«Clarin» в Аргентине, «Reforma Group» в Мексике, «О Globo», группа «О Estado de S. Paulo» и RBS в Бразилии, «El Universal» в Каракасе, «Presna Espanola», «La Vanguardia», «Recoletos», «El Mundo» и «Geupo Correo» в Испании, «El Caribe» / CDN в Доминиканской Республике, «El Nuevo Dia» в Пуэрто-Рико, «Telefuturo» в Парагвае, «El Tiempo» в Колумбии и «Madecom» в Панаме — лишь некоторые из множества компаний, крупных и не очень, выбравших общий путь. Они хотят стать на своих рынках настоящими «двигателями информации». То же самое происходит и в Скандинавии, Индии, Австралии и Азии[14].

В конце 2006 года газета «Тhe Daily Те1еgraph» приступила к созданию одного из крупнейших в Европе мультимедийного ньюсрума (с англ. «newsroom» — комната новостей), чья площадь составляет 6300 кв. м. Региональная медиагруппа «Nordijske Medier» на севере Дании, начавшая процесс конвергенции в своих редакциях раньше других, сегодня лидирует в производстве информации для радио, телевидения, мобильных телефонов и печатных СМИ.

Таким образом, каналы передачи информации, между которыми возможна конвергенция, выглядят следующим образом:

– газета (в том числе и бесплатная),

– телевидение,

– радио,

– интернет,

– мобильная телефония,

– iPod.

Связующим звеном между разнородными каналами передачи является контент (содержание). Если раньше деятельность медиакомпании имела три составляющие — производство контента, бренд и канал коммуникации, — то в условиях конвергенции бренд напрямую соотносится с контентом, а компания самостоятельно выбирает, какой канал использовать для передачи информации. У таких конвергированных СМИ появляются новые характеристики — мультимедийность, интерактивность, многоканальность. Это дает возможность непрерывно обновлять информацию и предоставлять ее в режиме реального времени. В теории и практике существуют два основных способа конвергенции СМИ. Первый — это слияние (поглощение) одной компании, предоставляющей «бумажный» контент, с другой компанией, производящей «цифровой» контент, и наоборот. В этом случае владельцы печатных изданий покупают радиовещательные и телевизионные компании (например, «Pearson» купила в 1993 году британское «Thames Television» и ряд других групп с целью создания собственного телевидения), а владельцы телеканалов приобретают газеты, звукозаписывающие компании и т. д. В течение последних 10–15 лет в результате процесса слияния и поглощения возникли медиакомпании, ежемесячный объем которых в информационном секторе исчисляется десятками миллиардов долларов.

Мировым лидером в развитии конвергенции СМИ по праву считается компания «Yahoo». Она заключает контракты с ведущими информационными компаниями, телеканалами, газетами и информационными агентствами, которые предоставляют «Yahoo News» свои материалы. Например, телекомпания CBS каждые сутки поставляет интернет-порталу около
60 минут своих видеоматериалов. Корпорация ВВС также была одной из первых компаний, осознавших значение онлайн-медиа и ставших первым поставщиком мультимедийного контента. Газета «Washington post» была одной из первых, кто внедрил новейшие цифровые технологии на сайте издания, использовав аудиофайлы, видеовставки, iРоd, мобильные сервисы и т. д. В число первопроходцев в этой области вошел и «Financial Times».

Такой способ конвергировать СМИ характерен в большей степени для Запада, в России актуально другое направление: создание собственного нового канала передачи информации. Исследователи отмечают, что этот процесс также может быть как «прямым» (то есть компания, имеющая печатные СМИ, создает радиостанцию или телевидение, модернизирует сайт, начинает использовать мобильные технологии и прочее), так и «обратным» (на базе цифрового носителя информации — сайта, радиостанции или телевизионной передачи — создается печатное издание).

Попытки успешно функционировать в условиях конвергенции в России в большей степени предпринимают гиганты — медиахолдинги.

«РосБизнесКонсалтинг» (РБК) с оборотом в $ 200 млн по итогам 2008 года владеет и газетой, и журналом, и сайтами, и телеканалом, — и все информационные продукты выходят под одним брендом. Визитная карточка РБК — безусловно, финансово-экономический портал www.rbc.ru. Кроме того, компания владеет и другими площадками в сети. Это сайт деловой аналитической газеты «РБК Daily», финансово-аналитический портал «Quote Total», ресурсы о высоких технологиях — www.cnews.ru, автомобильном рынке — www.autonews.ru, туризме и отдыхе — www.turist.ru, образовательный сайт для студентов — www.5ballov.ru, ежедневная интернет-газета www.utro.ru, бесплатная почта www.pochta.ru и другие. В 2010 году ежемесячная аудитория всех интернет-ресурсов компании достигла 40 млн человек.

Мультимедийной площадкой для взаимодействия печатных СМИ, радиостанций, а в будущем и телепроектов стал «Коммерсантъ. Холдинг».

В 2006 году издательский дом приобрел вместе с активами «Секрета фирмы» издание «Газета.ru», после этого сразу же был модернизирован сайт самого издательского дома. «Коммерсант.ru» и «Газета.ru», сегодня функционирующая в онлайн-версии, успешно взаимодействуют, анонсируя материалы друг друга.

Помимо этого, на сайте «Коммерсантъ» транслируются видеоролики к газетным публикациям, созданные совместно с телеканалом «Вести 24».

В 2008 году на радио «Эхо Москвы» собственную программу запустил журнал «Личный бюджет» (ИД «Creative Media»). Материалы программы основаны на публикациях журнала, и в соответствии с заявленной темой на радио для выступления приглашаются эксперты из редакции, представители финансовых кругов, профессионалы в обсуждаемых вопросах. Издательский дом «Афиша» разработал проект по производству видеоконтента для неэфирного, мобильного и интернет-телевидения.

Процесс конвергенции СМИ развивается и в российских регионах. Однако помимо того, что сегодня практически все региональные печатные СМИ имеют свою онлайн-версию, а региональные телерадиокомпании размещают в интернете часть своего контента, кроме того имеют собственные газеты — программы передач, следует отметить процесс создания медиацентров на региональном уровне. Они объединяют, как правило, муниципальные печатные издания, телеканалы и радиостанции, и их формирование актуально по нескольким причинам:

– нехватка профессиональных кадров;

– недостаток финансирования (работа медиацентра экономически более выгодна, чем работа отдельных СМИ);

– необходимость увеличения зарплаты сотрудников;

– потребность в профессиональной универсализации журналистов.

Создание и функционирование медиацентров вносит определенные изменения в систему региональных СМИ, представляющую собой совокупность разнообразных в типологическом отношении средств массовой информации. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

– печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

– аудиовизуальные СМИ — радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, «видеовещание»; особую промежуточную подгруппу образует телетекст;

– информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

Появление первых медиацентров на Урале относится к 2007 году. В настоящее время по характеру и организации их профессиональной деятельности можно выделить три группы региональных медиацентров:

– СМИ, входящее в состав действующего медиацентра;

– СМИ, вовлеченное в процесс формирования медиацентра;

– СМИ, пытающиеся объединиться, но имеющие объективные причины, мешающие формированию медиацентра на данный момент.

К первой группе относятся семь медиацентров, расположенных в городах Карталы, Трехгорный, Аша, Южноуральск; районах Нагайбакском, Октябрьском, Увельском. Практически каждый из них имеет в своем составе газету, радиостанцию, телестудию и интернет-сайт.

Ко второй группе редакций относятся СМИ городов Усть-Катава, Нязепетровска, Кунашакского, Варненского, Агаповского и Сосновского районов. Процесс формирования медиацентров прошел на базе муниципальных газет «Звезда», «Советское село», «Знамя труда», «Сосновская нива», «Усть-Катавская неделя», «Нязепетровские вести».

К 2008 году медиацентры были созданы в городе Аше на базе редакции газеты «Стальная искра», в Октябрьском районе — на базе редакции газеты «Октябрьская искра», в Агаповском районе — на базе редакции газеты «Звезда». В городе Озерск «Озерский медиацентр» объединил печатное и электронные СМИ и находится на стадии согласования нормативно-правовых документов[15].

К третьей группе относятся СМИ еще нескольких территорий. Это редакции, в которых имеются предпосылки для создания информационных центров, но существуют объективные причины, препятствующие этому процессу: отсутствие поддержки со стороны руководства района и необходимого финансирования.

Однако, несмотря на организационные и материальные сложности, единые информационные региональные центры расширили возможности информационного пространства в регионе, поскольку начали совместное осуществление широкого спектра таких услуг, как:

– издание газет;

– издание книг, брошюр, полноцветных альбомов и журналов, монографий и рефератов;

– литературная обработка и корректура рукописей;

– изготовление полиграфической и сувенирной продукции, офсетная печать и оперативная цифровая печать плакатов, листовок, буклетов, настенных и настольных календарей и т. д.;

– централизованная, согласованная в рамках единой организации рекламная деятельность, в том числе рассчитанная и на другие регионы;

– организация местного телерадиовещания, использование интернет-ресурса.

Создание региональных информационных медиацентров позволяет более эффективно использовать потенциал журналистских кадров и расходовать бюджетные средства, более рационально и оперативно обрабатывать информацию и распространять ее по различным каналам.

Для контентной поддержки региональных СМИ Министерство связи и массовых коммуникаций совместно с группой «Интерфакс», ГТЛПП разработали проект под названием «Федеральный информационный пакет» (ФИП). Региональные СМИ, подписавшиеся на ФИП, получают право свободного и легального использования новостей, актуальный и качественный контент от ведущих информационных агентств: официальную информацию, сообщения о событиях общественно-социальной жизни России, международные новости, информацию о происшествиях и т. д.; мультимедийные материалы: фото, видео, графику и другие. В регионах России и странах СНГ к ФИП подключились газеты, журналы, радиостанции, интернет-порталы, телеканалы. Сегодня информацию портала получают более 8,5 млн человек.

Таким образом, переход от постиндустриального общества к информационному идет на основе внедрения новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Интерактивные СМИ предоставляют все больше каналов распространения информации. И это вносит серьезные изменения в традиционную систему СМИ. Теперь газеты, радио, телевидение и интернет встречаются на одном поле — в мультимедийной среде. Происходит сближение различных по природе средств массовой информации. Эти тенденции были исследованы еще в 70-е годы и раскрыты как принципы совокупного использования методологических аспектов системного подхода к журналистике и системе средств массовой информации на основе общих для печати, радио и телевидения функций[16].

Этот процесс получил дальнейшее развитие и сегодня на разных уровнях слияния технологий, различных медиа, медиарынков СМИ. Исследование различных этапов конвергенции зарубежных и отечественных средств массовой информации показывает, что понятие «конвергенция» в настоящее время не только доминирует в теории журналистики и практике медиаменеджмента, но и как процесс кардинально меняет подходы к сбору, созданию, распространению и управлению информацией, формирует новые модели, способствует возникновению новых сетевых СМИ.

Функционирование конвергентных СМИ в современном медиапространстве способствовало появлению универсальной (конвергентной) журналистики, что, безусловно, сформировало новые требования к профессиональным и личностным качествам медиаспециалиста, суть которых выражается в способности журналиста к эффективной профессиональной деятельности в условиях редакции конвергентного типа.





Контрольные вопросы

1. Что такое «конвергенция», опишите ее как процесс преобразования СМИ.

2. Назовите основные этапы конвергенции СМИ.

3. Перечислите типы конвергенции СМИ.

4. Охарактеризуйте основные способы конвергенции СМИ.

5. Опишите особые аспекты медиаконвергенции СМИ.

6. Дайте определение понятия «универсальная» журналистика.

План семинарского занятия

«Конвергенция СМИ и появление новой универсальной журналистики»

1. Конвергенция как процесс преобразования СМИ.

1.1. Основные этапы конвергенции СМИ.

1.2. Типы конвергенции СМИ.

1.3. Основные способы конвергенции СМИ.

1.4. Особые аспекты медиаконвергенции.

2. Универсальная журналистика как результат объединения технологий, рынков и контента СМИ.

2.1. Понятие и типологическая характеристика универсальной журналистики.

2.2. Функционирование конвергентных российских СМИ.

2.3. Специфика деятельности конвергентного СМИ за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: